Жилые территории
Виды жилых градостроительных образований и их особенности
В составе жилых территорий (территории, застроенные или предназначенные для застройки преимущественно или исключительно жилыми домами) выделяются:
- • группа жилых домов — расположенные вблизи друг друга жилые дома, образующие целостную группу, чаще всего вокруг дворового пространства, у группы могут отсутствовать четкие планировочные границы в виде улиц, проездов, оград ит. п.;
- • жилой квартал — межуличное пространство, где не менее 50 % территории занято жилыми домами и придомовыми территориями;
- • жилой микрорайон — квартал на 6—20 тыс. жителей, в границах которого расположены учреждения и предприятия приближенного обслуживания, состав, вместимость и размещение которых рассчитаны на жителей микрорайона;
- • жилой район — межмагистральная территория на 25—80 тыс. жителей, в границах которой размещены жилые микрорайоны или кварталы, центр периодического обслуживания, районный парк, коммунальная зона, рассчитанные на жителей района [20].
Жилые микрорайоны и районы формируются, как правило, в больших городах.
Малоэтажная жилая застройка (1—3 этажа) в наибольшей степени комфортна для проживания. В то же время она не позволяет экономически эффективно использовать ценные городские территории. Поэтому малоэтажные жилые градостроительные образования обычно размещаются в малых городских поселениях или на периферии и в пригородных зонах больших городов.
Жилая застройка средней этажности (4—5 этажей) получила широкое распространение в градостроительной практике. Она сомасштабна человеку, позволяет создать здоровые и комфортные условия проживания горожан и, в то же время, эффективно использовать ценные городские территории.
|
Жилая застройка многоэтажная (6—9 этажей) и повышенной этажности (более 10 этажей) существенно уступают по комфортности условий проживания населения малоэтажной и среднеэтажной жилой застройке.
Жилая среда должна быть здоровой, безопасной, комфортной.
Критерии создания здоровой жилой среды:
- • отсутствие вредных веществ в воздухе, воде, почвах (соответствие их концентраций установленным санитарно-гигиеническим нормативам);
- • отсутствие шума, электромагнитных и других вредных излучений (соответствие их уровней установленным санитарно-гигиеническим нормативам);
- • достаточная инсоляция и аэрация открытых пространств (соответствие установленным санитарно-гигиеническим нормативам);
- • достаточная озелененность (не менее 40 % от общей площади жилого образования).
Автотранспорт является одним из основных источников загрязнения жилых территорий. Для их защиты от шума и загазованности ограничивается въезд транспортных средств на придомовые территории, используются специальные приемы размещения зданий по отношению к транспортным магистралям, моделирования рельефа, озеленения.
Критерии создания безопасной жилой среды. Автотранспорт является не только загрязнителем, но и источником физической опасности для человека. Поэтому транспортное обслуживание жилых территорий следует организовывать таким образом, чтобы дворовые пространства максимально освободить от транспортных средств, в первую очередь от транзитного транспорта.
|
Физическая и психическая безопасность жителей обеспечивается также путем выноса пешеходного транзита за пределы жилых дворов, недопущения размещения в жилых дворах нежилых, в том числе обслуживающих, объектов. Наиболее полно соответствует этим требованиям создание замкнутых или полузамкнутых бестранспортных жилых дворов, в которые имеются выходы из многоквартирных жилых домов, а транспортное обслуживание осуществляется с противоположной стороны жилых зданий.
Критерии создания комфортной жилой среды. Жилая среда должна обеспечивать физический, биоклиматический, психологический, эстетический комфорт проживающему населению.
В пределах жилых территорий должны формироваться биоклиматически комфортные температурно-влажностный и ветровой (от 1 до 5 м/с) режимы.
Жилая среда должна обладать высокими архитектурно-художественными качествами, эстетической выразительностью. Важное значение имеет также индивидуальность облика жилых образований, который создается не только жилой застройкой, но и малыми архитектурными формами, элементами благоустройства, озеленением.
Современные тенденции формирования и обустройства жилых территорий
Формирование комплексной жилой среды. Для жилых территорий важна комплексность жилой среды, которая обеспечивается:
- • наличием благоустроенной придомовой территории достаточного размера, приспособленной для всех бытовых процессов, организуемых вблизи дома (игры детей, отдых взрослых, мусороудаление, парковка личных автомобилей и др.);
- • нормативной пешеходной доступностью от жилых домов до учреждений приближенного обслуживания населения;
- • удобной транспортной или пешеходной связью жилых образований с местами приложения труда, центрами периодического обслуживания, рекреационными объектами [20].
Благоустройство жилых территорий необходимо осуществлять с учетом требований всех категорий населения включая физически ослабленных лиц. Они составляют значительную часть населения, к ним относятся старики, взрослые с детскими колясками, а также травмированные, хронически больные и инвалиды всех возрастов, в том числе глухие, слепые, слабовидящие, передвигающиеся с помощью костылей, тростей, протезов, на креслах-колясках. Им трудно, а иногда и невозможно пользоваться средой, удобной для большинства населения. Жилые территории должны быть соответствующим образом оборудованы с учетом требований физически ослабленных лиц (см. раздел 4.2).
|
Формирование приватных, соседских, общественных пространств. В пределах жилых территорий формируются приватные, соседские, общественные пространства.
Приватные (индивидуальные) пространства в многоквартирной жилой застройке создаются у квартир на первых этажах жилых зданий путем организации приквартирных озелененных участков (палисадников), а также на террасах, эксплуатируемых крышах жилых зданий. Они предназначены для уединенной рекреации вблизи жилища, что привлекательно для пожилых людей, родителей с детьми. Часто они огораживаются живыми изгородями из кустарника, украшаются декоративными растениями, цветами или могут иметь сплошной травяной газон. Благодаря регулярному уходу, индивидуальные озелененные пространства обычно отличаются высокими декоративными качествами (рис. 2.2.1).
Рис. 2.2.1. Приватные (индивидуальные) пространства в многоквартирной
жилой застройке
Соседские пространства создаются для людей, проживающих в одном дворе. По существу, они представляют собой двор, используемый и контролируемый совместно живущими в нем людьми. Они способствуют социальной сплоченности соседств при условии ограничения доступа в жилые дворы посторонних. Соседские жилые пространства неоднородны по функциональному использованию: наряду с организацией тихого отдыха старших возрастных групп проживающего населения, в них необходимо размещение площадок для игр детей, хозяйственных площадок. Площадки разного функционального назначения следует разделять плотными посадками зеленых насаждений для изоляции от шумовых и зрительных контактов.
При архитектурно-ландшафтной организации соседских жилых пространств применяются разнообразные приемы озеленения, цветочного оформления, моделирования рельефа, устройства покрытий, компоновки оборудования. Соседские пространства хорошо обозреваются из окон окружающих зданий, и при их архитектурно-ландшафтной организации необходимо учитывать особенности визуального восприятия формируемых композиций с разных высотных отметок.
Для соседских пространств важна индивидуальность формируемой среды. Этим целям может служить изменение характера рельефа с формированием искусственных холмов, откосов, покрытых травяным газоном, применение разных видов растительности включая декоративные кустарники и почвопокровные растения, размещение пленэрной скульптуры (рис. 2.2.2).
Рис. 2.2.2. Соседское пространство в составе жилого образования
Общественные пространства предназначены для общения и рекреационных занятий людей вне зависимости от места их проживания. Обычно это парк или другая озелененная территория, расположенная вблизи жилого образования. Они оборудуются детскими игровыми комплексами, площадками для подвижных игр подростков, площадками для спортивно-оздоровительных занятий разных возрастных групп населения, местами для прогулок, тихого отдыха, площадками для выгула собак.
Защита жилых территорий от негативного воздействия транспорта. Парковка автомобилей с ростом автомобилизации становится серьезной проблемой для районов многоэтажной жилой застройки. Расчеты показывают, что при нормативе 1 машино-место на семью и плотности населения 400 чел./га автостоянки и автомобильные проезды занимают около 40 % территории. Для размещения необходимого количества автомобилей в пределах жилых территорий требуется строительство подземных, полуподземных и многоэтажных автостоянок.
При устройстве подземных или полуподземных гаражей важно рациональное использование приемов озеленения — создание озелененных кровель, зеленых откосов, использование приемов каскадного расположения растительности, рядовых посадок, применение других приемов озеленения, способствующих интегрированию транспортных объектов в жилую среду (рис. 2.2.3).
Рис. 2.2.3. Бестранспортный жилой двор с подземным паркингом, имеющим
озелененную эксплуатируемую кровлю
Создание озелененных бестранспортных жилых дворов. Важно разделение транспортных и пешеходных пространств в пределах жилых территорий (цв. рис. Н-2-3). Транспортное обслуживание жилых территорий следует организовывать таким образом, чтобы дворовые пространства максимально освободить от автомобилей.
Бестранспортные жилые дворы с игровыми, спортивными, хозяйственными площадками, прогулочными дорожками, газонами в наибольшей степени отвечают требованиям создания комфортных условий проживания населения.
Создание сети удобных пешеходных и велосипедных путей. Жилые территории следует формировать как преимущественно пешеходные пространства, обеспечивая свободное и безопасное передвижение людей. Ширина пешеходных путей принимается по расчету и кратной 0,75 м — ширине полосы пешеходного движения.
Пешеходные пути должны создаваться с учетом возможности передвижения инвалидов, лиц, пользующихся креслами-колясками, престарелых, других физически ослабленных лиц (см. раздел 4.2), граждан с детскими колясками, детей, обеспечивая доступ к входам во все жилые и общественные здания, к площадкам отдыха.
Для велосипедного движения в пределах жилых территорий прокладываются велосипедные дорожки, которые трассируются вдоль пешеходных путей и местных проездов. Ширина полосы велосипедного движения и велодорожек принимается в соответствии с показателями, приведенными в табл. 2.2.1 [58].
Таблица 2.2.1. Размеры полос велосипедного движения и велодорожек
Ширина, м | ||
Тип велодорожек | Стандартная (в свободных условиях) | Минимальная (в стесненных условиях) |
Полоса велосипедного движения Велодорожки: | 1,5 | 1,0 |
с односторонним движением | 2,5 | 1,75 |
с двусторонним движением | 3,0 | 2,5 |
Пропускная способность одной полосы движения составляет 300 велосипедов в час. Продольные уклоны велодорожек принимаются, как правило, не более 30 промилей, поперечные — 15—25 промилей, радиусы поворотов — не менее 5 м.
С ростом понимания населением здорового образа жизни все большее количество людей пользуются велосипедами для спортивно-оздоровительных поездок. С целью активизации здорового образа жизни между жилыми территориями и пригородными зонами отдыха создаются велодорожки.
Велосипедные пути, как и пешеходные, целесообразно прокладывать в окружении зеленых насаждений. Зимой они могут использоваться как лыжные прогулочные маршруты.
Энергосбережение и использование альтернативных и нетрадиционных источников энергии. В современных жилых градостроительных образованиях все шире применяются энергосбережение и использование альтернативных и нетрадиционных источников энергии.
Энергосбережение осуществляется за счет применения эффективных теплоизоляционных ограждающих конструкций, систем регулирования и поддержания заданных температурных режимов в помещениях, рациональных приемов планировки застройки и озеленения, снижающих силу ветра и обеспечивающих комфортную микроклиматическую среду.
Для энергосбережения эффективно использование децентрализованных инженерных систем с головными сооружениями малой мощности: локальных — для группы потребителей (квартала, района) или автономных — для одного потребителя. Эти системы должны использовать современные технологии и оборудование, обеспечивающие экономию энергоресурсов и защиту окружающей среды.
Использование альтернативных и нетрадиционных источников энергии позволяет существенно снизить потребление от традиционных источников энергии, использующих органическое (уголь, нефть, газ) и атомное топливо. К альтернативным и нетрадиционным источникам энергии относятся энергия солнечного излучения, ветра, малая гидроэнергетика, низкопотенциальное тепло подземных и поверхностных вод, воздуха и др., а также вторичные энергетические ресурсы (тепло производственных и бытовых сточных вод, вентиляционных систем и т. п.).
Рациональное сочетание традиционных и альтернативных источников энергии в системе энергоснабжения обеспечивает ее надежность, т. е. способность бесперебойного обеспечения потребителей ресурсом требуемого качества.
Применение эффективных методов озеленения жилых территорий. С целью повышения уровня озелененности жилых территорий в современных жилых градостроительных образованиях применяются разнообразные приемы озеленения крыш, террас, балконов, лоджий, стен жилых зданий. При этом используются напольные и навесные ящики, кашпо для ампельных (свисающих) растений, решетки для вьющихся.
Вертикальное озеленение одновременно выполняет экологическую и декоративную функции. Используется вертикальное озеленение для декорирования глухих стен зданий, озеленения балконов, лоджий, входов в здания, оформления ограждений. Для вертикального озеленения применяют высоко-растущие декоративно-лиственные лианы, способные взбираться по фасадам здания на высоту 25—30 м, среди них девичий виноград пятилисточковый, виноград амурский, гортензия черешковая, актинидия острая и т. п., а также ампельные (свисающие) растения.
Наиболее эффективно комплексное озеленение и цветочное оформление жилых домов и дворов с использованием выполненного в едином стиле высококачественного оборудования для растений [73].
Применение антивандального оборудования. Оборудование и элементы благоустройства жилых территорий интенсивно эксплуатируются. Поэтому при их создании целесообразно применение прочных и долговечных материалов.
По сроку службы оборудование и элементы благоустройства можно подразделить на:
- • длительной эксплуатации (покрытия, элементы планировки рельефа, деревья) — срок службы 10—15 лет;
- • средних сроков эксплуатации (оборудование из металла и пластика, малые архитектурные формы) — 5—10 лет;
- • малых сроков эксплуатации (городская мебель, оборудование из дерева) — 3—5 лет.
Затраты на оборудование и элементы благоустройства открытых пространств жилых территорий следует дифференцировать с учетом расчетного периода эксплуатации. Значительные расходы допустимы на пластику рельефа и его обработку — покрытия, подпорные стенки, лестницы, пандусы (базовые, долговременные архитектурно-ландшафтные элементы). Быстро стареют морально и физически и заменяются чаще городская мебель, игровое оборудование