Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.
Для пропаганды своих педагогических идей Толстой издаёт специальный журнал «Ясная Поляна». Вокруг него группируются учителя окрестных школ, увлечённые его педагогической системой.
60-х годах реформы 1861 г, его избирают на должность мирового посредника, в обязанности которого входило разрешение спорных вопросов между помещиками и крестьянами. Выполняя эти обязанности, Толстой горячо отстаивал интересы крестьян, вызывая недовольство помещиков.
Одновременно с «Войной и миром» он составляет четыре книги в помощь начальной школе. Многие рассказы из них и сейчас представляют интересный материал для детского чтения.
«А́збука» — школьное пособие, написанное Львом Толстым для обучения детей чтению, письму и арифметике. Литературно-педагогическая работа, состоящая из четырёх книг и впервые изданная в 1872 году, включает не только адресованные ученикам короткие истории, былины, басни, загадки, но и рекомендации педагогам, методические советы и общие замечания.
Принципы яснополянской школы.
Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно:
- чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и
- чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях.
- Чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат, избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, чего он не может знать и понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, а иногда и лучше учителя.
Для того чтобы душевные силы ученика были в наивыгоднейших условиях, нужно:
1) чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц там, где он учится;
2) чтобы ученик не стыдился учителя или товарищей;
3) чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т. е. за непонимание;
4) чтобы ум не утомлялся.
5) чтобы урок был соразмерен силам ученика, не слишком легок, не слишком труден.
Основное занятие ученика на уроке — самостоятельное добывание знаний и творческое воплощение их в практике. Ученики являются активными участниками педагогического процесса.
Роль учителя велика, но она незаметна: учитель подбирает к занятиям материал, определяет содержание занятий, помогает в организации самостоятельной работы, вызывает интерес к изучению явлений природы, законов языка, собственным сочинениям; он не мешает ученикам, а создает условия для их творчества.
Понимание учителем физического и душевного состояния ученика и соответственное реагирование на него.
К. Д. Ушинский
«О первоначальном преподавании русского языка»
Язык народа есть произведение творческой способности дара слова не одного человека и не одной человеческой жизни, а бесчисленных жизней, бесчисленных поколений. Вводя дитя в народный язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа.
«Детской литературы у нас почти не существует. Ни один замечательный талант у нас не трудился для детей»
К.Д Ушинский выделял ряд правил первоначального обучения родному языку:
О времени начала учения.
Предметы первоначального обучения
Организация первоначального обучения.
Классная дисциплина.
О значении отечественного языка в первоначальном обучении.
О наглядном обучении.
О первоначальном обучении грамоте вообще.
Элементарное письмо. Необходимо научить детей правильно сидеть при письме, писать в такт.
Звуковые упражнения, приготовляющие к чтению:
а) угадывание заданных звуков в словах;
б) подбор детьми слов заданные звуки;
в) разложение слов на слоги и слогов на звуки;
г) сложение слов из звуков;
д) замена одних звуков другими, например: кот, пот, сот, рот и т. д.;
е) приставка буквы к началу слова, например: от—рот, крот; рыть—крыть, скрыть, вскрыть; рак — фрак и т. п
ж) приставка на конце слова;
в) перестановка одних и тех же звуков, например мука, кума, сон, нос и т. д.
Дальнейшее и совместное изучение письма и чтения по азбуке.
К.Д. Ушинский предпочитал медленное обучение ребенка механизму чтения и письма, но вместе с тем стремился развивать в нем способность внимания, устную речь, рассудок, обогащать его память живыми образами и меткими словами.
Руководство к преподаванию по Родномуслову
Беседы с детьми.
Толковое чтение и изучение наизусть литературных образцов
Изучение грамматики.
В.П. ШЕРЕМЕТЬЕВСКИЙ
ПЛАН НОРМАЛЬНОГО УРОКА
Каждый урок распадается на три главных момента:
Ø первый момент: связь с предшествующим уроком;
Ø второй момент: срединный (объяснение нового вопроса);
Ø третий момент: связь урока с последующим уроком.
- Поверка задачи.
- беглый и немой осмотр тетрадей у трети или четверти класса,при этом никаких приватных объяснений с отдельными учащимися не должно быть;
- общая гласная поверка, призываются прежде всего к ответу те ученики, у которых при предварительном осмотре были замечены ошибки.
- Объяснение нового
- Постановка основных примеров.
- примеры четко пишутся на доске;
- если есть особые грамматические карты с крупно напечатанными примерами, то они вывешиваются на доске;
- примеры в грамматическом задачнике, не сосредоточивают внимания класса в одном фокусе зрения, какой представляет одно общее для всех наглядное пособие, в данном случае примеры на доске.
- Вывод теоретического положения.
- Практические упражнения (письменные и устные)
- Свод
Запись в тетрадях:
- пишется заглавие урока,месяц и число;
- списываются с доски термины и один или два из основных примеров с подчеркиванием известных слов;
- списываются с доски сводные вопросы, но не все за раз, а во столько приемов, сколько поставлено будет вопросов.
По окончании записи последним является устное упражнение — упражнение в связном изложении по только что записанным в тетрадях вопросам т.е. упражнение в грамматическом рассказе.
- Задача
Объяснение задачи идет следующим порядком:
1) предлагается запомнить теорию при помощи записанных вопросов и выучить наизусть основные примеры для скрепы теории;
2) указываются в грамматическом задачнике материалы для практических упражнений, как письменных, так и устных;
3) После того как два-три ученика повторят, в чем должна состоять внеклассная работа, после того как ученики сами попытаются придумать заглавие для письменной задачи, вызывается к доске ученик послабее, и ему предлагается сделать пробу исполнения и прежде всего письменной задачи; другие ученики призываются к содействию в случае затруднения.