Совершенствование систем качества
Современная система управления качеством охватывает все аспекты управления производством. Система позволяет своевременно выявить несоответствия, проанализировать и устранить их причины. Важнейшим элементом системы является стратегия в области качества, отвечающая на вопросы: зачем предприятие стремиться повысить качество своей продукции, какого уровня качества планируется достичь в будущем.
Современная система управления качеством вобрала в себя лучшие идеи выдающихся ученых и практиков. Эффективность применяемых в ней подходов, методов и инструментов многократно проверялась на предприятиях развитых стран, занимающихся различными видами деятельности. Характерными особенностями современной системы качества являются охват всех аспектов производства, влияющих на качество, продуманная система мотивации и ответственности сотрудников, обязательное документирование всех процедур (включая процедуры работы в сбойных ситуациях), обеспечение всех участвующих в производстве необходимыми материальными, административными и информационными ресурсами. Система управления качеством никогда не бывает совершенной и законченной. Она является чрезвычайно живой системой и должна постоянно приспосабливаться к изменяющимся требованиям и желаниям потребителей, к внутренним требованиям по качеству, методам и средствам производства, материалам и другим условиям.
Система качества- это совокупность структур, которые выполняют свои функции в этой системе установленными методами. Но структуры, функции и методы не есть что-то раз и навсегда установленное после разработки и внедрения системы качества. Они изменяются в соответствии с изменениями внутренних и внешних условий, в том числе в связи с новыми достижениями в области технологии производства и организации работ. Меняются, отмирают старые структуры, рождаются новые структуры, меняются методы работ и содержание ранее выполняемых функций. Все это требует изменений системы качества, ее совершенствования.
Основные направления совершенствования систем качества
В последние годы для совершенствования систем качества стала применяться самооценка предприятий по критериям премий в области качества. Совершенствование системы качества, как правило, предусматривает:
· уточнение перечня функций и элементов системы качества;
· перераспределение функций среди подразделений - исполнителей работ;
· изменение состава и содержания нормативных документов системы качества и корректировку Руководства по качеству;
· повышение темпов модернизации и обновления выпускаемой продукции;
· развитие сферы услуг;
· внедрение более эффективных методов контроля и испытаний;
· внедрение и использование локальных компьютерных сетей и Интернета;
· обучение работников новым методам обеспечения качества;
· применение новых форм и методов мотивации персонала;
· активизацию маркетинговой и рекламной деятельности;
· более тесное сотрудничество с поставщиками материалов;
· развитие инициативы работников и привлечение их к работе в кружках качества.
Организует и координирует эту работу отдел управления качеством. При этом надо иметь в виду, что проведение этой работы легко может проверить заказчик и аудитор по наличию и частоте внесения изменений в документы системы качества.
Совершенствование системы качества по результатам внутренних проверок, проверок второй и третьей стороной, а также по результатам самооценки предприятия по критериям Российской премии по качеству - непременное условие эффективного функционирования системы качества в изменяющейся внутренней среде предприятия и внешней ситуации.
Организация работы кружков качества
Опыт лучших предприятий США, Японии и стран Западной Европы показал, что одним из эффективных методов решения проблем качества является использование кружков качества - добровольного объединения работников для решения проблем на рабочих местах. Их внедрение стимулирует творческое отношение к труду, позволяет повысить производительность труда и качество продукции, снизить ее себестоимость.
Среди специалистов существует мнение, что хотя истоки кружков качества зародились в США в форме групп бездефектного труда, там они не получили дальнейшего развития. Цельная концепция кружков качества впервые была предложена японским профессором К. Исикава в 1962 г., и сначала именно в Японии они получили широкое распространение. В США первые кружки были организованы уже с учетом японского опыта: на фирме «Локхид» в 1974 г. и «Вестингауз» в 1978 г.
Несмотря на добровольный характер и инициативу снизу, создание кружков качества на фирмах координируется и стимулируется администрацией и профсоюзами. В целом в японской промышленности в 70-80-х гг. насчитывалось около 1 млн. таких кружков, в которых работало около 10 млн. человек. Их деятельность приносит фирмам значительный экономический эффект, несмотря на то, что далеко не все предложения внедряются в производство, хотя все они оплачиваются администрацией.
Для организации работы кружков качества на предприятии нужно создать такие условия, при которых персонал был бы заинтересован участвовать в их работе.
В наших условиях, считает В.Ю. Огвоздин, при наличии организованной рационализаторской работы, кружки качества могут использоваться для решения комплексных проблем качества, требующих участия специалистов разных направлений: конструкторов, технологов, производственников, которые в обыденной практике работают разрозненно. Служба качества совместно со специалистами разных подразделений должна составить перечень проблем и провести серию совещаний, чтобы инициировать их создание. На основании перечня проблем и состава специалистов по каждой проблеме нужно выпустить приказ по созданию и организации работы нескольких кружков с указанием руководителей кружков, сроков работ и сумм вознаграждения для стимулирования решения намеченных проблем. Все это, а также детальный порядок создания, повседневной работы и прекращения деятельности кружков качества, права и обязанности администрации и работников по внедрению поданных предложений, моральное и материальное поощрение членов кружков качества целесообразно изложить и утвердить в специальном Положении о кружках качества. «Положение» должно быть согласовано с профсоюзом, так как работа кружков качества связана с выделением рабочего времени, предоставлением помещений, оборудования, охраной труда, а также вознаграждением за поданные предложения. Деятельность кружков качества может быть направлена не только на решение конкретных проблем качества, но и на повышение производительности труда, внедрение передовой технологии и рациональных приемов труда, экономию ресурсов, снижение себестоимости и т.д.
Предлагаемый вариант не исключает создания кружков качества по «классическому» образцу, снизу, по инициативе работников для решения текущих проблем непосредственно на рабочих местах. Более того, инициатива работников должна поощряться администрацией, а служба качества должна заниматься координацией и учетом работы таких кружков. Тем не менее, как показывает опыт, в наших условиях, в дополнение к организованной на предприятиях рационализаторской и изобретательской работе, наиболее реальными могут быть кружки качества, созданные по типу комплексных групп.