Главным направлением в повышении качества выпускаемой ОАО "ЗМЗ" продукции признано создание системы качества и её сертификация на основе требований международных стандартов ИСО серии 9000. Сегодня стандарты ИСО серии 9000 приняты как национальными более чем в 60-ти странах мира. В последние годы данные стандарты получили широкое применение и в России.
Главной задачей системы качества, спроектированной на базе международных стандартов серии ИСО 9000, является удовлетворение запросов и ожиданий потребителя а так же защита интересов самой организации. Она ориентирована на проведение профилактических воздействий, позволяющих предупредить возникновение проблем с качеством, а так же немедленно реагировать на возникающие отказы и устранять их.
Внедрение системы качества на предприятии и получение сертификата соответствия требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 является гарантом потребителю в обеспечении качества, заявленного изготовителем, и надежным средством руководства в деле оптимизации и управления качеством с точки зрения выгод, затрат и рисков изготовителя.
Международная организация по стандартизации (ИСО) разработала три основных контрактных модели системы качества в следующих стандартах семейства стандартов ИСО 9000:
- ИСО 9001: 1994 Система качества - Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
-ИСО 9002: 1994 Система качества - Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании.
-ИСО 9003: 1994 Система качества - Модель для обеспечения качества при контроле и испытании готовой продукции.
Наиболее полный объём, охватывающий все фазы жизненного цикла продукции, отражен в модели системы качества стандарта ИСО 9001.
|
5.2. Система качества ЦЧД на основе МС ИСО 9001:94. Общее положение.
Система качества ЦЧД является составной частью Системы качества ОАО,,ЗМЗ", поэтому ее построение основано на принципах построения Системы качества завода.
Система качества ЦЧД ОАО «ЗМЗ» представляет собой совокупность структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством,исходя из установленных в "Политике предприятия в области качества" целей и вытекающих из них задач. Система качества направлена на:
*обеспечение рационального функционирования всех подразделений ЦЧД по соблюдению установленных требований к качеству продукции на всех ее стадиях жизненного цикла.
*обеспечение уверенности для руководства и потребителей в том, что требования, предъявленные к качеству выпускаемой продукции выполняются на всех стадиях производства;
*предотвращение дефектов, несоответствий и ошибок путем анализа возможных проблем, рационального планирования и соответствующего управления; *обеспечение опознавания и устранения причин производственных ошибок на возможно ранней стадии и определение корректирующих и предупреждающих мероприятий, позволяющих избегать их повторения;
*контроль мероприятий, обеспечивающих качество выпускаемой продукции, и в случае необходимости, их корректировку.
Руководство ЦЧД осознает, что эффективное функционирование Системы качества зависит от четкого обеспечения обратной связи. Регистрация степени соответствия выпускаемой продукции предъявленным требованиям осуществляется при помощи учетно- отчетной документации. Важное место в Системе качества по формированию данной документации отводится бюро управления качеством, осуществляющему сбор и анализ информации о качестве продукции как в действующем производстве, так и от внешних потребителей.
|
5.3. Статистическое управление процессами изготовления продукции.
Совершенствование системы качества нельзя рассматривать в отрыве от реформы всего предприятия. Качество - это прежде всего продукт производственных отношений. Внедрение измененной системы качества является началом пути к управлению качеством, малой его частью. Созданная система качества может только подтвердить, что предприятие в состоянии выполнять поставленные задачи и установленные планы по качеству. Поэтому важное значение в обеспечении качества имеет само функционирование созданной системы качества, постоянное её усовершенствование.
Главным направлением в управлении качеством в цехе должна стать оценка состояния технологического процесса на основе применения статистических методов и своевременная его корректировка. Направление усилий на контроль конечного продукта в массовом производстве по сути своей является неверным, так как на изготовление и исправление несоответствующем НТД продукции тратятся материальные и людские ресурсы. Поэтому стратегия обнаружения ущербна и является плохой заменой эффективного управления качеством.
Намного эффективнее избегать брака, т.е. применять стратегию предупреждения. Для её реализации необходимо создать систему управления процессами изготовления продукции. Система управления процессами должна иметь обратную связь. Элементами обратной связи являются информация о качестве продукции, поступающая от потребителей и результаты статистического анализа процесса изготовления.
|
Важным средством для управления процессом являются контрольные карты. Важность их состоит в том, что они эффективно направляют внимание на особые причины изменчивости и показывают степень изменчивости от обычных причин, которая может быть снижена усовершенствованием процесса или системы управления. Применение контрольных карт дает изготовителю ряд преимуществ. При надлежащем использовании контрольные карты могут:
- использоваться операторами для текущего управления процессом;
-помочь работать устойчиво, предсказуемо, обеспечить качество и минимальные затраты;
-позволить процессу достичь повышения качества, снижение себестоимости единицы продукции, повышение эффективности производства;
- представить общий язык для обсуждения процесса;
-определить особые причины изменчивости от обычных, применять локальные действия или действия над системой.
Приемочные контрольные карты применяются для оценки состояния технологического процесса с целью принятия решения о возможности приемки продукции. Данный метод приемки продукции позволяет иметь на выходе уровень несоответствий в пределах установленного норматива. Приемочные контрольные карты имеют тоже контрольные границы, но их величина зависит от границ технического допуска, а величина снижения - от выборочного среднего и уровень несоответствий.
Наиболее удобным носителем информации о состояние процесса является контрольный листок. Форма листка может быть произвольной, необходимо лишь предусмотреть, что бы наряду с записью измеряемого показателя качества в последующих колонках этого листка указывались все факторы, зависимость от которых мы хотим проследить в дальнейшем. При исследовании и сборе данных рекомендуется следовать правилу: пусть лучше будет учтен лишний “подозрительный” фактор, чем опущен какой-то фактор, который на самом деле окажется важен.
Статистическое управление процессами включает в себя три стадии:
- анализ процесса,
- поддержание процесса,
- совершенствование процесса
На ОАО “ЗМЗ”, в том числе и в ЦЧД, в настоящее время применяются следующие статистические методы:
-статистический приемочный контроль,
-статистический анализ.
Главным направлением при этом должна стать оценка процесса и возможность его управляемости. При этом процесс сначала должен быть доведен до статистически управляемого состояния посредством обнаружения особых причин изменчивости и воздействия на них. В автомобильной промышленности принята практика рассчитывать воспроизводимость только после демонстрации того, что процесс статически управляем, т.е. на основе статистического анализа можно прогнозировать его поведения и применять корректирующие меры воздействия на процесс. После установления, что процесс стабилен и способен соответствовать требованиям в данный момент, следует выполнить дополнительные исследования. Наряду с применением действующих статистических методов на отдельных участках и видах продукции, необходимо повсеместное применение статистических методов, которое необходимо проводить в следующей последовательности:
Первый шаг в этом направлении необходимо начать с организации процедуры измерений и анализа уровня несоответствий на каждом участке по каждому виду продукции. Хотя эта операция и требует определенных затрат, но она нам “открывает глаза” на то, что мы производим и дает понять, что делать и куда идти дальше по дороге управления качеством.
Важное значение в мотивации имеет материальное стимулирование. Применяемы методы оценки качества труда и материального стимулирования явно устарели. Премия давно уже стала гарантированной частью заработной платы и не стимулирует работников к повышению качества.
Учитывая сложившееся экономическое положение в стране и то, что заработная плата вместе с премией давно уже стала соответствовать уровню удовлетворения естественных потребностей основной части работающих, премию за качество давно уже пора ввести в особый ранг, сделав её дополнительной частью заработной платы, тем самым создать условия наибольшей заинтересованности работников в её получении. При этом можно пойти разными путями:
*Выплачивать фиксированную премию при достижении определенного уровня несоответствий.
*Выплачивать премию в зависимости от достигнутого уровня несоответствий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В результате проведенного анализа системы управления качеством ЦЧД установлено:
1.Действующая система качества цеха стальных деталей является составной частью заводской системы качества, в основу построения и функционирования которой легла разработанная в середине 70-х годов комплексная система управления качеством продукции (КС УКП) на базе стандартов предприятия.
1. Система качества имеет больше всего внутреннюю направленность и дала положительные результаты по снижению внутреннего брака в производстве.
3. Главным недостатком системы явилось слабая её связь изменяющимися требованиями потребителя и, как следствие, высокий уровень рекламаций, влекущий за собой снижение конкурентоспособности продукции и рост потерь от брака.
4. Имеются недостатки действующей системы качества и по обеспечению качества на стадии производства:
-требования стандартов предприятия не подкреплены процедурами их исполнения;
-плохо налажено обеспечение идентификация и прослеживаемости продукции;
- слабо применяется управление технологическими процессами изготовление продукции на базе статистических методов анализа;
- несовершенна мотивация работающих к качеству труда.
Для совершенствования системы качества ЦЧД необходимо:
1.Создание системы качества на базе МС ИСО 9001:94 с последующей сертификацией системы качества Европейским сертификационным органом и Госстандартом РФ;
2. Управление процессами изготовления продукции на основе статистических методов анализа производства и претензий от потребителей.
Создание системы качества на базе МС ИСО 9001:94 должно в себя включать:
1. Распределение ответственности персонала за исполнение требований международного стандарта по элементам системы качества.
2. Документирование исполнения требований стандарта по элементам системы качества с разработкой стандартов предприятия, процедур, технологических и рабочих инструкций. Действующие стандарты предприятия подлежат переработке в соответствии требований ИСО 9001:94.
3. Контроль со стороны руководства за функционированием системы качества и постоянное ее совершенствование.
Процесс изготовления продукции должен представлять собой систему с обратной связью, где основанием корректировки процесса должны являться:
- результаты статистического анализа процесса изготовления;
-результаты анализа претензий от потребителей.
С целью повышения мотивации к качественному труду работников и обеспечения успешного функционирования системы качества необходимо изменить действующую систему стимулирования производственного персонала, сделав упор на применение методов самостимулирования, получивших широкое распространение на машиностроительных предприятиях Европы.
Создание системы качества на базе МС ИСО 9001:94 и последующая её сертификация Европейским органом сертификации и Госстандартом РФ решает следующие задачи:
- наличие сертификата на систему качества является пропуском на Европейские рынки;
- отпадает необходимость проведения обязательной сертификации продукции Госстандартом РФ;
-обеспечивается рациональное функционирование подразделений МСП-1 по соблюдению всех установленных требований к качеству;
- снижаются внутренние и внешние потери от плохого качества продукции за счет управления на основе анализа несоответствий, возникающих у потребителя, и результатов статистического анализа процесса изготовления продукции;
- происходит вовлечение в управление качеством и, как следствие, создание заинтересованности в конечном результате, за счет создания системы качества по всем фазам жизненного цикла продукции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.. Закон РФ “О сертификации продукции и услуг”. Москва,1993.
2. ИСО 9000-1: 1994 Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества. ИСО 8002: 1994 Управление качеством и обеспечение качества - Словарь.
3. Лапидус В.А. Статистическое управление процессами. Н.Новгород, АО НИЦЦ КД, СМЦ “Приоритет”, 1997.
4. Практическое руководство. Применение прикладных статистических методов при производстве продукции для специалистов технических служб предприятий и организаций. Н.Новгород, АО НИЦ КД, СМЦ “Приоритет”, 1996.
5. Разумов И.М. Организация, планирования и управление предприятием машиностроения. Москва, Машиностроение,1982.
6. Брун М., Георги Д. Управление качеством: затраты и выгоды // проблемы теории и практики управления. – 2000. - №1. – с.70-75