Проблема истины в марксизме и её разрешение




Занятие 1

"Философия и проблема истины в марксизме"

(Курсивом даны дополнения от автора текста занятия

подчеркиванием то, на что сделать упор в рассказе)

Истина в философии

Философия (википедия) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно -обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания этой реальности. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества.

Вывод: укрепляя свои знания в философии укрепляем свои знания во всем (абсолютная истина это и есть знание всего обо всем)

Истина в марксистской философии

Философия марксизма есть диалектический материализм, т.е. единение диалектики и материализма.

Истина - это соответствие понятия объекту (например, теория соответствует наблюдаемым явлениям природы, социума (любой материи))

Вторая сторона истины – истина это соответствие объекта понятию (когда объект (эксперимент) реализованный по проекту (теории) соответствует этому проекту).

Целью всякого познания является получение истинных знаний, которые адекватно отражают действительность. Понятие истины фиксирует совпадение человеческих представлений с объективным положением, дел. Сами по себе природные или социальные процессы не истина, они действительность, бытие, а истина - это характеристика нашего знания о них, поэтому более точным выражением является «истинное знание», которое противостоит выражению «заблуждение», то есть знания, не соответствующего реальной действительности.

Истины в материальных вещах и процессах нет, потому что истина идеальна.

Идеал есть тождество идеи и действительности (по сути то же самое что и истина)

(как хотел так и получилось – идеально)

Истина (это не термин) - это элемент сознания, продукт мыслительной деятельности. Истина есть не сами вещи, а знания об этих вещах. Истинными или ложными могут быть знания о вещах, а не сами вещи.

Вывод: Истина - существует в сознании человека. Носитель истины - отдельный человек, затем коллектив, социальная группа, класс и т.д. По изложенным причинам истина не только идеальна, но ещё и субъективна, привязана к человеку и человечеству.

Но надо помнить что ум человека не создает истину, а открывает ее. Суждение, мысль тогда истины, когда они правильно воспроизводят действительность.

Объективность истин связывается со следующими положениями:

1. источник знания – объективная реальность;

2. качество субъекта сами по себе не определяют истинность утверждаемого суждения;

3. вопросы истины не решаются большинством голосов;

4. категории для выражения обозначения истины не создаются произвольной игрой воображения, а сформированы длительной эволюцией науки и социума.

 

Объективная истина приобретается человеком не сразу во всем объеме, а постепенно, потому что окружающий мир безграничен и бесконечен, а человечество ограничено в своих возможностях познавать мир на каждом этапе исторического развития. Знания людей на каждом историческом этапе определяются достигнутым уровнем развития науки, техники, общественно-исторической практики. По мере развития научного познания открываются новые законы, а также уточняются те условия, при которых эти законы верны. Между познанным и непознанным нет непроходимой грани (спорно).

Две истины в марксизме – относительная и абсолютная

Относительная истина

1. Выражает историческую обусловленность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания;

2. Относительность объективной истины означает ее незавершенность, приблизительность, наличие моментов несоответствия объекту, односторонность его воспроизведения, верность в строго определенных условиях.

 

Но если истина относительна, то есть ли истины, которые не подвластны времени и являются абсолютными? Такие истины есть в любой науке. Это моменты объективного в относительной истине. Многое из того, что мы обнаруживаем в процессе познания, оказывается универсальным - всеобщим, абсолютным. Но даже такие истины могут изменяться. Абсолютность истиныозначает, что, она нигде никем и никогда не может быть опровергнута. Она всё та же для всех времён и народов с момента её открытия

Абсолютная истина

в философии понимается в трех смыслах:

1. Абсолютно полное знание обо всем, что было. Есть и будет в мире;

2. Моменты абсолютного, непреходящего знания в составе знания относительного; (момент это неотъемлемое, часть – отъемлемое)

3. Так называемые «вечные», окончательные истины (например, закон тяготения (и он не вечен).

 

В первом случае абсолютная истина не достижима, но нет предела все более полного отыскания ее содержания. Во втором и третьем смыслах абсолютная истина «включается» в человеческое познание, на каждом из этапов его развития и таким образом истиной является не только абсолютная истина, то есть полное и совершенно точное отражение действительности, но и приблизительная, неполная, то есть относительная истина.

Понятно, что абсолютно полного знания невозможно достичь ни на одном из исторических этапов развития общества; Гегель отмечал: «Истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман». Поэтому есть истины абсолютные, и нет истины вечной, истины в последней инстанции. Последний момент концепции истины - это признание ее конкретности. Конкретность истины означает то, что она отражает предметы и явления в определенных условиях места и времени. Конкретность истины предполагает постоянное соотношение теории и действительности.

Метафизическое противопоставление абсолютной и относительной истин приводит к заключению, что можно получить истину в последней инстанции, вечную истину,если принимать за истину такие положения, которые справедливы в любое время всегда и везде, то это будет означать догматическое понимание действительности. Догматизм в познании возникает в том случае, если принимаются без доказательства и проверки теоретические истины, которые были верными в других условиях.

Релятивизм- это признание только условности и относительности знания и отрицание, какой бы то ни было объективной абсолютной истины, объективной модели или научной картины мира, к которой стремится познание.

Критерий истины

Отыскать критерий истины,это, значит, найти такое объективное независящее от человека и человечества основание, которое позволяет отличить истинное знание от ложного. Таким критерием является практика, то есть критерием истины является не полезность или какое-то другое основание, а только истинность знания, то есть их верность в действительности.

Проблема истины в марксизме и её разрешение

Возникает вопрос: может ли объектив­ная истина быть выражена в человеческих знаниях полностью? Может ли бесконечный мир быть за­мкнут в конечные формы знания?. Абсолютная истина недостигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем. Если под абсолютной истиной понимать полное и ис­черпывающее знание о мире в целом, которым человек может распо­лагать в какой-то конечный момент времени, то, такая аб­солютная истина недостижима. Она существует в гегелевской систе­ме под именем «Абсолютного духа».

Но из утверждения о недостижимости абсолютной истины мо­жет следовать вывод о невозможности для человечества получения полного и достоверн ого знания о мире. Следовательно, в каких-то пределах познание мира невозможно. В этих пределах разум наталкивается на непреодолимые препятствия (ограниченность ума его объемом, временем сущестсвования) и вступает в противоречия.

Марксистская философия стремится преодолеть эти агностические установки. Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы» утверждал, что никакой противоположности между явлением и вещью в себе не существует, а существует противоречие между тем, что мы знаем и чего мы не знаем (вещь в себе по И. Канту это предмет как он есть, его истинная сущность, недоступная человеку, человеку доступно лишь явление этого предмета через ощущения). В теории познания, как и во всех областях науки, следует рассуждать диалектически, то есть не предполагать готовым и неизменным наше знание, а рассматривать конкретно, как из незнания является знание, каким образом неистинное, неполное знание становится более полным и более точным.

Эта проблема в марксистской философии решается на основе диалектики абсолютной и относительной истины.

Важно:в этом случае тер­мин «абсолютная истина» употребляется в значении, близком к зна­чению термина «объективная истина».

Поскольку в каждой научной теории имеется момент объективного содержания, совпадения мыс­лей с действительностью, постольку в нем имеется момент абсолют­ной истины (момент это неотъемлемое, часть – отъемлемое). Но сами теории или другие формы знания носят относи­тельный характер. Они формируют истину в каких-то исторически конкретных, преходящих формулах, высказываниях, теориях. Раз­витие познания, с этой точки зрения, можно представить как дли­тельный, непрекращающийся процесс движения относительных ис­тин, который приводит к накоплению и обогащению человеческого знания.

Абсолютная истина предстает в таком случае как бесконеч­ная сумма относительных истин, которые формулирует человечест­во на протяжении всей истории своего развития. Этот процесс никог­да не может завершиться.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: