Изучение нового материала. Конспект урока




Конспект урока

Предмет: Музыка

Класс: 4 Дата: 01.12.2020, 08.12.2020

Тема: «Виды оркестров: народный, духовой, эстрадный, джазовый».

Музыкальный материал:

-Народная песня «Ах, вы, сени, мои сени» (народный оркестр)

-Марш «Прощание славянки» (духовой оркестр)

-Гудвин «Джазовая полиция» (джазовый оркестр)

-Гершвин – вступление к опере «Порги и Бесс» (джазовый оркестр)

-Оркестр Поля Мориа «Токката», «Жаворонок» (эстрадный оркестр)

-Луи Армстронг «Прекрасный мир» (джазовая музыка)

-Кабалевский «Я, ты, он, она» (песенка для слушания и разучивания)

 

 

Ход урока

Актуализация опорных знаний.

- А теперь отгадайте, пожалуйста, загадку, которую я сейчас прочитаю:

Балалайки, гусли, домры, и баяны, и гармошки.

Есть трещотки, дудки, бубны даже расписные ложки.

Все играют звонко дружно, слушать их не надоест.

Отгадать, ребята, нужно, что это? (Это ор_______тр.)

- Правильно. Когда играет много инструментов – это оркестр. Значит, оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.

- Ребята, оркестры по своему составу, как вы знаете, бывают разные. О каком оркестре идет речь в моей загадке?

- Об оркестре русских народных инструментов. (Дети называют русские народные инструменты.)

- Действительно, тема нашего урока – «Виды оркестров». Мы с вами знаем уже некоторые виды оркестров. Назовите - какие?

-Самый большой - симфонический оркестр. Скажите, на какие группы мы можем разделить все инструменты симфонического оркестра? (струнные, духовые (деревянные и медные), ударные).

-В оркестре русских народных инструментов их тоже три – струнные, духовые и ударные. Сама природа как бы разделила инструменты на группы. Ударные - от камня, струнные - от поющей тетивы, медные – от морской раковины, деревянные – от тростинки.

-А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»? Правильно, потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди.

- Состав инструментов в разных оркестрах разный, но есть группа инструментов, которая является главной, ведущей в этих оркестрах. Какая? (Группа струнно-смычковых инструментов – в симфоническом и камерном оркестрах)

- А какой инструмент называют «королевой оркестра»? (Скр_____ку.) Об этом инструменте сложено много песен и стихов.

 

Изучение нового материала.

- Сегодня мы познакомимся с другим оркестром, но прежде я хочу вам загадать загадки. Посмотрите:

- Как вы думаете, что это такое? Для чего этот предмет необходим в оркестре? (Дети высказывают свои предположения.)

- А теперь вторая загадка (Демонстрируется закрытый футляр, в котором находится труба.)

- Как вы считаете, какой инструмент может находиться в этом футляре? (Скрипка, флейта и др.) Конечно, вариантов может быть много, но я пока не буду раскрывать секрет. Хочу лишь сказать, что этот инструмент играет ведущую роль в новом оркестре.

- И ещё одна загадка. Вы, конечно же, узнали, кто изображен на второй картинке. (Царь Петр I.) А какое он может иметь отношение к музыке, к оркестру? (Дети высказывают свои предположения.) Очень интересно! Мнений много, а точно ответить на все эти вопросы, я уверена, вы сможете в конце нашего урока. Название оркестра вы узнаете, когда разгадаете слова. Из букв, взятых от каждого разгаданного слова, сложится новое слово – название оркестра. Запишите ответы в тетрадь после темы урока.

1. Тот, кто руководит оркестром (ди_______)

2. Самый высокий по звучанию медный духовой инструмент (тру____)

3. Большой коллектив поющих исполнителей (х__р)

4. Коллектив музыкантов, играющих вместе на различных инструментах (орк______)

5. Струнный смычковый инструмент, больше скрипки, но меньше контрабаса (вио____чель)

6. «Инструмент» дирижёра (пал_____ка)

7. Небольшой оркестр, исполняющий музыку в небольших помещениях (камер____й)

(Ответ: духовой)

- А что бы вы хотели узнать об этом оркестре? (какие инструменты входят в состав духового оркестра; где и какую музыку исполняет оркестр. Послушать музыку в исполнении духового оркестра и т.д.)

- Исходя из названия оркестра, вы уже догадались, какие инструменты входят в его состав? (Духовые.)

- Духовые инструменты изготавливают из разных материалов, что влияет на характер их звучания. В связи с этим, духовые инструменты делятся на группы. Какие? (Деревянные и медные.) В симфоническом оркестре, вы знаете, используется большая группа духовых инструментов.А теперь посмотрите внимательно на перечень инструментов. Здесь перечислены духовые инструменты, которые используются в духовом оркестре:

Духовой оркестр:

Флейта Гобой Саксофон Кларнет Фагот Труба Геликон Тромбон Туба Валторна

(Появились новые инструменты: геликон и саксофон.)

- Посмотрите, что собой представляют эти инструменты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: