Конспект урока
Предмет: Музыка
Класс: 4 Дата: 01.12.2020, 08.12.2020
Тема: «Виды оркестров: народный, духовой, эстрадный, джазовый».
Музыкальный материал:
-Народная песня «Ах, вы, сени, мои сени» (народный оркестр)
-Марш «Прощание славянки» (духовой оркестр)
-Гудвин «Джазовая полиция» (джазовый оркестр)
-Гершвин – вступление к опере «Порги и Бесс» (джазовый оркестр)
-Оркестр Поля Мориа «Токката», «Жаворонок» (эстрадный оркестр)
-Луи Армстронг «Прекрасный мир» (джазовая музыка)
-Кабалевский «Я, ты, он, она» (песенка для слушания и разучивания)
Ход урока
Актуализация опорных знаний.
- А теперь отгадайте, пожалуйста, загадку, которую я сейчас прочитаю:
Балалайки, гусли, домры, и баяны, и гармошки.
Есть трещотки, дудки, бубны даже расписные ложки.
Все играют звонко дружно, слушать их не надоест.
Отгадать, ребята, нужно, что это? (Это ор_______тр.)
- Правильно. Когда играет много инструментов – это оркестр. Значит, оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.
- Ребята, оркестры по своему составу, как вы знаете, бывают разные. О каком оркестре идет речь в моей загадке?
- Об оркестре русских народных инструментов. (Дети называют русские народные инструменты.)
- Действительно, тема нашего урока – «Виды оркестров». Мы с вами знаем уже некоторые виды оркестров. Назовите - какие?
-Самый большой - симфонический оркестр. Скажите, на какие группы мы можем разделить все инструменты симфонического оркестра? (струнные, духовые (деревянные и медные), ударные).
-В оркестре русских народных инструментов их тоже три – струнные, духовые и ударные. Сама природа как бы разделила инструменты на группы. Ударные - от камня, струнные - от поющей тетивы, медные – от морской раковины, деревянные – от тростинки.
-А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»? Правильно, потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди.
- Состав инструментов в разных оркестрах разный, но есть группа инструментов, которая является главной, ведущей в этих оркестрах. Какая? (Группа струнно-смычковых инструментов – в симфоническом и камерном оркестрах)
- А какой инструмент называют «королевой оркестра»? (Скр_____ку.) Об этом инструменте сложено много песен и стихов.
Изучение нового материала.
- Сегодня мы познакомимся с другим оркестром, но прежде я хочу вам загадать загадки. Посмотрите:
- Как вы думаете, что это такое? Для чего этот предмет необходим в оркестре? (Дети высказывают свои предположения.)
- А теперь вторая загадка (Демонстрируется закрытый футляр, в котором находится труба.)
- Как вы считаете, какой инструмент может находиться в этом футляре? (Скрипка, флейта и др.) Конечно, вариантов может быть много, но я пока не буду раскрывать секрет. Хочу лишь сказать, что этот инструмент играет ведущую роль в новом оркестре.
- И ещё одна загадка. Вы, конечно же, узнали, кто изображен на второй картинке. (Царь Петр I.) А какое он может иметь отношение к музыке, к оркестру? (Дети высказывают свои предположения.) Очень интересно! Мнений много, а точно ответить на все эти вопросы, я уверена, вы сможете в конце нашего урока. Название оркестра вы узнаете, когда разгадаете слова. Из букв, взятых от каждого разгаданного слова, сложится новое слово – название оркестра. Запишите ответы в тетрадь после темы урока.
1. Тот, кто руководит оркестром (ди_______)
2. Самый высокий по звучанию медный духовой инструмент (тру____)
3. Большой коллектив поющих исполнителей (х__р)
4. Коллектив музыкантов, играющих вместе на различных инструментах (орк______)
5. Струнный смычковый инструмент, больше скрипки, но меньше контрабаса (вио____чель)
6. «Инструмент» дирижёра (пал_____ка)
7. Небольшой оркестр, исполняющий музыку в небольших помещениях (камер____й)
(Ответ: духовой)
- А что бы вы хотели узнать об этом оркестре? (какие инструменты входят в состав духового оркестра; где и какую музыку исполняет оркестр. Послушать музыку в исполнении духового оркестра и т.д.)
- Исходя из названия оркестра, вы уже догадались, какие инструменты входят в его состав? (Духовые.)
- Духовые инструменты изготавливают из разных материалов, что влияет на характер их звучания. В связи с этим, духовые инструменты делятся на группы. Какие? (Деревянные и медные.) В симфоническом оркестре, вы знаете, используется большая группа духовых инструментов.А теперь посмотрите внимательно на перечень инструментов. Здесь перечислены духовые инструменты, которые используются в духовом оркестре:
Духовой оркестр:
Флейта Гобой Саксофон Кларнет Фагот Труба Геликон Тромбон Туба Валторна
(Появились новые инструменты: геликон и саксофон.)
- Посмотрите, что собой представляют эти инструменты.