Возникновение и развитие Михаило-Архангельского монастыря




Исследовательская работа

«Михаило-Архангельский монастырь»

 

 

Автор: Волова Полина Павловна (12 лет), учащаяся творческого объединения «Радушенька Научный руководитель:

Вершинина Ирина Викторовна,

педагог дополнительного образования

(к.т.: 8902 5072623)

 

г. Архангельск 2017 год

Оглавление

I. Введение _3_

II. Основная часть _3_

1. Возникновение и развитие Михаило-Архангельского монастыря _3_

2. Уничтожение Михаило-Архангельского монастыря _11_

III. Заключение _ 13_

IV. Список источников _13_

V. Приложения _14_

1. Основание города Архангельска близ монастыря _14_

2. Вид на монастырь с реки 15 век _14_

3. Монастырский комплекс конца XVIII в. _15_

4. Монастырь XVIII в. (вид с реки) _15_

5. Американские интервенты у стен монастыря, 1919 год _16_

6. Вид на монастырь зимой (одна из последних фотографий 1930 г.) _16_

I. Введение

Моя бабушка рассказывала мне, что в нашем городе был когда-то Михаило-Архангельский монастырь. Что именно от него получил имя наш город Архангельск. Но к сожалению, мы утратили этот памятник архитектуры, не сохранив его для будущего поколения.

Поэтому цель работы: собрать исторические данные о Михаило-Архангельском монастыре.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

1. Изучить источники информации о монастыре;

2. Проанализировать их;

3. И сделать выводы.

Объект исследования: Михаило-Архангельский монастырь.

Предмет исследования: Постройка, развитие и разрушение Михаило-Архангельского монастыря.

II. Основная часть

Возникновение и развитие Михаило-Архангельского монастыря

Михаило-Архангельский монастырь — православный монастырь, основанный в XII веке новгородским архиепископом Иоанном[1] в устье Северной Двины и давший имя Архангельску. Первоначально монастырь находился на мысе Пур-Наволок. В 30 верстах от впадения Северной Двины в Белое море, где имелась удобная гавань для морских судов, - отвечало градостроительным требованиям XVI в. (Приложение 1) В 1419 году был разорён норвежцами, но был восстановлен на прежнем месте. На протяжении двухсот лет был одним из центров Русского Севера. В 1584 г. по указу царя Ивана Грозного воеводы Нащокин и Залешанин в течение года построили вокруг монастыря деревянную крепость, названную Новые Холмогоры, которая и дала начало Архангельску (Приложение 2). Пятиглавый соборный храм был воздвигнут в 1685-89 гг. по благословению владыки Афанасия, практически в одно время с кафедральным собором в Холмогорах.

Находившийся в центре строившегося города Михаило-Архангельский монастырь терпел большие неудобства. Настоятели монастыря жаловались царю на творившийся произвол: случаи грабежей, насилия, посягательств на монастырское имущество со стороны рабочих и стрельцов; приказчики выгоняли монахов из келий и селились в них со своими женами; в монастыре устраивались питейные заведения. Ходатайство игумена Ефимия (1585-1589) о перенесении монастыря за городскую черту осталось безответным.

Скудные сведения о жизни Михаило-Архангельского монастыря не позволяют описать деятельность его настоятелей. Царские жалованные грамоты сохранили до нас только одни имена игуменов и строителей, ходатайствовавших перед Московскими государями о предоставлении различных льгот для монастыря. При игумене Феодосии (1534-1547) обители дарована несудимая грамота и ежегодное пособие хлебом из житниц царских. Много заботился о благосостоянии монастыря игумен Лаврентий (1589-1596). Среди игуменов особое место должно отвести Евфимию (1585-1589), в управление которого около Михаило-Архангельского монастыря возник город Архангельск. Имя этого игумена стоит в ряду преподобных отцов в земле Архангельской просиявших - св. Евфимия наряду с Архистратигом Михаилом считают небесным покровителем города Архангельска. Известно, что он родился в селе Вознесенье, а в 1585-1589 годах был игуменом Михаило-Архангельского монастыря Обретение мощей преподобного Евфимия произошло 7 июля 1647 года Холмогорский кузнец Евстафий Трофимов при земельных работах во дворе архангельского воеводы Ю.П. Буйносова-Ростовского обнаружил гроб неизвестного человека. Усмешка над обретенными останками стоила кузнецу вразумления: в один миг он "ослабел весь, стало его трясти, руки отнялись". Только после того как над обретенными мощами совершилась панихида, Евстафий исцелился. В рукописном "Сказании о явлении мощей преподобного Евфимия" описано 25 чудес, совершенных по молитвам к новоявленному святому. Но имя угодника Божия оставалось неизвестным около двух лет, пока преподобный не открыл себя послушнику А. м. Косьме Игнатову. В видении он велел болящему Косьме с молитвой обратиться за помощью у лежащему во гробе и назвал себя Евфимием из Вознесенья. Исцелившись, послушник Косьма сообщил о чуде игумену Михаило-Архангельскиого монастыря Антонию (1649-1653) и точно назвал имя явившегося преподобного, что ранее никто сделать не мог.
О том, как выглядел преподобный Евфимий также известно из рассказов исцеленных им людей, по этим описаниям работали иконописцы. В 1650 году по повелению Новгородского митрополита Никона (будущего Патриарха) игумен Антониево-Сийского монастыря Феодосий произвел освидетельствование явленных останков, признав их мощами игумена Михаило-Архангельского монастыря Евфимия. Тогда же была составлена служба преподобному. Вероятно, в то же время мощи были перенесены в Градскую Михаило-Архангельскую церковь. Очевидно, что канонизация преподобного Евфимия как местночтимого святого была осуществима митрополитом Никоном. Однако, в 1683 году архиепископ Холмогорским и Важским Афанасием (Любимовым) (1682-1702) было прекращено церковное почитание преподобного Евфимия. Истинные причины запрета неизвестны. Возможно, они связаны с активной борьбой со старообрядческим расколом, проводившейся архиепископом Афанасием. При описании мощей обратили внимание на десницу преподобного, сложенную в двуперстное крестное знамение. Мощи святого Евфимия были погребены. В 1684 году в Холмогорском Архиерейском доме находилась "решетка железная, что была у Архангельского города в церкви Архангела Михаила у гроба Евфимиева". На основании этого можно предположить, что мощи святого когда-то были перенесены с места погребения у церкви Происхождения Креста в придельную к ней церковь Архангела Михаила. Упразднение церковного чествования этого подвижника привело к тому, что в "Архангельском Патерике" архимандрит Никон (Кононов) ошибочно отождествил преподобного Евфимия Архангелогородского с преподобным. Евфимием Карельским.

15 июля 1636 года, по сообщению Двинской летописи, "был у Архангельскаго города пожар: сгорел Архангельский монастырь, церковь и кельи, и воеводский двор и полгорода от Двины реки". В челобитной черного попа Матфея царю Михаилу Федоровичу описана тяжесть события и отмечается, что "братья (49 человек) скитаются от хлебной скудости по миру". Царской грамотой от 6 февраля 1637 года повелевалось отстроить монастырь на новом месте (на горе Кузнечихе). Челобитной от 15 марта 1637 года у митрополита Аффония Новгородского (1635-1649) монастырем было испрошено благословение на строительство в отведенном месте церкви Покрова Пресвятой Богородицы с трапезой и второй - Собора Архангела Михаила с приделом святого мученика Мины. Но Михаило-Архангельский монастырь не был построен на Кузнечихе. Хотя игумен с братиею на отведенном месте "трижды молебны пели и жребей метали,..и лес расчищали", стройка не началась из-за оказанного противодействия волостных крестьян, "которые искони вечно на тех местах дрова на продажу немецким и всяким людем ставили…" Поэтому место строительства монастыря было перенесено на окраину города по берегу Северной Двины - в Нячеры (район бывшей ул. Архиерейской, ныне ул. Урицкого). В 1641 г. при игумене Павле (1635-1642), несмотря на скудные денежные средства, постройка Михаило-Архангельского монастыря началась. К 1642 году закончено строительство церкви Покрова Пресвятой Богородицы, однако средства обители оставались ограниченными. Михаило-Архангельский монастырь был единственным на севере, платившим торговую пошлину с соляных промыслов, т.к. доход от соляных продаж был для монастыря основным. Грамотой царя Михаила Феодоровича "ради монастырского строения" Михаило-Архангельский монастырь освобождался от пошлины на перевозку 7 000 пудов соли для продажи. Благодаря этому в 1644 году был отстроен соборный храм Архангела Михаила. По другим данным Михаило-Архангельский монастырь был восстановлен уже в 1638 году в Нячерах и обложен деревянной рубленой оградой со святыми воротами. Версия строительства 1642 года более убедительна, поскольку в 1642 году в монастырь было препровождено от царя для трапезы разных припасов, пива и меду на сумму 240 р. и хлеба 200 четвертей. Кроме того, в 1642 году монастырь получил в оброк сенные покосы и рыбные тони в Березовском устье и на летней стороне Поморского берега. На месте сгоревшего монастыря был отстроен храм Происхождения Честнаго и Животворящего Креста с приделом архангела Михаила.

К 1683 году братия Михаило-Архангельского монастыря составляла 83 человека. К кон. XVII в. Михаило-Архангельский монастырь стал крупным землевладельцем. В его ведении были монастырские дворы "для скотины и пашни" в Соломбале и многочисленные дворы в левобережных деревнях, где жили наемные трудники. Доходную статью для монастыря составили также дворовые места и лавки около крепости в Архангельске. Монастырь имел подворья в Холмогорах, Вел. Устюге, Вологде, Москве.

В 1685-1689 годы на месте деревянного собора подмастерьем каменных дел Михаило-Архангельского монастыры Лохоцким был сооружен каменный Михаило-Архангельский собор (освящен 17 сентября 1699 года Архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием при игумене Иеремии). Собор возвели на пожертвования, которыерые собирались не только в Архангельске, но и в Москве, и на средства вкладчиков, в числе которых были цари Петр и Иоанн Алексеевичи. В этом первом каменном храме Архангельска соединились черты общерусской и местной школ каменного зодчества XVII в. Краткое описание монастыря 1711 года отражает изменившуюся планировочную структуру ансамбля. Очевидно, в период каменного строительства была перестроена ограда монастыря. "На оградной стене на вратах" была построена новая деревянная церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери. На прежнем месте стояли обветшавшая церковь Покрова Богородицы и колокольня. Все 3 храма имели "окончины слюдяные под железом". В 1712 году по благословенной грамоте архиепископа Холмогорского Варнавы (Волатковского) в первом этаже собора была устроена Покровская церковь с приделом мч. Мины. В 1744 году над заподным нижним крыльцом вместо ветхой деревянной выстроена каменная шатровая колокольня. В 1753 году с южной стороны собора был устроен придел во имя архангела Гавриила. Внутренние интерьеры храмов монастыря в XVIII в. не отличались благолепием. Ситуация стала меняться с назначением на Архангельскую кафедру епископа Варсонофия I (1740-1759). Обновленные отремонтированные храмы были освящены в сентябре 1761 года В 1777 году в главном алтаре собора Архистратига Михаила над святым престолом построена четырехстолпная резная сень.

Ансамбль Михаило-Архангельского монастыря формировался на протяжении нескольких столетий. О монастырском комплексе конца XVIII в. свидетельствует серия акварельных рисунков и панорамы Архангельска, выполненная в 1797 году для Атласа Архангельской губернии (Приложение 3). Первоначально весь монастырь был деревянным. Около монастыря имелась пристань для судов и рыболовные тони (Приложение 4).

С 1771 по 1812 г. в Михаило-Архангельском монастыре располагалась Архангельская Духовная семинария. Пять ее деревянных одноэтажных корпусов находились в северо-восточном углу монастырской ограды. Учебными аудиториями служили жилые комнаты семинаристов, в которых одновременно проживали до 30 человек. Учебный процесс Семинарии в 1785 г. включал преподавание поэзии, риторики, философии, богословия, немецкого и французского языков, арифметике, географии, истории, с 1802 г. - еврейского языка и народной медицины. Для горожан регулярно устраивались просветительские диспуты. В 1811 году семинария имела 7 учебных аудиторий, в которых обучалось около 200 человек. 26 сентября 1812 года Семинария переезжает из Михаило-Архангельского монастыря в новое каменное здание (ныне здание Северного арктического федерального университета им. М.В. Ломоносова).

С конца XVIII в. по 1869 год Михаило-Архангельский монастырь управляли ректоры Архангельской духовной семинарии. В 1817 году Преосвященным Парфением II (на каф. 1809-1819) настоятель Николаевского Корельского монастыря игумен Вениамин назначен архимандритом Михаило-Архангельского монастыре с правом ношения при богослужении камлотовой мантии с зелеными бархатными скрижалями. Архимандрит Вениамин (Смирнов) известен как миссионер, проповедник евангельской истины среди мезенских самоедов. С 1805 года преподавал в Архангельской семинарии, в 1813 году назначен игуменом Николаевского Корельского монастыря, в 1820 году - архимандритом Антониева Сийского мононастыря. В 1825 году под руководством архимандрита Вениамина в Мезени открыта духовная миссия для христианского просвещения язычников-самоедов. В Мезени архимандрид Вениамин составил грамматику и словарь самоедского языка, выполнил перевод книг Нового Завета, катехизиса и различных молитв, подготовил исследование "Самоеды мезенские". За пять лет миссии крещено более 3 000 местных жителей, открыто 3 прихода. Миссионерские труды архимандрита Вениамина в Мезени завершились в 1830 году, его приемником стал настоятель Михаило-Архангельского монастыря архимандрит Платон (1829-1839).

В 1893 году на верхнем этаже братского корпуса Михаило-Архангельского монастыря открыта псаломническо-учительская школа. С 1891 года по 1923 год в Михаило-Архангельском монастыре размещались фонды знаменитого древлехранилища - собрание древних рукописей, книг, предметов церковной древности. Оно создавалось по благословению епископа Нафанаила II (Соборова), трудами членов епархиальной комиссии по собиранию и охране памятников древностей Архангельской губернии (с 1890 года - Архангельский Епархиальный Церковно-археологический Комитет). Много усилий для его организации приложил И.М. Сибирцев - преподаватель Архангельской духовной семинарии (член-корреспондент Академии наук с 1928 года). Собрание древлехранилища осуществлялось в течение 1887-1917 годов, к 1912 году в нем насчитывалось более 500 рукописей XV-XVIII в.в., более 25 000 документов, огромная коллекция предметов церковного быта, утвари, икон и др. Экспозиция размещалась в нескольких залах специального здания, отстроенного при еп. Иоанникии I (1896-1901). В 1922 году из Михаило-Архангельского монастыря собрание рукописей древлехранилища перевезено в Краевую научную библиотеку, в 1927 г. - в Археографическую комиссию города Ленинграда, в 1931-1932 годах - в Рукописный отдел БАН СССР. Другие вещи древлехранилища были свалены в пакгаузах Архангельской таможни, остаток коллекции перевезен в Краеведческий музей Архангельска. Главной святыней монастыря в начале XX в. считали золотой крест с частицей Животворящего Креста Господня. Эта святыня была пожертвована в ноябре 1894 года Иерусалимским Патриархом Герасимом епископу Никанору (1893-1896) в утешение скорби о пожаре в соборном храме Михаило-Архангельского монастыры, случившемся 23 июля 1894 г. С крестом была прислана удостоверяющая сопроводительная грамота. Этот дар Преосвященным Никанором был преподнесен Михаило-Архангельскому монастырю Пожертвованная святыня была вложена в нижнюю часть старинного напрестольного креста, в котором также помещались частицы различных палестинских святынь. К святыням Михаило-Архангельского монастыря следует отнести древнюю Владимирскую икону Божией Матери. Икона принадлежала уроженцу села Покшеньги Пинежского уезда Архангельской губернии архиепископу Воронежскому и Задонскому Игнатию (Семенову). Эта икона была духовно значима для Преосвященного Игнатия. В 1810 году, когда будущий архипастырь жил в Михаило-Архангельском монастыре и учился в Духовной семинарии, он сильно заболел. И в сновидении Владыка увидел эту икону и молящихся перед ней людей. Один из молящихся укорил юношу: "А ты что не молишься, когда все молятся?" Проснувшись исцеленным он тотчас стал искать явленный образ Божией Матери среди своих икон. Найденная Владимирская икона, по словам архиерея, впоследствии хранила его всю жизнь. В 1811 году по молитвам пред образом Пречистой Девы Владыка вновь был исцелен от тяжелой болезни. По духовному завещанию архиепископа Игнатия Владимирская икона попала в Михаило-Архангельский монастырь.
Как святыни почитали древний список Владимирской иконы Божией Матери простого греческого письма в серебряной ризе, а также икону Божией Матери "Скоропослушница", которая в описи имущества монастыря 1924 года значилась как чудотворная. На территории Михаило-Архангельского монастыря располагалось братское кладбище, окружавшее с 3-х сторон собор Михаила Архангельска. Захоронения здесь начались с XVIII в. Среди братских могил захоронены воевода князь Г.Д. Черкасский (1706 г.), архангельский губернатор А. Перфильев (ум. 1823 г.), некоторые знатные купцы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: