Страх выпадения из нормы – ложная тревога или предчувствие беды?




( IЛ1а ) Мне 17 лет, девственник. Меня очень сильно возбуждает инцест (мать+сын). Но о сексе с моей матерью у меня даже мысли такой не возникает, мне это кажется невозможным и табу. Так почему меня возбуждает инцест по видео? И отдельный вопрос, что такое Эдипов комплекс и в чём он заключается? Спасибо!Станислав.

 

( IЛ2б ) Дорогой Станислав!

Вы задаёте вопрос, ответ на который может быть получен только в ходе Вашего психологического обследования. Половая связь матери с сыном – крайне редкое явление, обычно связанное с наличием отклонений в душевной сфере. К счастью, Вас инцест интересует только в плане порнографии по видео. Почему, однако, Вы решили, что речь идёт о сексе именно матери с сыном, а не просто о связи зрелой женщины с юношей? В " Гордиевом узле сексологии " я анализирую письмо Анонимного Корреспондента (А. К.), у которого был невроз, связанный с тем, что он ассоциировал всех возможных партнёрш с собственной матерью. Он не отдавал себе отчёта в этом, но сексуальные сны, приводящие к поллюции, сопровождались у него сильнейшим чувством страха.

Эдипов комплекс получил своё название от греческого мифа о юноше, по незнанию убившем отца и женившемся на матери. По воле богов это преступление было наказано – Эдип выколол себе глаза, а его мать повесилась. Пазолини снял великолепный фильм " Царь Эдип ". Рекомендую Вам посмотреть его вместо порно.

Фрейд, введя в обиход термин " Эдипов комплекс ", вовсе не утверждал, что мальчик в возрасте от 3-х до 5-ти лет стремится к сексуальной близости с матерью. Дело в том, что либидо – не только половое влечение, но и " принцип удовольствия " в широком смысле этого слова. Мальчик стремится безраздельно присвоить себе любовь матери и связанные с ней чувства безопасности, комфорта и счастья. Отец воспринимается как соперник, претендующий на любовь матери; поэтому мальчик ревнует её к нему и при этом боится наказания. Неизжитый Эдипов комплекс может привести к невротическому развитию.

 

( IЛ1в ) Добрый день, доктор!

Точнее, меня возбуждает сексуальный контакт зрелой женщины и юноши. Уважение отца для меня важнее, чем уважение матери, и общаться мне интереснее с ним, чем с нею. Почему меня возбуждают зрелые женщины на порно видео? Спасибо! Станислав.

 

 

( IЛ1г ) Дорогой Станислав!

Коль скоро речь идёт не об инцесте, то вопрос можно считать исчерпанным. Близость со зрелой женщиной для некоторых юношей привлекательнее, чем секс со сверстницами, так как при этом меньше ответственности и больше заботливой опеки со стороны партнёрши. Это нормально.

 

(IЛ2а) Пожалуйста, посоветуйте мне, что мне делать: меня преследует и эротически возбуждает мысль о близости моей девушки с кем-то другим. Хотя я даже не представляю, чем это закончится, если всё это осуществится в реальности...

Огромное спасибо! Леонид.

 

(IЛ2б) Дорогой Леонид!

Чтобы разобраться в характере Ваших навязчивых сексуальных желаний, Вас надо обследовать с помощью психологических тестов и сексологического собеседования. Возможные причины девиантных отклонений, подобных Вашим, я даже не стану перечислять, чтобы не запутывать Вас. Кое в чём Вы можете разобраться сами, прочитав, например, мою книжку " Секс в кино и литературе " (скачайте её с сайта). Но без личной встречи с сексологом или с психиатром Вам не обойтись.

 

(IЛ2в) Здравствуйте! Читаю Вашу книгу. Анализ "Соляриса" меня поразил. Никогда не думал, что можно так трактовать этот фильм. Спасибо за поддержку.

Хотел бы добавить кое-что. Ловлю себя на мысли: при виде красивой и сексуальной девушки у меня возникает возбуждение и желание близости с ней, а потом её оценка резко сменяется негативной. Я представляю себе, что она занимается сексом с другим и получает от этого удовольствие. Вот тут меня и коробит по страшному. В общем, не могу принять самой мысли, что женщина получает удовольствие от секса и может менять партнёров. Тут я в тупике, так как сам хочу её, но боюсь. Леонид.

 

(IЛ2г) Дорогой Леонид!

Вторым письмом Вы подтвердили тот факт, что у Вас формируется перверсный тип полового влечения. Обращение к сексологу для Вас жизненно важная проблема. Не затягивайте с этим.

 

(IЛ3а) Здравствуйте, искал ответ на волнующий меня вопрос в Интернете и набрёл на Ваш сайт. Очень надеюсь на помощь. Скажите, куда можно обратиться за помощью в вопросах сексуальных отношений?

А проблема такова: у меня не было сексуальных партнёрш, хотя девушек вокруг много, но с некоторых пор я стал ненавидеть и презирать красивых девушек. Мне кажется, что весь мир погряз в разврате, а я его могу спасти, тем, что не буду ни с кем спать. Хотя понимаю, что быстрее сойду с ума. Одна часть моего Я требует секса, а другая противится. Так и живу меж двух огней, не находя компромисса.
Спасибо. Алексей, 19 лет.

 

(IЛ3б) Дорогой Алексей!

Я думаю, что Вам следует, не откладывая, обратиться к психиатру, а тот уже сам подыщет сексолога, если сочтёт это нужным.

Комментарии

Вышло так, что в первой главе переписка с корреспондентами ограничилась обменом одним–двумя письмами. Казалось бы, это свидетельствует в пользу взглядов Ольги Михайловой. Какая уж там психотерапия! В лучшем случае речь идёт о «неполноценной интернет-консультации с попыткой помочь клиенту разобраться в его проблемах». Но представьте себе отчаянье Натальи и её жениха ( письма IБ1а-в )! Бедная пара попала в тяжелую психогенную ситуацию «дебютной половой несостоятельности». Если бы не вовремя оказанная помощь, заболевание приняло бы затяжной и мучительный характер. Консультация по Интернету дала молодым людям ободряющую поддержку и подсказку, где обрести так необходимую им информацию о тактике и «технике» первой половой близости. Поскольку речь идёт о преодолении последствий серьёзной психотравмы (второе письмо Натальи – крик отчаяния!), оказанная помощь, разумеется, является онлайн-психотерапией.

Переписка с Натальей высветила две характерные особенности психотерапии сексуальных расстройств on-line. Во-первых, в силу её оперативности, помощь, полученная по Интернету, порой выглядит как подлинный подарок судьбы. Вряд ли пара девственных любовников, попавших в ситуацию "дебютной половой несостоятельности" прямо из постели побежит на приём к сексологу. Во-вторых, с помощью всё того же Интернета лечебный потенциал переписки усиливается библиотерапией. Я рекомендую пациентам книги Комфорта, Мастерса и Джонсон, Берна, Рут Диксон, а также мои публикации, в частности, " Сексологию в письмах ". Интернет позволяет скачать рекомендованную книгу практически мгновенно. Чтение же даёт тройную пользу: во-первых, это – библиотерапия (лечение чтением); во-вторых, читатели получают возможность обучиться специальным упражнениям, повышающим их сексуальные возможности; в-третьих, в книгах даются методики психотерапии, включая аутотренинг.

Тот факт, что переписка с Натальей оказалась короткой – хороший признак; значит, у молодой пары всё наладилось. Ну, а если возникнут новые проблемы, ничто не мешает обратиться к врачу за советом.

Похожим образом обстоит дело с Леонидом (IЛ2а-г) и Алексеем (IЛ3а, б). Оба понимают, что с ними творится что-то неладное. Оба видят опасность своего положения, ведь оно чревато утратой способности к любви и обретению семейного счастья. Один из них связывает свою беду с неправильным, точнее, с извращённым формированием полового влечения, второй – с возможным развитием у него психического заболевания. Но вот беда – оба боятся обратиться на приём к врачу. Этот страх носит невротический характер: речь идёт о ятрофобии, страхе по отношению к врачам. Такой невроз – частый спутник людей с сексуальными проблемами. Потому-то оба обратились к врачу по Интернету, а не " вживую ". Но страхи обоих молодых людей, повторяю, имеют невротический характер и потому нелогичны. Ведь общение с врачом вовсе не грозит им "разоблачением" и насильственным лечением! Получив заочную консультацию, и Леонид, и Алексей осознали, что посещение врачебного кабинета для них, во-первых, безопасно, а во-вторых, крайне необходимо. Иными словами: "Да, в своих подозрениях относительно Вашего отклонения от нормы Вы, возможно, правы. Вам надо обратиться к специалисту – сексологу или психиатру. Насильно Вас лечить не будут, но обязательно обследуют и при необходимости помогут избавиться от беды". Полученная консультация носит лечебный характер, ведь с её помощью подавлялся страх, преодолевалась ятрофобия. Помогла и библиотерапия, о чём свидетельствует второе из писем Леонида.

Вместе с тем, переписка, представленная в первой главе книги, демонстрирует и границы возможностей онлайн-психотерапии. Опрометчивым было бы считать, что обмен письмами со Светланой (IА1а, б) избавит девушку от её страхов и самообвинений. Возможно, невротическое развитие привело к формированию у неё тяжкой формы коитофобии – к вагинизму. Лечение Светланы потребует перестройки её отношения к себе самой, к сексуальным отношениям, к особенностям мужской психологии. Цель письма к девушке – не запугать её, но помочь ей понять суть её проблем, показать необходимость безотлагательного обращения к врачу.

А вот переписка с Русланом (IА2а-г) вполне способна и ободрить, и полностью успокоить моего корреспондента. Очевидно, что его интерес к гомосексуальности носит отнюдь не умозрительный или чисто познавательный характер. Руслан испытывает влечение к лицам своего пола, но не торопится с его реализацией. Вначале он хотел бы выяснить насколько велика разница между гомо- и гетеросексуалами, чем определяется характер половой ориентации, не является ли однополое влечение уродством или извращением (перверсией). И если речь идёт о девиации, то каковы её плюсы и минусы? Обратиться на приём к сексологу Руслан не решился (гомофобно настроенный врач вряд ли дал бы ему научно обоснованную и правдивую информацию, а вот нанести своему пациенту-гею серьёзную психотравму вполне бы мог). Тот факт, что переписка оборвалась после второго письма, можно счесть хорошим признаком: Руслан получил необходимую ему информацию в достаточном объёме. Он выяснил, что гомосексуальная активность чревата развитием невроза, однако это связано не с особенностями нервной организации геев, а с гомофобными предрассудками, царящими в нашем обществе. Не думаю, что после всего этого молодой человек тут же решится вступить в однополую связь. Скорее, он рискнёт проверить силу своего гетеросексуального потенциала. Если в прошлом у него были неудачи в этом плане, то получив информацию об обоих типах половой ориентации, он получит больше шансов осуществить близость с девушкой. И лишь полное отсутствие интереса к партнёрше или крайнее разочарование в полученных им ощущениях позволят ему сделать окончательный выбор.

Переписка по Интернету важна не только для пациентов, но и для сексолога. Она позволяет увидеть самые актуальные проблемы, связанные с половой психологией и сексуальными нарушениями. В этом плане интересно послание Петра ( IВ9а ). Оно как бы подводит черту под корреспонденций по проблеме мастурбации, и в то же время смыкается с проблемой, поднятой письмами Юлии (IГа-в). Пётр задаёт вопросы, которые будоражат социологов, сексологов, юристов; этой теме посвящены сотни полемических статей. Он же сам и подсказывает ответ на поставленные им вопросы.

Пётр жалуется на " порновакханалию ", царящую в Интернете. Он чувствует себя "изнасилованным, развращённым и оскорблённым в лучших чувствах. Американки кажутся мне сплошь и рядом развратными, продажными, такое вот искажённое порнографией восприятие реальности! И теперь больше возбуждает отечественная эротика, русское белокожее тело, наш местный колорит. Неужели я скоро и русскую девушку буду воспринимать также с отвращением? Не хотелось бы…"

В качестве судебно-медицинского эксперта мне приходиться смотреть русскую порнографию. Должен заметить, что она гораздо примитивнее, грубее и циничнее американской. Петру ли этого не знать, если он знаток порносайтов?

Словом, в гневных разоблачениях и слёзных жалобах моего корреспондента многое можно счесть автошаржем. Отсюда двойственность его письма. Отчасти Пётр посмеивается над своим пристрастием к порносайтам, но отчасти и тревожится по этому поводу. Это позволяет с мягкой улыбкой относиться к его страстному обличению тех, "кто его совратил". В самом деле, почему Дмитрия (его историю читайте во II главе, письма IIЖ1а, б), который тоже нередко заглядывал в порносайты, "совратить" так и не удалось? Он даже мастурбировать не научился. Дело, следовательно, не только в развращающем характере порносайтов, но и в том, кто их потребитель, какова его половая конституция, как часто он нуждается в сексуальной разрядке.

Как свидетельствует статистика, минимум 45% мужчин в возрасте от 20 до 50 лет посещает порносайты, причём 83% из них тратят на их посещение несколько часов в неделю. 8% – "энтузиасты" – знатоки и любители продукции порноиндустрии; они "сидят" в Интернете более 11 часов в неделю. Кстати, когда всемирной паутины ещё не было, мужчины именно этого типа коллекционировали порнографические фото, а ещё раньше – рисунки и картины (сошлюсь на соответствующий сюжет в романе дю Гара "Семья Тибо", где порнографией увлекался вполне достойный и симпатичный персонаж).

Незнание особенностей мужской половой психологии с присущим ей пристрастием к эротической красоте могла бы привести к распаду семью Юлии (IГ1а-в). К счастью, с помощью Интернета удалась коррекция возникшей семейной дисгармонии. Вот уж, действительно, спасибо онлайн–терапии! Впрочем, не только ей. Юлия, к счастью, оказалась не истеричкой и не садисткой. Представьте, если бы она поставила перед своим супругом условие – «либо мы идём к психиатру, либо – развод»! Муж принял бы подобный ультиматум как второе предательство (первое – "взлом" его компьютера). Тогда-то уж развод стал бы неминуемым. Что если бедняге припаяют диагноз "порнофилии" и предложат лечиться?! Ведь, по мнению психоаналитиков, истоки этого "извращения" таятся в раннем детстве и вызваны желанием сына увидеть мать нагой.

Сексологи не впадают в ужас от обилия эротики в Интернете. Главное, чтобы она не имела ничего общего с педофилией, не пропагандировала бы насилие и садизм. В том-то и дело, что нередко даже очень смелая эротика, граничащая с порнографией, оказывается полезной для профилактики и лечения сексуальных расстройств. Порой порнофильмы достаточно талантливы, связывая воедино, казалось бы, совершенно несовместимые вещи – секс напоказ, иначе говоря, полный отрыв от интимности, и своеобразный условный "романтизм" отношений. Их польза в том, что зритель обучается приёмам предварительных ласк, нежным любовным играм и т. д. Есть у порнопродукции и особые, скрытые полезные свойства, речь о которых впереди.

В таком случае, насколько правомерны и честны намерения медиков подзаработать на "терапии порнозависимости", хотя им доподлинно известно, что со временем интерес к порнографии угаснет сам по себе и без лечения? Масла в огонь подливают психотерапевты и психологи, путающие интерес к эротике с визионизмом, половым извращением. Типична статья психотерапевта Марии Чернецовой. Она пишет: «Простое и вроде безобидное увлечение «порнушкой» запросто может трансформироваться в полную невозможность сексуальной близости. Такое нарушение сексуальности носит название вуайеризм, или скопофилия. Бесконечный просмотр порнофильмов в этом случае мало чем отличается от подглядывания за обнажёнными людьми в раздевалках, окнами гинекологических кабинетов и так далее. Склонность к вуайеризму чаще проявляется у мужчин, чем у женщин, и возникает, как правило, при временной невозможности реализовать нормальные сексуальные отношения. Вуайеризм может привести к частичной и даже полной импотенции. Чем дольше затягивается «порнороман», тем, увы, труднее будет восстановить потенцию. Если «порнороман» мужа затянулся и стал для него излюбленным способом получить удовольствие — постарайтесь проконсультироваться у сексопатолога. Справиться своими силами будет уже затруднительно».

Несложно разобраться в заблуждениях автора статьи. Вот строго научное определение визионизма, данное сексологом Казимежем Имелинским: «Визионизм (вуайеризм, скопофилия) – половое извращение, при котором сексуальное возбуждение и наслаждение достигаются путём подглядывания за людьми, совершающими сексуальные действия, или путём тайного созерцания чужих половых органов. <…> Об извращении можно говорить лишь тогда, когда скрытое подглядывание становится основным или даже единственным способом достижения сексуального наслаждения. Скрытый характер подглядывания имеет значение по двум причинам: он создаёт эмоциональное напряжение, связанное с возможностью обнаружения подглядывающего, а также сопряжён с сознанием вторжения в интимную сферу другого человека без его согласия и ведома. Это придаёт всему процессу подглядывания оттенок власти над другим человеком».

Психиатры Гарольд Каплан и Бенджамен Сэдок, называют главные критерии этого полового извращения: «Интенсивные сексуальные побуждения и сексуально активированные фантазии, включающие действия по наблюдению за лицом, находящимся без одежды, голым или раздевающимся, а также за лицами, совершающими половое сношение, причём объекты наблюдения ничего не подозревают об этом наблюдении». Сюда надо добавить и ещё один важный аспект: острое чувство опасности, страх визиониста быть разоблачённым и подвергнуться строгому наказанию, избиению, а порой и убийству (сексологам и судебным медикам такие факты хорошо известны).

Согласитесь: между любителем эротических фильмов нет ничего общего с тем субъектом, кто, проявляя таланты искусного разведчика, выискивает в укромных местах совокупляющуюся парочку; не спугивая любовников, бесшумно подкрадывается к ним и, оставаясь незаметным, наблюдает за их близостью. Оргазм, испытываемый им при этом, несравним с тем, какой он обычно получает в постели с женой. Есть и энтузиасты, специализирующиеся на иного рода подглядываниях: долгими часами они просиживают в туалете, подсматривая через специально проделанное отверстие за струёй мочи и половыми органами женщины, находящейся на женской половине уборной. Суть визионизма в анонимности, в аддиктивности (непреодолимой и неконтролируемой зависимости), в ритуализации акта подглядывания, а также в страхе перед разоблачением и в сознании того, что лицо, за которым ведётся наблюдение, не догадывается об этом.

В отличие от объектов, вызывающих вожделение визиониста, актёры, снимаясь в эротическом фильме, прекрасно знают о том, что ими будут любоваться зрители и ничего против этого не имеют. Актёры в фильмах представлены в виде изображения; они не подвергаются тайному наблюдению визиониста "вживую". Кроме того, просмотр порнофильма вовсе не грозит зрителю разоблачением с последующим избиением "подглядывающего". Всё это чрезвычайно далеко от природы визионизма. Неужели же 45% взрослых мужчин, посещающих порносайты, – визионисты, извращенцы, обречённые на беспомощность в брачной постели?! Ох, как это всё напоминает прошлые времена, когда мастурбация считалась страшным недугом, приводящим к нервному и физическому истощению, к «импотенции» и даже к сумасшествию! А тот, кто любуется репродукциями картин великих художников, кто способен оценить красоту и сексуальную неотразимость ножки Юдифи с полотна Джорджоне, или прелесть обнажённых женщин Веласкеса и Гойи? Неужто все они – законченные извращенцы, погрязшие в визионизме? В любом случае, свободными от подозрений в этом "тяжком недуге" могут быть только слепые.

Чтобы нейтрализовать болезнетворное воздействие статьи Чернецовой на читателей, я опубликовал заметку «Если Ваш муж любит смотреть порно, это ещё не конец света и не крах семьи!»: «Не ревнуйте ваших мужей к картинкам! Не стоит злиться на репродукции с полотен Ренуара. Они не отнимут ваше обручальное колечко! Они вам не соперники! Особенность мужской сексуальности заключается в том, что мужчина любит смотреть на обнажённых женщин — это неотъемлемая часть его биологической природы. И если просмотр порно не вызывает у него чувства тревоги, с ним всё в порядке. Фильмы ему только в помощь. Пожилых — растормошат, а для многих молодых это способ узнать что-то новое об искусстве предварительных ласк, о позициях, продлевающих половой акт и доставляющих особенное удоволь­ствие женщине. Вы получите более искусного мужа. Большинство моих корреспонденток отмечают, что после просмотра интимных сцен мужчина не только становится в постели более изобретательным и искусным, но и более ласковым и нежным. Всё потому, что перед ним — Его женщина; она не объект из пикселей, а реальная и любимая, "своя" избранница. Мужчина, занимаясь с ней любовью, не воспроизводит сюжеты уведенных сцен; он транслирует на женщину "послевкусие", оставшееся от просмотра фильма, внося в секс момент новизны. Поймите: ваш мужчина имеет право на привычки, отнюдь не противоречащие вашим! Вы же хотите видеть вашего любимого счастливым, в конце концов! А что касается так называемых "порнозависимых", их число не превышает 3%. Суть их заболевания в особенностях их нервной системы и в их характере. Они нуждаются в лечении не столько из-за выбора объекта их аддиктивной зависимости (поведения, сходного с наркотической зависимостью), сколько от того, что делает их "зависимыми" невротиками. Объекты зависимости могут меняться, а вот характер невротика отличается неизменной склонностью к образованию всё новых и новых аддиктивных привязанностей».

Словом, не надо из мухи делать слона, не стоит прибегать к ложным обобщениям, запугивая робких людей, и без того склонных к тревогам и сексуальным срывам.

История Петра служит иллюстрацией к сказанному. Он посещает порносайты не потому, что его коварно совратили, а потому что обладает сильной половой конституцией, и, будучи холостым, не всегда имеет возможность свою сексуальную потребность удовлетворить с женщиной (об этом он и пишет). Интернет же даёт ему массу возможностей, от утончённой эротики ("с прелюдией, с раздеванием, с ролевыми играми, обладающими с каким-то культурным контекстом"), до грубых и примитивных половых актов ("Без всяких прелюдий и сразу же в чём мать родила!!!"). Последние у него якобы вызывают уныние, но, тем не менее, он их зачем-то смотрит. А дело в том, что, по
словам Висенте Верду, "порнопродукция заставляет своих потребителей верить,
что каждая женщина ненасытна и хочет мужчину, скрывая свои потаённые желания. Вот она, мечта мужчин, любителей порнографии! Мечта, которая ставит порнографию в один ряд с другими направлениями искусства. Своеобразный вариант жанра фантастики!"

Верду даже не подозревает, насколько верна и универсальна его догадка. Мужские мечты о безграничной сексуальной экспансии, о способности проявлять чудеса сексуальной неутомимости и изобретательности в половых связях с бесчисленным множеством женщин, покорных ему как божеству, – мотив не только порнофильмов, но и фольклора, и мифологии. Достаточно вспомнить русские частушки и озорные сказки, древнегреческие мифы, роспись стен и мозаику полов в древнеримских виллах, раскопанных археологами, скульптуры совокупляющихся богов в индуистских храмах и т. д. Гераклу греки приписывали 13-й подвиг: за ночь он лишил девственности и оплодотворил двенадцать юных дочерей царя. Иными словами, сладкие мечты о безотказном и безграничном промискуитете присущи мужчинам всех народов и во все времена. Правда, фольклор и художественная литература порой намекали на гибельность подобной страсти. В одной из сказок "Тысячи и одной ночи" Аллах даровал пылкому юноше способность влюблять в себя всех без исключения женщин. Когда счастливец оправился на улицы Багдада в поисках восточных красавиц, его увидела из окна безобразная старуха. Посланные ею слуги похитили юношу, и он двадцать лет провёл взаперти в её подвале. Ещё жёстче поступил с героем своего романа Патрик Зюскинд. Гениальный парфюмер Жан-Батист Гренуй создал духи, с помощью которых он стал любимцем всех, кто владел обонянием. И был растерзан любвеобильной толпой!

Справедливости ради надо сказать, что подростки и юноши грезят не только о бессчётных и безотказных любовницах, но и о той единственной, кто станет любовью его жизни. Подобные несовместимые грёзы сосуществуют параллельно. Этот явный парадокс отражает эволюцию человеческого вида. Наши далёкие предки были полигамными животными. Они жили группами, в которых на одного взрослого вожака приходилось больше десятка самок. Чем агрессивнее и сексуально предприимчивее был самец, тем более многочисленное потомство он оставлял. Такой характер полового отбора грозил стать камнем преткновения на пути возникновения биологического вида Homo sapiens. Сошлюсь на мою книгу "Глазами сексолога".

«Перед нашими предками стояла сложная задача выживания. В ходе жёстокого естественного отбора, продолжавшегося много миллионов лет, природа экспериментировала над приматами. Самым выгодным направлением в выживании высших приматов было их “поумнение”. Но для того, чтобы выжить и стать доминирующим видом, этого было мало.

Творческой лаборатории природы надо было решить, казалось бы, неразрешимую задачу: создать вид, который не просто превосходил бы своих родственников–приматов в плане интеллекта, но превосходил бы их способностью обуздывать собственные агрессивные инстинкты, направленные на соплеменников, а также умением подчинять свои интересы интересам стаи ради совместного выживания.

Но подобной эволюции наших предков мешал характер их сексуальности, унаследованный ими от животных предков. Ведь, как и в стаде полигамных животных, мужские половые гормоны делали их агрессивными и склонными к половому поисковому поведению (такие самцы оставляли больше потомства). У предков человека самый сильный самец стада (увы, он всё ещё был самцом, наш далёкий пращур!) терроризировал остальных прамужчин, не давая им вступать в близость с самками. Из-за этих распрей стая не могла быть достаточно крупной, чтобы дать отпор врагам. Главное препятствие, стоящее на пути наших предков в люди, – сочетание агрессивности с поисковым инстинктом, обусловленное действием андрогенов, – удалось преодолеть приобретением нового для приматов качества – мужской избирательности. Это стало возможным, когда в ходе эволюции половое влечение необычайно усилилось. Именно на этой ступени развития наши предки получили способность к максимальному гедонистическому подкреплению полового инстинкта, что привело к чувству оргазма, неизвестному ни одному виду животных.

Став доминантным, влечение к одной–единственной избраннице лишало мужчину интереса ко всем остальным представительницам женского пола. Потребность же служить интересам собственной избранницы, будучи альтруистической мотивацией, подавляла эгоистические мотивации. По-видимому, в стае первобытных людей не было ни моногамии, когда семьи живут парами, ни абсолютной монополии вожака на всех самок, как в полигамных семьях животных. Вожак имел лишь преимущественное право на женщин и подавлял собственную ревность, когда своё право осуществляли другие. Считаясь мужем всех женщин племени, принадлежащих к его возрастной группе (в этом суть группового брака времён матриархата), мужчина не вступал в конфликт с другими одногодками, выбирая лишь одну подругу (зачем гоняться за всеми, если избирательное влечение к одной является доминантным?). Именно в этом и заключалась революционная роль мужской избирательности». Так возникли предпосылки к образованию стабильных племенных сообществ, что помогло человечеству выжить.

Новый тип сексуальности, основанный на способности к любви (с избирательным влечением и с альтруистическим типом взаимоотношений любящих) стал наследственным качеством человека.

Надо помнить, что наличие врождённых способностей вовсе не означает, что они непременно будут реализованы. Здесь уместна аналогия с речью. Человек появляется на свет с врождённой способностью к обретению речи. Но то, как будет она реализована, на каком языке заговорит ребёнок и будет ли он разговаривать вообще, определяется целым рядом условий. Она зависит от наличия аналогичной способности у воспитателей ребёнка; от сохранности его слухового аппарата и соответствующих структур мозга и т. д. Способность любить закладывается с детства. Без родительской любви она чахнет и либо так и не реализуется, либо принимает уродливые формы. Врождённая способность к любви проходит жёсткую проверку и в периоде юношеской гиперсексуальности, когда особенно сильны соблазны к более лёгкому (“дочеловеческому” по своему происхождению) способу реализовать половой инстинкт. "Выгоды" поискового поведения и агрессивности мнимые: они лишают человека счастья любить и быть любимым. Став привычными, они определяют пристрастие к промискуитету на всю оставшуюся жизнь, блокируя психосексуальное созревание.

Очень многие умирают, так и не узнав, что были лишены самого человеческого дара - способности любить.

Особенностью мужской сексуальности является её двойственность: в ней спрессованы как качества, унаследованные от животных предков, так и появившиеся в ходе эволюции вида Homo sapiens. Этим парадоксом объясняются противоречивые желания и мечты подростков, а если копнуть глубже, то и вполне зрелых мужчин. Кроме грёз о любви, у них наличествуют и мечты о промискуитете, чаще всего нереализуемые, если для этого нет невротических предпосылок. Мужчинам свойственны и другие потаённые желания, не слишком приличные, поскольку они относятся к проявлениям незрелого либидо, но вполне реальные и потому требующие "отреагирования". В том-то и польза порнографии, что она часто служит своеобразной "вакциной" и "громоотводом". Пётр вряд ли займётся свингом или "групповым сексом" с "общими девочками", вряд ли станет пикапером – ведь хоть он и онанировал, глядя на всевозможные "порновакханалии", но потом, как правило, испытывал чувство "отвращения и уныния".

Что же тревожит Петра? Он боится, что слишком пристрастился к порносайтам и
к мастурбации. Его напугали "осечки" с эрекцией, впрочем, тут же исправленные ласками партнёрши. А не помогли ли ему и вовремя пришедшие на память сцены из его любимой "офисной, винтажной эротики", увиденной им в порнофильмах?

Словом, Пётр прав, успокаивая себя ("значит это всё психогенное").
Согласиться с преувеличенными саморазоблачениями и сетованиями Петра,
значило бы оказать ему медвежью услугу. Но его тревоги требуют принятия
соответствующих мер – библиотерапии, овладения аутотренингом. Если это не
поможет и тревога останется, – жду его в своём врачебном кабинете и готов
оказать ему профессиональную помощь.

Куда больше чем тревоги Петра, врача беспокоит тенденция, выраженная в письме Анонима, любителя свинга (Iк2а, б). Бедный, он и не подозревает, что помимо личных причин, блокирующих его психосексуальное созревание, его сознанием манипулируют в целях наживы. Всемирная паутина вызывает у сексолога протест не столько потому, что информационное пространство перегружено сексом. Куда опаснее, что масс-медиа и Интернет навязывают обществу болезнетворные модели полового поведения. "Зомбируя" молодёжь, из неё формируют неисчерпаемый источник "универсальных потребителей", в том числе приученных к потребительству и в сексуальных отношениях. Всему виной предпринимательская алчность.

Поясню сказанное. Сюжеты порнофильмов не случайно крайне далеки от реальности. Их условность и примитивизм помогают зрителю полнее отдаться эротическим грёзам. Но как только наступает сексуальная разрядка, он тут же трезвеет, критически оценивая и "секс без границ", и нереалистичность сюжета фильма, и его бездуховность.

Иначе срабатывает продукция СМИ и порносайтов, претендующих на роль пропагандистов «сексуальной продвинутости». Реклама предлагает молодёжи "простые и безотказные" способы, с помощью которых якобы обретается половая неотразимость. Для этого, оказывается, достаточно покупать рекламируемые товары: жвачку, дезодоранты, зубную пасту, бритвенные принадлежности, пиво и т. д. Секс при этом сам попадает в ряд престижных занятий, необходимых для "продвинутого" юнца. Рекламный ролик изображает счастливца, вымывшего голову рекламируемым шампунем. Ему на шею тут же вешаются две девицы, и все в обнимку отправляется "заниматься любовью". Мои молодые пациенты, выросшие на рекламных роликах, не видят существенной разницы между потреблением рекламируемого пива и "снятием" на дискотеке "классной девочки". И выпивка, и жвачка, и половая связь на один вечер одинаково престижны и якобы абсолютно необходимы для обретения "взрослого статуса" и самоуважения.

Порносайты, пропагандирующие, скажем, пикаперство, утверждают, что делают это совершенно бескорыстно. Цитирую дословно: «пикапер – мастер быстрого съёма девушки на ночь. Он классно выглядит, обладает навыками эффективных коммуникаций, сам определяет свои нравственные принципы, пренебрегая устаревшими традициями. Он принципиально полигамен». Модель полового поведения пикапера, как и образ его жизни в целом, выдаётся за нечто заслуживающее подражания и предлагается всем и каждому якобы из самых лучших побуждений. Но тут обнаруживается существенная деталь: в "бескорыстной" статье публикуются заманчивые предложения – пошлите СМС по такому-то телефону, запишитесь на курсы пикаперства и мы сделаем из вас «Мастера пикапа». Как не выложить денежки, слушая такие сладкие обещания: «Тренинг Мастерского пикапа – это подготовка спецназа по соблазнению. Ты будешь тусоваться в элитных местах с элитными женщинами. Ты будешь укладывать одновременно двух девушек, и они будут счастливы этим. Ты выстроишь свою галактику так, что вокруг неё будут вращаться планеты – красивые девушки»?! «Бескорыстные просветители» наживаются дважды – и за счёт своих доверчивых клиентов, и за счёт клана рекламодателей. Ведь это ему в угоду они формируют универсальных потребителей, на ком держится потребительский мир; тех, кого они оболванили, можно стричь бесконечно.

Наблюдается то, что психоаналитик Виктор Франкл назвал «плясками вокруг золотой свиньи» (по аналогии с культом "золотого тельца", о котором пишет Библия).

«Мы, врачи, видим, как под влиянием индустрии сексуального " просвещения ", манипулирующей общественным мнением, люди чувствуют себя прямо-таки обязанными стремиться к сексу ради него самого, приобщаться к сексуальности в её деперсонализированном и дегуманизированном обличье. Однако мы знаем, насколько сильно всё это сказывается как раз на ослаблении потенции и оргазма, лишая человека любви, спонтанности, искренности, которые являются условием и предпосылкой нормальной половой функции. Все мы против лицемерия в вопросах секса, однако мы должны выступить и против лицемерия, которое творит "свобода" в погоне за барышами».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: