Раздел I. Общие основы педагогики, история развития педагогики




Предмет и задачи педагогической науки. Система педагогических наук. Образование как социальный феномен. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики. Связь педагогики с другими науками.

Методология и методы педагогических исследований. Общая характеристика психолого-педагогического исследования. Внедрение достижений педагогической и психологической науки в школьную практику.

Аксиологические основы педагогики. Обоснование гуманистической педагогики. Понятие о педагогических ценностях и их классификация. Образование как общечеловеческая ценность.

Развитие, социализация и воспитание личности как педагогическая проблема. Факторы социализации в формировании личности. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.

Целостный педагогический процесс. Педагогическая система и ее виды. Общая характеристика системы образования. Сущность педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Личностно-ориентированный, системно-деятельностный и компетентностный подходы в построении целостного педагогического процесса.

Основные тенденции истории мировой и отечественной педагогической мысли, ее влияние на развитие образования. Педагогическое наследие Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, их роль в развитии педагогики как науки, практики образования.

 

Раздел II. Теория обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Принципы специального образования (принцип педагогического оптимизма, принцип ранней педагогической помощи, принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования, принцип социально адаптирующей направленности образования, принцип развития мышления, языка и коммуникации как средства специального образования, принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, принцип дифференцированного и индивидуального подхода, принцип необходимости специального педагогического руководства).

Технологии и методы специального образования. Понятие образовательной технологии. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: перцептивные методы словесной передачи и слухового и (или) зрительного восприятия учебного материала и информации по организации и способу его усвоения; наглядные, практические методы; логические (индуктивный и дедуктивный); гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские).

Методы воспитания, используемые в специальных образовательных технологиях: информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.); практически-действенные методы - приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, нетрадиционные методы – арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), игротерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами верховой езды) и пр.; побудительно оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание).

Специфика реализации методов воспитания и обучения детей с проблемами в развитии.

Формы организации специального обучения: индивидуальное, индивидуально-групповое, классно-урочная система.

Дополнительные формы организации педагогического процесса в системе специального образования (экскурсии, дополнительные занятия, внеклассные формы педагогической работы (например, внеклассное чтение), самоподготовка.

Вспомогательные формы организации педагогического процесса в специальной школе: проведение факультативов, кружковой и клубной работы, эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, викторины, тематические вечера, походы и экспедиции).

Учет особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей участия в различных организационных формах учебной и воспитательной работы. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.

Сущность индивидуализации обучения и воспитания. Примеры индивидуализации обучения и воспитания: технология индивидуализированного обучения Инге Унт, адаптивная система обучения А.С. Границкой, Парк- школа, адаптивная школа Е.А. Ямбурга. Характеристика понятия «инклюзивное образование».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: