Неактуальные положения исторической школы права




 

Самым решительным критиком исторической школы стал Рудольф фон Иеринг, хотя изначально он сам принадлежал к ней. В своих взглядах на законадельство, отношение к обычному праву, прогресс вправе Иеринг критикует идею о национальном происхождении права. Право, по его мнению, не организм и не механизм, а продукт сознательной цели, преследуемой людьми. То есть право не может развиваться само по себе или за счет бессознательной деятельности людей.

По мнению П. И. Новгородцева, характеристика взглядов Иеринга вполне согласуется с основными положениями естественного права. Историзм служит у него опорой для прогрессивных устремлений, вместо того, чтобы обеспечивать охранительные начала, как у Савиньи. Таким образом, в самой исторической школе возникло учение, возродившее основные элементы того направления, на критике которого она формировалась и развивалась.

Затем критику положения Савиньи и Пухты продолжил К. Бергом, который при этом был противником и естественного права. По его мнению Савиньи и Пухта не дали настоящей исторической теории. Их допущения о том, что сознание народа заключает в себе действительное право, что закон и обычай служат лишь средством распознания права, независимо от них возникающего, что наука является правообразующей силой, представляют собой явное нарушение исторического принципа, который должен находиться в строгом соответствии с действительностью. кроме того Савиньи и Пухта не смогли дать таких определений для главных понятий юриспруденции о праве и его источниках, которые смогли бы включить в себя любое право и любого его развития, как бы не проходил исторический процесс ― в виде узурпации, революции и всеобщих правонарушений.

Важным представляется и критическое высказывание Маркса на тему консерватизма исторической школы права: "школа, которая подлость сегодняшнего дня оправдывает подлостью вчерашнего, которая объявляет мятежным всякий крик крепостных против кнута, если только этот кнут — старый, унаследованный, исторический…"

Таким образом критика исторической школы в XIX и начале XX веков уже определила главные ее недостатки. В первую очередь нужно отметить ее противоречивость. Утверждая историзм развития права, представители этой школы в то же время отрицали и объективные исторические процессы, такие как революции, перевороты и т.д. Более того сами выдвигая положения о народном духе, национальном правосознании как о создателе права, а в законодателях и ученых видя лишь редакторов права, они тем не менее отстаивали нерушимость различных институтов (правовых, политических, социальных), существующих на данных момент, т.е. решающее значение отдавали действующей власти, а не требованиям народа, его правосознания, отрицая помимо вышеуказанных положений еще и стадии развития народного духа, сформулированные Савиньи, и по которым смерть одного народного духа является закономерной вследствие устаревания правовых норм. Все тезисы исторической школы права так или иначе были направлены на продвижение идеи прогресса, однако ее представители использовали их для защиты консерваторской идеологии.

Помимо этого, историческая школа, выступая против естественно-правовых концепции в том числе из-за из умозрительного характера, не имела своего четко сформулированного понятийного аппарата. Расплывчатыми оставались категория "народного духа", характеристики позитивного права, процесс развития и возникновения права в народном правосознании.

Мистицизм и консервативность не дали возможности развить свой потенциал исторической школе, которая весьма закономерно теряла своих приверженцев, вместе с потерей своих позиций феодальным строем, который эта школа защищала. Одновременно с этим вновь окрепли позиции естественно-правовой концепции., и в настоящее время провозглашение и гарантии основных (естественных) прав и свобод человека является неотъемлемым признаком любого цивилизованного государства, равно как и развитие гражданского общества

Характеризуя нынешнее отношение к данной школе можно привести слова А. С. Пиголкина "в современной период данную теорию общественного детерминизма рассматривают как излишнюю крайность. вместо неопределенного понятия духа, как творческого фактора общественной жизни, современная наука выставляет более наглядные и определенные исторические силы".

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демокатические институты и избавить от консерватизма

институты и избавить от консерватизма.

Однако многие ученые-юристы признают и значительный вклад, который внесла историческая школа права в юриспруденцию. Кроме того представляется возможным все же использовать некоторые положения исторической школы для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватизма.

для развития современного права. Для этого следует адаптировать эту концепцию под демократические институты и избавить от консерватиз



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: