основные проблемы изучения и периодизации истории средних веков. происхождение термина «средние века».




Гуманитарно-технический факультет

Кафедра истории, права и общественных дисциплин

 

РЕФЕРАТ

 

основные проблемы изучения и периодизации истории средних веков. происхождение термина «средние века».

    Студентки 3 курса группы ЕСС 129  
  Морозихиной Дарьи Андреевны  
  Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «История» и «Русский язык»    
  Научный руководитель:  
  кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории, права и общественных дисциплин  
  Емельянова Л.А.  
     
   
   
   
   
         

 

Ессентуки, 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….….Стр. 3

Глава 1.Происхождение термина «средние века».......................................Стр. 5

Глава 2. Основные проблемы и периодизации

истории средних веков………………………………………………...........Стр. 8

Заключение…………………………………………..…………...………...Стр. 16

Список используемой литературы….……………………………………………...……………….Стр. 17

 

 

Введение.

История средних веков - самобытная, неповторимая эпоха, которая охватывает очень длительный период истории человечества и представляет собой закономерный этап в его развитии. От современности средние века отделены многими столетиями, и, казалось бы, их изучение представляет лишь академический интерес. На самом деле многие явления и отношения современности, неожиданные повороты в судьбе народов и государств уходят своими корнями в далекое прошлое.

В средние века на территории Европы образовалось большинство современных народностей и государств, зародилась их национальная культура, характер, язык. К этому же периоду относится начало процесса формирования наций, завершившегося уже в новое время.

Социально-экономический строй средневекового общества определил и характер его политической надстройки. Религия освящала светскую феодальную систему, оберегала государство, а догматы церкви были одновременно и политическими аксиомами, что в принципе предполагало прогрессивное воздействие на жизнь. Современные политические системы, таким образом, имеют давние традиции. Особенно это касается парламентов. Сословно-представительные собрания средневековья, первые наивные парламентские учреждения, появившиеся в XIII - XIV вв., стали их прообразами.

Таким образом, история средневекового общества никак не может быть объектом только академического изучения. Исследование этой эпохи дает возможность правильно оценить многие процессы, происходящие в современном мире. Поэтому интерес к средним векам не затухает. Об этом свидетельствует то, что по поводу многих проблем средневековья и сейчас идут оживленные дискуссии. Они касаются типологии зарождения и развития феодализма, роли рабовладения в средние века, возникновения городов, их места и роли в обществе, характера общины и вотчины, периодизации средневековья, границ культуры классического периода и эпохи Возрождения.

 

 

Глава 1.Происхождение термина «средние века».

Термин «средние века» был впервые введен в оборот итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения длительного периода варварства, наступившего вслед за разрушением античной цивилизации. Римский историк Флавио Биондо в своем труде «История от падения Рима» называет «средними» столетия между античностью и т.н. «новым» временем, в котором жил сам историк (1388 - 1464 гг.). В это понятие ранние итальянские гуманисты вкладывали свое содержание: речь шла прежде всего о падении культуры, деградации латинского языка, превращении его в т.н. кухонную (низкую, испорченную) латынь (infima latinitas).

В конце XVII в. термин «средние века» был впервые применен для общей периодизации истории. Профессор философии и географии в Галле Кристоф Кеплер (Целлариус, 1634 - 1707 гг.) разделил всю историю человечества на три периода - античную, среднюю и новую. Во втором томе своей «Истории» Целларий четко обозначил хронологические рамки средневековья - от правления римского императора Константина Великого (306 - 337 гг.) до завоевания г. Константинополя турками (1453 г.). Историки и философы XVIII в., находившиеся под влиянием просветительских идей, дали понятию иное толкование. Стремящаяся к власти буржуазия тенденциозно оценивала средние века, считая их временем, когда в Европе господствовали дикость, варварство, суеверия, ограничение умственной свободы.

В российской исторической науке представления о средних веках складывались под сильнейшим влиянием марксистской идеологии. В основу этой идеологии положено учение об общественно-экономических формациях, которые последовательно сменяют друг друга. Следуя этому принципу, историки рассматривают древность как период господства первобытнообщинного и рабовладельческого строя, средние века - как феодальное общество, а в новое время, с упадком феодально-крепостнических отношений, наступает эпоха капитализма. Таким образом, средневековье - это длительный период, ряд событий и явлений, относящихся непосредственно к зарождению, формированию, развитию и гибели феодализма.

В XV-XVI веках этот период истории носил следующие названия: media tempestas (лат. среднее время; с 1469 г.), media antiquitas (лат. средняя античность; с 1494 г.), medium tempus (лат. среднее время; с 1531 г.), saeculum medium (лат. средний век; с 1596 г.).

Гуманисты намеревались обозначить таким образом пограничную эпоху между античностью, которая их вдохновляла, и современным им временем. Так как гуманисты прежде всего оценивали состояние языка, письменности, литературы и искусства, то этот «срединный» период казался им воплощением одичания античного мира, варварства и «кухонной» латыни.

В XVII веке термин «Средние века» ввёл в оборот профессор Галльского университета Христофор Целлариус (Келлер), положив начало так называемой гуманистической трихотомии. Он разделил всемирную историю на Античность, Средневековье и Новое время. Келлер считал, что Средневековье длилось с 395 года (окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную) и вплоть до 1453 года (падение Константинополя).

В узком смысле слова термин «Средневековье» применяется только по отношению к западноевропейскому Средневековью. В этом случае данный термин подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической и политической жизни: феодальная система землепользования (феодалы-землевладельцы и полузависимые крестьяне), система вассалитета (связывающие феодалов отношения сеньора и вассала), безусловное доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть Церкви (инквизиция, церковные суды, существование епископов-феодалов), идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу), расцвет средневековой архитектуры — готики. В более широком смысле данный термин может применяться к любой культуре, но в этом случае он обозначает либо преимущественно хронологическую принадлежность и не указывает на наличие вышеперечисленных особенностей западноевропейского Средневековья (к примеру — «Средневековый Китай»), либо, наоборот, указывает на исторический период, имеющий признаки Европейского Средневековья (в основном, феодализм), но не совпадающий по хронологии со Средними веками Европы (например, японское Средневековье).

 

Глава 2. Основные проблемы и периодизации истории средних веков.

С точки зрения исторической науки средние века – огромный по продолжительности период. Его условные рамки – конец 4-го начало 5-го века н.э. и вплоть до Нового времени, начало которого приходится на разное время в разных странах, традиционно его отсчитывают либо от буружуазных революций (в Нидерландах и Англии – 16-17 века, во Франции и Германии – значительно позже), либо от некоего момента, который можно считать переломным в процессе постепенной, нереволюционной смены общественно-экономических формаций, когда феодализм вытесняется буржуазией.

Однако, историко-литературный курс не простирается до конца 18 века, он ограничивается первым-вторым десятилетием 17 века. Таким образом, курс приходится на 1200 лет.

Курс ограничен данным временем, т.к. литература опережает социальное развитие, предваряет её развитие, художники подобны пророкам, ведь они видят суть перемены там, где остальные остаются слепо-глухо-немыми.

Почти повсеместно в Европе в начала 17 века в литературе и искусстве ощущается радикальная смена мировоззренческого кода, смена эстетической парадигмы. Средневековый и ренессансный стили сменяют барокко и классицизм.

Началом европейского средневековья следует считать 4-5 века нашей эры, т.е. за точку отсчета нужно принимать не конкретную дату, а период распада Римской империи. Таким образом, начало европейских средних веков совпадает с:

 

1. Эпохой великого переселения народов, чьей кульминацией явился 5-ый век, но само это великое переселение началось двумя веками ране и не закончилось в пятом веке, но продолжалось.

2. С точки зрения экономики началом средних веков является повсеместный переход от рабовладения к феодализму. Но этот процесс вобрал в себя и варварские народы, уже засилившие Европу (т.е., от родового строя – сразу в феодализм)

Грановский: «Волна переселения народов ударила в двойную стену, одна из них – Римская империя – рухнула, другая – христианская церковь – сильно пострадала, но выдержала катастрофу».

Также выдержала катастрофу и латынь, которая существовала на закате империи в Римских провинциях – Испании, Галлии. Она существовала не в форме классической латыни, а в форме так называемой вульгарной – народной – латыни. Именно на её основе разовьются постепенно (на протяжении всего средневековья) Европейские языки, а её влияние сказалось не только в романских, но и в германских языках; английский язык – феномен равного влияния и романского, и германской ветви.

В сравнении с античной литературой в Средневековой литературе на первый план выступают этические проблемы. Это отличие бросается в глаза. Средневековая цивилизация вообще уникальна в том отношении, что не в одной её сфере, включая культуру, нет ничего этически нейтрального. Этическая проблематика преобладает во всех сферах средневековой культуры. Почему так? В Европе это связано с христианством. В это время во всем мире утверждаются монотеистические религии (не возникают, возникает лишь ислам) – христианство, буддизм. Языческие пантеоны богов сменяются единобожием, моральный императив таких религий более сконцентрирован и выражен, чем в религиях древности. Идея человека божьего, лежащая, усиленная четкое формулированными нравственными заповедями, обращена к каждому человеку и предполагает душевную работу каждого.

В Средние века формируется весьма строгая сословно-иерархическая структура общества. Это связано с господством религиозной идеологии, рассматривающей мир как серию подобий, отражений высшего в низжем. Если представить мир в вертикальном разрезе, то он будет сравним с лестницей, поднимающейся от земли (дольнего мира) к небу (горнему миру). Образ лестницы восходит к Лестнице Иакова (Ветхий завет).

Концепция великого порядка (Великой цепи бытия) – идея, восходящая к Платону, подразумевает всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность всего в мире - доминирует в сознании человека европейского средневековья.

Уже в 9 веке средневековое общество стали делить на три сословия: на тех, кто сражается – bellatores, молящиеся - oratores, трудящиеся - laboratores. В 12 веке с развития городов, когда появились промежуточные социальные прослойки врачей, юристов, купцов и т.д., такое деление оказалось в значительной мере условным, но им продолжали пользоваться вплоть до 15 века. У каждого сословия своя специфическая функция. Так, задачей воинов было охранять и защищать молящихся и трудящихся. Задачей молящихся было помогать трудящимся и воинов своей молитвой. Трудящиеся должны были кормить молящихся и воинов.

Сословность является основным универсальным признаком не только Средневековой цивилизации, но и культуры средних веков. По сути, каждое сословие – крестьяне, рыцарство, духовенство, горожане – вырабатывают свою субкультуру и свою литературу. Каждая из этих субкультур органично вписывается в рамки общей средневековой культуры, т.к. вся она функционирует по общим законам.

 

В Средние века происходит складывание новых в сравнении с античностью литературных регионов. Умножаются и усложняются культурные взаимосвязи. Культура срединеземноморского круга (античности) выходит далеко за пределы Средизмноморья. Так происходит, потому что расширяются политические связи и контакты между государствами, растет торговля, крепнут религиозные связи, способствуют этому общие религиозные праздники, общеевропейские паломничества к святым местам, продолжается миграция населения Европы, а с миграцией и перенос культуры (например, в Британию сначала пришли кельты, затем – скандинавы, синтезом явилась англо-саксонская культура, затем в 12 веке приходят норманны, которые приносят французский язык и возражают кельтское прошлое). Также росту литературных регионов способствуют частые войны и передел территории, они обуславливают взаимопроникновение культур. В средние века большую популярность приобрела идея наследования, передачи, переноса империи –translatio imperii. Одним из первых эту идею озвучил святой Иероним. Эта идея дополнялась идеей наследования, переноса знаний – translation studii. Связи всего со всем способствуют так называемые языки посредники (международные языки) – сначала латынь, в зрелом средневековье - французский, чему немало способствовала столетняя война.

Историю средневековья для Западной Европы принято делить на три основных периода, отличавшихся разным уровнем социально-экономического, политического и культурного развития.

I. Конец V — середина XI в. — период раннего средневековья, когда феодализм только складывался как общественная система. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в которой смешивались и трансформировались общественные группы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор, превалировали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохра­нить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых свя­зей Востока и Запада. Это было время варварских и раннефеодальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени.

В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бес­письменного мира, постепенно сменялся ее подъемом. Решающую роль в нем сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в этот пери­од оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия.

II. Середина XI — конец XV в. — период расцвета феодальных от­ношений, массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодальной раздробленности формируются централизованные государст­ва. Возникает новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усилению центральной власти и активизации сословий, в первую оче­редь городского.

Культурная жизнь идет под знаком развития городской культуры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены с оформлением уже на данном этапе культуры Возрождения идео­логии раннего гуманизма.

III. XVI—XVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени. Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений. Острота социальных противоречий вызывает крупные антифеодальные общественные движения с активным участием широких народных масс, которые будут содействовать победе первых буржуазных революций. Оформляется третий тип феодального государства — абсолютная монархия. Духовную жизнь общества определяли раннебуржуазные революции, поздний гуманизм, Реформация и контрреформация. XVII век явился переломным в развитии естественных наук и рационализма.

Каждый из этапов открывался и сопровождался крупными передвижениями народов по территории Европы и вне ее:

- в IV в., VI— VII вв. — движение гуннов, германских и славянских племен;

- экспансия скандинавских народов, арабов и венгров на рубеже первого и второго этапов,

- крестовые походы западноевропейцев на Восток и в Восточную Европу в XI-XIII вв.;

- колониальные захваты западноевропейцев на Востоке, в Африке и в Америке в XV и XVI вв. Каждый период открывал перед народами Европы новые горизонты. Обращает на себя внимание все убыстряющийся темп развития и сокращение временной протяженности каждого последующего этапа.

В точки зрения экономического и политического развития, историю Средневековья принято делить на следующие периоды:

1) Конец V — середина XI в. — период раннего средневековья, когда феодализм только складывался как общественная система. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в которой смешивались и трансформировались общественные группы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор, превалировали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохранить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых свя­зей Востока и Запада. Это было время варварских и раннефеодальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени.

В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бес­письменного мира, постепенно сменялся ее подъемом. Решающую роль в нем сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в этот пери­од оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия.

II. Середина XI — конец XV в. — период расцвета феодальных от­ношений, массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодальной раздробленности формируются централизованные государства. Возникает новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усилению центральной власти и активизации сословий, в первую очередь городского.

Культурная жизнь идет под знаком развития городской культуры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены с оформлением уже на данном этапе культуры Возрождения идеологии раннего гуманизма.

III. XVI—XVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени.Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений. Острота социальных противоречий вызывает крупные антифеодальные общественные движения с активным участием широких народных масс, которые будут содействовать победе первых буржуазных революций. Оформляется третий тип феодального государства — абсолютная монархия. Духовную жизнь общества определяли раннебуржуазные революции, поздний гуманизм, Реформация и контрреформация. XVII век явился переломным в развитии естественных наук и рационализма.

 

Заключение.

Итак, средние века в Западной Европе - время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать, прежде всего, университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.

В средние века человечество сделало крупный шаг вперёд по сравнению с древностью в развитии хозяйства, культуры и морали.

 

 

Список используемой литературы.

1. Бойцов М.А., Шукуров Р.М. История средних веков: Европа и остальной мир: Учеб. для 6 кл. осн. шк. 2-е изд., испр. М.: Рус. слово, 2012,

2. История средних веков: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. "История", 2014.

3. Калашников В.И. Атлас тайн и загадок. Средневековые цивилизации, 2013.

4. Лебедева Г.Е., Якубский В.А. Некоторые вопросы классификации исторических источников, 2015.

5. https://ru.wikipedia.org

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: