Еще в XIX веке возникают первые попытки объяснить, что означает понятие «этнос», «народ». Одним из первых попытался это сделать А. Бастиани. Он пришел к выводу, что типами существования этноса являются нация, народность, племя, как самодостаточные, самопроизводящиеся путем воспроизведения этнического самосознания и этнически однородных браков, целостные и устойчивые, односистемные образования. Впрочем, такое объяснение не смогло удовлетворить исследователей, так как не учитывало факторы, например, этнокультурной и языковой ассимиляции.
Под влиянием трудов эволюционистов, а также трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, появляется новая теория — этносы как социальные группы, возникшие в ходе исторического процесса (в трудах марксистов он часто выглядел так — племя, народность, капиталистическая нация (а иногда и без этого периода), социалистическая нация).
В СССР также велись исследования на тему сущности понятия «этнос». Одно из основных теоретических положений было выдвинуто академиком Ю. В. Бромлеем, который выделил этнос как «этникос» в локальном смысле и этнос как этносоциальный организм.
В современной России исследованием проблематики «этноса» занимается, в частности, В. А. Тишков, который выстраивает свою теорию на основе зарубежных исследований. Следует отметить, что одной из причин зарождения конструктивизма (такое название получила это теория) стало обострение национального вопроса в некоторых зарубежных странах. Понятие о расе в ней заменено на «фенотип».
Важнейшим понятием в современной этнологии и этнографии является понятие «этничности » как совокупности языковых, культурных и других признаков, отделяющую один социум от другого.
|
Методы этнографии
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого
Основным методом этнографии является непосредственное наблюдение быта и нравов народов земного шара, их расселение и культурно-исторические взаимоотношения, с последующим их анализом. Поскольку этнография изучает современные народы не только в их существующем, но и в их историческом и культурном развитии, этногенезе и истории становления социальных институтов, то используются также и письменные и вещественные источники.
Методом непосредственного наблюдения является работа этнографа на территории его исследования, и именуется полевым этнографическим исследованием (Полевая этнография)
Полевая этнография — исследования, ведущиеся среди живых народов с целью сбора первоначальных этнографических данных об отдельных структурных компонентах традиционно-бытовой культуры и их функционирования как определенной системы.
Все полевые этнографические исследования можно разделить на два типа:
· Стационарные — долгое проживание среди изучаемого народа, в результате чего этнограф более глубоко узнает его материальную и духовную культуру, а также быт. Из недостатков — малый охват территории, а следовательно и невозможность сравнительного исследования с другими областями (Яркими представителями были В. Г. Богораз, Л. Я. Штернберг, Н. Н. Миклухо-Маклай, Б. Малиновский и др.).
· Экспедиционный — наиболее распространенный метод сбора этнографического материала, позволяет за короткое время (от нескольких недель до пары месяцев) собрать материал о быте, жилище, одежды, утвари то есть о том, что не требует стационарного наблюдения.
|
Во время полевых этнографических исследований используют следующие методы:
· Наблюдение — метод, при котором исследователь вживается в изучаемое среду, различают простое — наблюдение со стороны или внутреннее, когда исследователь принимает участие в жизни изучаемого социума.
· Опрос — метод сбора первичной информации. Этнограф сначала составляет вопросник, а потом беседует по нему с жителями.
· Анкетирование — метод, при котором исследователь не лично беседует с информатором, а путем анкеты (через почту, путем раздачи листовок или прессы
· Интервью — личная беседа с использованием вопросника.
Так же следует отметить:
· Метод пережитков — изучение тех или иных явлений, которые еще остаются у народов, но потеряли свое прежнее значение.
· Сравнительно-функциональный (или кросс-культурный) метод, позволяющий путем сравнения выявлять общее в развитии народов, а также их причины.
12. Выдающиеся исследователи — этнографы
· Итс, Рудольф Фердинандович
· Гадло, Александр Вильямович
· Токарев, Сергей Александрович
· Бромлей, Юлиан Владимирович
· Фрэзер, Джеймс Джордж
· Леви-Стросс, Клод
· Боас, Франц
· Малиновский, Бронислав Каспар
· Миклухо-Маклай, Николай Николаевич
· Тайлор, Эдуард Бернетт
· Морган, Льюис
· Дюркгейм, Эмиль
· Мид, Маргарет
· Пропп, Владимир Яковлевич
· Бенедикт, Рут
· Гиренко, Николай Михайлович
Литература
· Итс Р. Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие.- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991
· Н. Н. Чебоксаров, И. А. Чебоксарова. Народы, расы, культуры. М.: Наука 1971
· Токарев С. А. История русской этнографии. М.: Наука, 1966.
· Токарев С. А. Истоки этнографической науки. М.: Наука, 1978.
· Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М.: Высшая школа, 1978.
· Токарев С.А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. М.: МГУ 1952
· Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М.: 1973
· Пименов В.В. Основы этнографии: программа дисциплины. М.: МГУ 1988.
· Пименов В.В. Основы этнологии: Учебное пособие. М., МГУ 2007.
· Этнография. Ю.В. Юромлей, Г.Е. Марков. М, МГУ 1982
· Громов Г. Г. Методика этнографических экспедиций. — М. 1966.
· Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука 2003.