Этнопсихологическая школа в США




Ранняя история науки

Ещё в Древнем Египте были те или иные этнографические исследования, где были описаны соседние народы (Палермский камень, записи на гробницах и др.), позже появляются наблюдения из Месопотамии и ранние библейских текстов. Но, первым исследователем применившим метод непосредственного наблюдения, а также честно описавшего на основании их народы, следует считать Геродота:

Геродот описывает одну за другой страны, подвластные персидскому царю, говорит об их народах, добросовестно пересказывая все, что ему о них известно: их происхождение (главным образом по легендам), образ жизни, религия, обычаи... В целом Гердот, и как историк, и как географ, и как излагатель обильных этнографических сведений, знаменует собой некий переходный этап - от стиля наивно безыскусственного летописания к научному исследованию; от доверчивого пересказывания мифов - к рационалистической их критике.

Впоследствии труды об этнографии дополняются такими исследователями как Фукидид, у которого материал более скуден, а также упоминается лишь с теми или иными событиями связанными с Элладой, Ксенофонт и другие.

Важные этнографические источники сообщают историки римского времени: Полибий, Страбон, Павсаний, Демокрит и «отец медицины» Гиппократ, где он объясняет различия между народами географической средой:

Что же касается вялости духа и трусости, то наибольшей причиной, почему азиаты менее воинственны, чем европейцы, и отличаются более тихим нравом, суть времена года, которые не производят больших перемен ни к теплу, ни к холоду...

В Древнем Риме этнография была следующим образом, описки о Галльской войне, как и другие сочинения знаменитого полководца, имеют огромный исторический и фольклорный материал. Так, рассматривая военный потенциал кельтов, Ю. Цезарь сравнивает их с германскими племенами. Богатейший этнографический материал собрал римский историк Корнелий Тацит. Уже в своих ранних работах историк пытается систематизировать увиденное - откуда, например, произошли народы Британии, чем объясняется их историко-этнографическое многообразие. Но, особенно важен труд «О происхождении германцев и местонахождение Германии», который С.А. Токарев называет: «Это буквально этнографическая монография, притом, видимо, самая ранняя в мировой литературе». Также следует отметить труды А. Марцеллина.

Средневековье и эпоха Великих географических открытий

После падения Западной Римской империи (476 г.), центр науки перемещается на восток - к Византии, менее затронутой и пострадавшей от набегов. Данный период знаменуется произведениями таких авторов как Прокопий Кесарийский, который оставил ценнейшие источники о славянах, где даёт описание быта и культуры антов и склавинов, их расселение и внешний вид. В дальнейшем важные источники по истории оставили Иордан, Константин Багрянородный, Анна Комнин и другие.

Но, как наука этнография зародилась в XIX веке.

 

Эволюционная школа

 

Д. Фрэзер. Один из основателей эволюционистской школы. Автор Золотой ветви

Основателем считается Эдуард Тэйлор (1832—1917), написавший капитальный труд «Первобытная культура» (1871 г.), где автор делает следующие выводы (основная концепция данной школы):

 

· 1. Культура развивается по линии прогресса от первобытного состояния к современному.

· 2. Существующие различия между народами не имеют отношения к расовым различиям, а отражают лишь достигнутый уровень культурного развития.

· 3. Все конкретные элементы культуры у каждого народа либо изобретены самостоятельно, либо заимствованы у соседей, либо унаследованы от прошлых эпох.

Также Э. Тэйлору принадлежит введение такого понятия, как «пережиток». Например, разбитое зеркало, которое носит рудиментарный характер, но тем не менее вера о том, что это к неудаче сохраняется до сих пор.

Также видными представителям этой школы были Дж. Фрэзер, Л. Морган, И.Я. Бахофен, Г. Спенсер и др.

Этнопсихологическая школа в США

Несмотря на то, что до 30-х годов XX в. в США доминировала школа Франца Боаса, выделяется и новое направление. Главной причиной являлось несоответствие отрицания Ф. Боасом любых закономерностей в развитии той или иной области культуры (точнее — более детального их изучения, а не переноса всех теорий на все народы).

Часть исследователей попытались найти закономерности, но в отличие от эволюционистов не в быте (общности материальной культуры), а в психологии. Так и зародилась новая школа — этнопсихологическая. Где основными понятиями этого учения были:

· Главным понятием является индивид — личность. Именно с него и следует начать изучать те или иные народы. Не с социума в целом, а с индивида в частности.

· Институт детства. Именно то, как обращались с ребенком в его раннем детстве (ношение, кормление и т. д.) влияет на возникновение «основной личности».

· Из понятия «основная личность» можно выделить как тип культур, так и предсказать их развитие. Например, А. Кардинер — основоположник данной школы, приводил пример жителей о. Алор, где, якобы, слабая материнская забота о ребенке накладывала отпечаток на культуру (сейчас уже доказано, что наоборот, участие женщин в земледелие накладывали особенности, именно социально-экономический фактор, стал основой для обособления культуры этих людей, а уже потом привел и к «слабой материнской заботе»).

В настоящее время данная школа представляет лишь историографический интерес.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: