1 сентября 2004 года группа боевиков захватила 1 128 заложников в школе № 1 города Беслана Республики Северная Осетия. В результате теракта погибли – 333 человека (в том числе 186 детей, 17 учителей и 11 работников спецслужб), ранения получили – более 700 жителей города и 55 сотрудников силовых структур.
Памятная дата 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом была установлена в 2005 году Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России» и связана с трагическими событиями в Беслане. В этот день во всех образовательных организациях России проводятся уроки, посвященные памяти всех, кто погиб от рук агрессоров и террористов (далее – Урок).
Время и место проведения Урока, ответственного педагога определяет администрация образовательной организации.
До начала Урока целесообразно провести совещание (установочное занятие) с педагогическим коллективом и обсудить особенности проведения занятий, с учетом особенностей образовательной программы, региона, в том числе и с точки зрения имевших место событий, связанных с террористической угрозой.
По завершении учебных занятий представляется целесообразным провести итоговое совещание, обратив внимание на педагогические результаты, уровень знаний и понимания детьми темы, их учет в дальнейшей учебной деятельности.
Итоги проведения Урока (лучшие работы, суждения, фотографии, видеосюжеты, рисунки) рекомендуется отразить на официальном сайте образовательной организации.
Цели Урока:
· формирование у обучающихся сострадания, общероссийской гражданской идентичности;
· воспитание патриотизма, уважения к Отечеству;
· формирование неприятия идей ксенофобии, нетерпимости к проявлениям экстремистской идеологии.
|
Задачи Урока:
· содействовать формированию понимания сущности и принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, уважительных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности, экстремизму во всех его проявлениях;
· сформировать позицию нравственного и правового отрицания терроризма как явления, как метода решения социальных проблем;
· научить молодых людей осознавать важность извлечения уроков истории для проектирования своей жизни и будущего своей страны – России.
Формы организации Урока могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они соответствовали возрасту обучающихся.
Урок может проводиться с участием учителей истории, географии, литературы, биологии, мировой художественной культуры.
В подготовке и проведении Урока максимально использовать потенциал музеев, школьных библиотек (книги, иллюстрации, периодика и др.), официальных сайтов, технические средства обучения (мультимедийное оборудование, презентации, видеофильмы, слайды, музыкальное сопровождение и т. д.).
В зависимости от преподаваемого предмета каждый учитель актуализирует тот или иной аспект.
Во вступительном слове учителя необходимо подчеркнуть ключевые содержательные и воспитательные моменты урока.
XX век ознаменовался кровавыми событиями. Первая мировая война и трагедия геноцида армян. Вторая мировая война, составной часть которой стала Великая Отечественная война; преступная нацистская политика, принесшая миллионы жертв, трагедия Холокоста. До сих пор до нас доходят отголоски этих ужасных событий, и думалось, что эти события должны научить жить людей в мире, ценить его. Но, к великому сожалению, история повторяется.
|
Страну, победившую нацизм, спустя чуть более полувека потрясли чудовищные события: война в Чечне, террористические акты, взрывы в московском метро, теракты в разных городах России, захват заложников в Театральном центре на Дубровке, в Кизляре и в Беслане.
При изучении трагических событий в Беслане педагогам необходимо иметь в виду, что тема Беслана – сложная, трудная для изучения тема, которая не может не вызывать эмоциональных переживаний.
Учитель, в первую очередь, должен отобрать такое содержание учебного материала, формы и методы образовательной деятельности, которые позволят эмоционально раскрыть драматизм трагических событий в Беслане, связанных с захватом школы отрядом террористов, но в тоже время избежать психологического травмирования детей.
Предусмотрены модели для трех возрастных групп школьников:
1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы.
Тематический урок в 1-4 классах.
Урок можно эффективно провести в форме классного часа.
Основные задачи:
· содействовать развитию у обучающихся чувства сострадания и соучастия к жертвам терроризма;
· содействовать воспитанию чувства неприятия к насилию и терроризму.
Основными методами в начальной школе могут стать рассказ, беседа, конкурсы рисунков и плакатов.
При подготовке к Уроку важно создать эмоциональное настроение у обучающихся, подготовить классную комнату к проведению мероприятия.
|
Необходимо обеспечить визуальный ряд: вывесить фотографии памятников, посвященных трагедии в Беслане.
При проведении Урока учитель должен обратить внимании учащихся, что все они живут в большой, многонациональной стране, которая зовется Россией – Российская Федерация, где все люди стремятся жить в мире и согласии.
Но есть люди, которые не желают так жить, они стремятся разрушить этот мир. Эти люди приносят зло и горе.
Используя прием подводящего диалога, учитель на основе событий в Беслане может организовать беседу на тему «Что такое зло и добро?». Очень важно, чтобы во время проведения беседы, дети осознали драматизм понятия терроризма, и как можно раньше поняли, что терроризм это зло, которому нет оправдания.
Учителю следует подчеркнуть, что конкретным проявлением зла стала трагедия в Беслане. Это невероятно страшное событие потрясло не только Россию, но и весь мир.
В ходе беседы обучающиеся могут ответить на вопросы:
· Могут такие дети как вы победить зло, чтобы никогда не было событий, похожих на драму в Беслане?
· Что нужно сделать для этого?
В заключение беседы будет полезно предложить детям нарисовать ответы на эти вопросы, объяснить, что означают их рисунки.
Тематический урок в 5-8 классах.
Основные задачи:
· содействовать формированию нравственной установки на отрицание терроризма и экстремизма как явления как способа решения конфликтов, проблем;
· содействовать формированию уважения к заложенным в Конституции Российской Федерации базовым общечеловеческим и российским ценностям;
· содействовать воспитанию уважения к закону, праву как ключевым ценностям человека и общества, инструментам решения социальных проблем.
В основной школе надо говорить о том, что трагедия в Беслане – это трагедия всей России, всех народов и каждого конкретного человека. Этот день (03 сентября 2004 года), когда произошла трагедия в Беслане, в России назван Днем солидарности в борьбе с терроризмом. Это день сопереживания и поддержки людей, потерявших самое дорогое в жизни – своих детей, родных и близких.
Учителю следует подчеркнуть, что террористы начали войну без правил и нравственных норм. Свидетельством этого является преступление против детей и педагогов школы № 1 в городе Беслане.
Педагог должен ярко и убедительно на основе конкретных фактов раскрыть примеры героического поведения людей, которые подчас ценой своей жизни спасали школьников и педагогов в Беслане. Речь идет о бойцах специальных подразделений антитеррора «Вымпел» и «Альфа», которые уничтожили отряд террористов, захвативших школу. Педагогу следует назвать имена героев, которые пожертвовали своей жизнью, чтобы спасти детей и педагогов.
Среди этих героев подполковник Олег Ильин, прапорщик Денис Пудовкин, Роман Катасонов, подполковник Дмитрий Разумовский, майор Вячеслав Маляров, Олег Лоськов и др. Многие из этих героев были совсем молодыми людьми. Так, Олегу Лоськову было всего 23 года.
Родина не забыла имена героев. Олегу Ильину посмертно присвоено звание «Герой России». У него остались жена и трое детей. Денис Пудовкин посмертно награждён орденом «За Заслуги перед Отечеством». У него остались жена и сын. Подполковнику Дмитрию Разумовскому посмертно присвоено звание «Герой России». У него осталась жена и двое сыновей.
Обобщая нравственный смысл подвигов спецназовцев, которые ценой своей жизни спасали детей и педагогов в Беслане, учителю следует подчеркнуть ценность человеческой жизни, универсальную значимость права как регулятора поведения людей в обществе, необходимость следовать правовым нормам как условие нормального развития общества.
Логическим завершением Урока может стать обоснование вывода, что экстремизм и терроризм – это преступление против человечества в целом и каждого конкретного человека, каждого школьника. Поэтому в России разработан и применяется комплекс мер, включая законодательство, направленных на противодействие экстремизму и терроризму. Выполнение требований закона позволит избежать подобных преступлений против детства.
Тематический урок в 9-11 классах.
Для обучающихся 9-11 классов предлагается Урок в форме круглого стола, дискуссионного клуба, семинара или конференции, выполнение исследовательских проектов на материале событий в Беслане.
Основные задачи:
· содействовать формированию способности выявлять глубинные причины террористических актов;
· содействовать формированию понимания способов предотвращения экстремизма и терроризма как антиобщественных явлений;
· содействовать развитию нравственного сознания, формированию способности кмежкультурному диалогу как способу преодоления противоречий, конфликтов.
Проведение Урока в старшей школе должно подвести обучающихся к пониманию внутренних причин подобных террористических актов, механизмов и способов предотвращения экстремизма и терроризма как антиобщественных явлений. Школьники должны прийти к пониманию абсолютной недопустимости, преступности террористических актов, направленных против человечества и детства.
Не менее важно развитие нравственного сознания старших школьников, способности к межкультурному диалогу как способу преодоления противоречий между людьми с разными культурными ценностями.
В ходе Урока, выполнения исследовательских проектов обучающиеся должны сформулировать и обосновать собственные ответы на следующие вопросы:
· Какова природа экстремизма и терроризма?
· Какими способами человечество может снизить вероятность террористических актов типа трагедии в Беслане?
· Каковы основные методы противодействия терроризму?
· Почему нравственные и правовые нормы в определенной степени предотвращают проявления экстремизма и терроризма?
· Каково значение Конституции Российской Федерации как правовой основы противодействия экстремизму и терроризму?
· Почему современный школьник в России должен обладать способностью и готовностью к межкультурному диалогу?
При проведении урока Памяти очень важно соблюсти максимальный такт в отношении освещения событий, связанных с геноцидом и террором. Недопустимы трактовки событий, которые могут вызвать сомнения в нравственной ценности героической деятельности тех, кто подчас ценой своей жизни внес вклад в победу над террористами.
Завершая урок, учителю необходимо подчеркнуть, что средством против повторения трагических событий является сохранение, актуализация исторической памяти, исторического сознания и мышления россиян. Вечная память жертвам Беслана! Вечная Слава героям Беслана!