Городище Иднакар и Донды Дор




Зорин СС

Городище Иднакар –
археологический памятник IX-XIII веков.

 

 

Диорама “Городище Иднакар”

“Давным-давно на гору Солдырь откуда-то пришел богатырь Донды, и остался тут жить. И было у него два сына – Идна и Гурья. На Солдыре у него появилось еще несколько сыновей, среди них Весья и Зуй. Время шло, сыновья подрастали, и стало им тесно на одном месте. Донды с младшими сыновьями отправился вверх по Пызепу, затем еще по небольшому протоку и основал себе новое городище – Дондыкар. Идна остался на прежнем месте, Гурья и Весья выбрали для себя крутые горы выше по течению р. Чепцы.

Гора Солдырь.
Фото – М. Булдаков.

Все богатыри отличались сказочной силой. Там где не было подходящего места для крепости, они брались рукой за пригорок и вытягивали его кверху до величины горы, на которой и селились вместе с такими же богатырями, как и они сами. У каждого из сыновей Идны было свое любимое занятие. Гурья вырубал леса, пахал землю. Идна проводил время на охоте и в набегах на соседей. А старик Донды на новом месте земледелия не оставил, но занялся главным образом торговлей и промышленностью.

Идна, судя по удмуртским сказаниям, был самым сильным среди своих братьев, “ни от кого не зависел и никого не боялся.” “Будучи силен,возгордился и захотел княжить над всеми удмуртами на своей стороне”, “дожил до появления русских в крае, и как князь из своего народа (эксей) вел с ними борьбу, скрываясь от неудачных битв на своем городище.”

Гора Солдырь.
Фото – М. Булдаков.

Так удмуртский эпос с присущей всему народному творчеству глубокой красотой описывает возникновение на нашей земле поселений, ставших центрами развития культуры, ремесла, торговли. И сейчас сохранились деревни с именами мифологических героев: Дондыкар, Весьякар, Гурьякар, и др. В названиях этих населенных пунктов присутствуют два корня: первый – имя легендарного основателя, второй – “кар” в переводе с удмуртского обозначает “город”, “городище”, “гнездо”, т.е. укрепленное поселение.

На р. Чепце сейчас известно более 200 археологических памятников, которые относятся к поломской (VI-IX вв.) и чепецкой (X-XV вв.) культурам. Кроме корня “кар” удмуртским памятникам присущи и другие топонимы. “Шай” – кладбище, “гурт” – деревня, селище, “шур” – река, “вай” – лог и т.д. Крупнейшим поселением на севере Удмуртии является городище Иднакар, расположенное в 2-х километрах к западу от деревни Солдырь, в 4-х километрах к востоку от г.Глазова. Это археологический памятник Всероссийского значения, поставленный на госохрану. К сожалению, бурная деятельность потомков часто наносит непоправимый ущерб материальным свидетельствам жизни их предков. Не избежал этой печальной участи и Иднакар. В течение длительного времени производилась распашка почв (до начала 50-х гг.). На городище расположено современное кладбище, на котором захоронения были прекращены в 1985г. Долгое время там базировалась воинская часть(1954-1972 гг.).Была построена элетроподстанция. Все это разрушало культурный слой, вычеркивало целые страницы нашей истории. Лишь в 1992 г., благодаря стараниям ученых и общественности, памятник удалось отстоять от губительного влияния бездушия и вандализма, добиться освобождения всей площади городища, выведения его территории из хозяйственного оборота и его музеефикации.

Гора Солдырь.
Фото – М. Булдаков.

 

https://иднакар.рф/o-muzee/gorodishe/

https://yandex.ru/images/search?text=

 

 

ДОНДЫДОР

 

«ДондыДор»: второе дыхание средневековья

·

На севере Удмуртии, в Глазовском районе, буквально под ногами лежит богатое археологическое наследие - гряда легендарных средневековых городищ IX-XIII: Иднакар, Дондыкар, Эбгакар, Весьякар и другие. По легенде, в давние времена на горе Солдырь поселился богатырь Донды с сыновьями, которых звали Идна, Гурья, Весья и Зуй. Когда они выросли и женились, каждый из рода богатырей основал своё городище.

Сегодня их история не только привлекает учёных, но и становится благодатной почвой для развития интереснейших проектов.

Два года назадв 10 км от Глазова в деревне Адам в рамках туристического проекта «Глазовская земля - земля Донды» был открыт культурно-туристический парк «ДондыДор». Цель проекта, созданного Центром культуры и туризма Глазовского района,- показать посетителям парка уникальную картину мира жителей финно-угорского средневековья. На территории площадью около 70 га планируется создать типичное вятско-камское городище, включив в комплекс несколько археологических памятников, в том числе могильник и селище.

Начало парку «ДондыДор» было положено после победы проекта в конкурсе «Культурная мозаика: партнёрская сеть» Благотворительного фонда Тимченко. На полученные средства была построена входная группа «Дондыдора»: смотровая башня с частоколом.Позже «ДондыДор» продолжил развиваться благодаря ещё нескольким грантам. В 2018 году на средства Фонда президентских грантов здесь провели Республиканский фестиваль лэнд-арта. Благодаря ему поляну «ДондыДора» украсили средневековая ладья, фигуры богатырей, медведя, лось-качели и другие арт-объекты, создающие неповторимый колорит парка.

Визитной карточкой парка стали два больших мероприятия «Огни ДондыДора» и «Тылотолэзь» (Огненная луна). Эксперимент «Огни ДондыДора» впервые прошёл в 2017 году, когда на семи городищах чепецкой археологической культуры в одно и то же время зажглись сигнальные костры. Эксперимент растянулся на 44 км, захватив три северных района -Ярский, Глазовский и Балезинский. Участники проверяли возможность сигнальной связи с помощью дыма костров между крупнейшими археологическими городищами. В целом теория подтвердилась. Сигнальный дым не увидели только на одном городище.

Нынешней зимой фестиваль «Огни ДондыДора» собрал более 2000 человек из Удмуртии, Кирова, Перми. На этот раз участники разделились на тёмную и светлую дружину и первые штурмовали, а вторые защищали крепость «ДондыДор».

 

- Всё поле было заполнено людьми, тёмные по-настоящему штурмовали, выламывали ворота, - рассказывает Алексей Дьяконов, заведующий отдела туризма центра культуры и туризма Глазовского района. - Это был эксперимент, потому что, если бы победила тёмная сторона, весь парк у нас развивался бы в тёмном направлении. Здесь были бы тяжёлый рок, черепа, кости и так далее. Но победили светлые. Поэтому у нас дивные песни и радость.

Кстати, проект «Огни ДондыДора» вышел в общенациональный финал премии в области событийного туризма Russian Event Awards - 2019. Финал конкурса пройдёт 17 ноября в Самаре.

 

Этим летом более 2000 гостей собрал в «ДондыДоре» республиканский этно-арт-фестиваль «Тылотолэзь» (Огненная луна), включавший конкурс этнической красоты, конкурс национального блюда, приготовленного на костре «Тылокужым»(сила огня, огненная сила) и детский праздник.

- Мы запустили цикл обрядовых мероприятий удмуртского календаря с игровой программой, - рассказывает о ближайших планах «ДондыДора» Алексей Дьяконов. - В новогодние каникулы для детей здесь пройдет удмуртский аналог хэллоуина–«Дондывожодыр». Весной праздник встречи перелётных птиц-Куакаюмшан, а в день летнего солнцестояния - Куарсур(праздник листвы).

С начала года «ДондыДор» посетили более 20 000 организованных туристов и гораздо больше тех, кто приезжает сюда погулять и посмотреть на арт-объекты (вход в парк бесплатный). А ещё каждый год в окрестности «ДондыДора» прилетают лебеди. По легенде, именно в лебедя превратился перед смертью богатырь Донды.

№123(5000) | 31 октября 2019

Известия Удмуртской Республики



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: