ЛОГОПЕДИЯ
Планы семинарских и практических занятий и рекомендации по подготовке к ним
Для студентов ЗФО – 2 курс
Раздел 2. Нарушения голоса
Семинарское занятие 1. Классификация нарушений голоса (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Рассказать о распространённости нарушений голоса.
2. Раскрыть критерии разделения патологии голоса на центральную и периферическую, органическую и функциональную.
3. Дать определение преобладающего нарушения нервно-мышечного аппарата гортани — гипотонусного и гипертонусного.
4. Рассказать о симптомах органических и функциональных нарушений голоса.
5. Назвать причины, влияющие на прогноз восстановительного обучения.
Задания для подготовки к семинару:
1. Составить конспект статьи «Причины, механизмы и классификации нарушений голоса», используя лекции и статьи учебника Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007, с.89-95.
2. Составить таблицу «Симптомы органических и функциональных нарушений голоса»:
Нарушения голоса | Симптомы |
Органические | |
Функциональные |
Семинарское занятие 2. Органические нарушения голоса и их устранение. Функциональные расстройства голосового аппарата при миопатических парезах (гипотонусные и гипертонусные нарушения голоса) и их устранение (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Рассказать о периферических парезах и параличах гортани.
2. Раскрыть зависимость изменений голоса и функции дыхания от положения парализованной половины гортани.
3. Рассказать об этапах коррекционных мероприятий, касающихся активизации двигательной функции гортани.
4. Раскрыть этапы работы по нормализации функции дыхания.
5.Дать характеристику нарушениям голоса при парезах внутренних мышц гортани, описать клиническую картину.
6.Обосновать необходимость активизации нервно-мышечного аппарата и коррекции дыхания.
7.Раскрыть последовательность этапов логопедического воздействия при гипотонусных нарушениях голоса.
8.Рассказать о причинах и картине нарушений при гипертонусных состояниях голосового аппарата.
9.Раскрыть методику работы, направленную на восстановление координации внутренних и наружных мышц гортани, дыхания и фонации.
10.Рассказать о функциональной афонии (психогенной), её причинах и особенностях развития дефекта голоса при постепенном утяжелении дисфонических расстройств.
11. Дать дифференциальную диагностику психогенных нарушений голоса от миопатических.
12. Рассказать о постановке голоса как превентивных мероприятиях при психогенных расстройствах.
Задания для подготовки к семинару:
1. Составить план индивидуального занятия по первому этапу восстановления голоса при одностороннем параличе гортани.
2. Законспектировать статьи: И.И. Ермакова «Фонопедическая терапия при функциональных дисфониях»; Л.И. Вановская «Воспитание голосовой функции» из пособия - Логопедия [Текст]: метод. наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов: в 5 кн. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2003 -. - (Библиотека учителя-дефектолога). Кн. I: Нарушения голоса и звуко-произносительной стороны речи: в 2 ч.: методические рекомендации, ч. 2: Ринолалия. Дизартрия / [авт.-сост.: С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец, Л. Г. Парамонова]. - 2003. - 304 с. (3)
3. Составить таблицу «Характеристика голоса при парезах внутренних мышц гортани и функциональной афонии»:
Нарушения функции голосового аппарата | Характеристика голоса |
Парезы внутренних мышц гортани | |
Функциональная афония |
Планы лабораторных занятий и рекомендации по подготовке к ним
Для студентов ЗФО – 2 курс
Раздел ΙΙ. Нарушения голоса
Лабораторное занятие № 1. Исследования голосового аппарата и голосовой функции (2 часа)
Цель:
1. Учить подбирать практический материал и проводить педагогическое исследование голосового аппарата и голосовой функции.
Задания для студентов:
1. Подобрать (зафиксировать в тетрадь) и провести 5 заданий в ходе педагогического исследования голосового аппарата.
2. Описать методику исследования состояния голоса дошкольников Филимоновой В.И..
Вопросы для подготовки:
Уточнение разных методов исследования голосового аппарата и голосовой функции.
Понимание значение педагогического наблюдения для диагностики голосовых нарушений.
Карта самостоятельной работы студента (ЗФО) – 2 курс
Номер раздела, темы | Самостоятельная работа студентов | Формы контроля | ||||||||||||||||
содержание работы, формы работы | общая трудоемкость | |||||||||||||||||
Нарушения голоса | ||||||||||||||||||
Тема 1. Акустические параметры голоса | 1.Составить таблицу «Теории механизма голосообразования», используя лекции и статьи учебника - Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007
| Проверка таблицы | ||||||||||||||||
Тема 2. Исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления. Современное состояниепроблемы | 1.Составить тезисный план статьи С.Л. Таптаповой «Основы фонопедии» из пособия - Логопедия [Текст]: метод. наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов: в 5 кн. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2003 -. - (Библиотека учителя-дефектолога). Кн. I: Нарушения голоса и звуко-произносительной стороны речи: в 2 ч.: методические рекомендации, ч. 2: Ринолалия. Дизартрия / [авт.-сост.: С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец, Л. Г. Парамонова]. - 2003. - 304 с. (3) | Проверка тезисного плана | ||||||||||||||||
Тема 3. Значение дыхания в голосообра-зовании | 1. Составить тезисный план статьи С.Л. Таптаповой «Основы фонопедии» из пособия - Логопедия [Текст]: метод. наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов: в 5 кн. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2003 -. - (Библиотека учителя-дефектолога). Кн. I: Нарушения голоса и звуко-произносительной стороны речи: в 2 ч.: методические рекомендации, ч. 2: Ринолалия. Дизартрия / [авт.-сост.: С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец, Л. Г. Парамонова]. - 2003. - 304 с. (3)
2. Составить таблицу «Типы дыхания», указать различия между физиологическим и фонационным дыханием
| Проверка тезисного плана и таблицы | ||||||||||||||||
Тема 4. Исследования голосового аппарата и голосовой функции | 1.Составить план обследования голоса ребёнка 6-ти лет.
2.Заполнить таблицу «Методы обследования и выявления патологии голоса», используя лекции и статьи учебника - Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007.
| Проверка плана обследова-ния и таблицы | ||||||||||||||||
Тема 5. Развитие и становление голоса | 1.Составить таблицу «Признаки мутации голоса»
| Проверка таблицы | ||||||||||||||||
Тема 6. Классификация нарушений голоса | 1. Составить конспект статьи «Причины, механизмы и классификации нарушений голоса» из учебника Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007, с.89-95. 2. Составить таблицу «Симптомы органических и функциональных нарушений голоса»:
| Проверка конспекта, таблицы | ||||||||||||||||
Тема 7. Органические нарушения голоса и их устранение | 1. Составить план индивидуального занятия по первому этапу восстановления голоса при одностороннем параличе гортани. | Проверка плана индивиду-ального занятия | ||||||||||||||||
Тема 8. Нарушения голоса при хронических ларингитах и восстановление голоса | 1.Составить таблицу «Зависимость голосовой патологии от формы ларингита»:
| Проверка таблицы | ||||||||||||||||
Тема 9. Восстановление голоса после удаления гортани | 1.Законспектировать статью С.Л. Таптаповой «Методика восстановления звучной речи после ларингоэктомии» из пособия - Логопедия [Текст]: метод. наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов: в 5 кн. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2003 -. - (Библиотека учителя-дефектолога). Кн. I: Нарушения голоса и звуко-произносительной стороны речи: в 2 ч.: методические рекомендации, ч. 2: Ринолалия. Дизартрия / [авт.-сост.: С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец, Л. Г. Парамонова]. - 2003. - 304 с. (3)
2.Заполнить таблицу «Этапы коррекционного обучения после удаления гортани»:
| Проверка конспекта, таблицы | ||||||||||||||||
Тема 10. Функциональные расстройства голосового аппарата при миопатических парезах (гипотонусные и гипертонусные нарушения голоса) и их устранение | 1. Законспектировать статьи: И.И. Ермакова «Фонопедическая терапия при функциональных дисфониях»; Л.И. Вановская «Воспитание голосовой функции» из пособия - Логопедия [Текст]: метод. наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов: в 5 кн. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2003 -. - (Библиотека учителя-дефектолога). Кн. I: Нарушения голоса и звуко-произносительной стороны речи: в 2 ч.: методические рекомендации, ч. 2: Ринолалия. Дизартрия / [авт.-сост.: С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец, Л. Г. Парамонова]. - 2003. - 304 с. (3)
2. Составить таблицу «Характеристика голоса при парезах внутренних мышц гортани и функциональной афонии»:
| Проверка конспектов и таблицы | ||||||||||||||||
Тема 11. Первичная профилактика нарушений голоса и профилакти-ческая работа по предотвращению рецидивов голосовой патологии | 1.Законспектировать статью Ф.А. Ивановской «Профилактика голосовых расстройств» - из пособия - Логопедия [Текст]: метод. наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов: в 5 кн. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2003 -. - (Библиотека учителя-дефектолога). Кн. I: Нарушения голоса и звуко-произносительной стороны речи: в 2 ч.: методические рекомендации, ч. 2: Ринолалия. Дизартрия / [авт.-сост.: С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец, Л. Г. Парамонова]. - 2003. - 304 с. (3) 2. Подготовить реферат на тему «Профессиональные нарушения голоса и их профилактика». | Проверка конспекта, реферата | ||||||||||||||||
ВСЕГО: |
Примерные вопросы к экзамену по разделу «Нарушения голоса» - 2 курс (ЗФО)
1. Дайте объективные характеристики голоса: высота, сила, тембр.
2. Раскройте понятие о резонансе в голосовом аппарате, активизирующую роль верхних резонаторов фонаторной функции голосовых складок.
3. Охарактеризуйте звуковой объем голоса, динамический диапазон, способы подачи голоса.
4. Раскройте исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления.
5. Дайте определение метода фонопедии, раскройте современные подходы к исправлению нарушений голоса.
6. Дайте характеристику типов физиологического дыхания: грудного, брюшного, смешанного, отличие физиологического дыхания от фонационного дыхания.
7. Охарактеризуйте клинические методы исследования голоса.
8. Охарактеризуйте инструментальные методы исследования голоса.
9. Охарактеризуйте метод педагогических наблюдений при исследовании голоса.
10. Раскройте период мутации голоса у детей.
11. Расскажите о признаках затянувшейся и патологической мутации — изменения высоты, падение силы и нарушения тембра голоса.
12. Охарактеризуйте содержание профилактической и коррекционной работы логопеда в период мутации голоса у детей.
13. Расскажите о классификации по этиологии и патогенезу: центральные и периферические, органические и функциональные патологии голоса.
14. Охарактеризуйте гипотонусные нарушения нервно-мышечного аппарата гортани.
15. Охарактеризуйте гипертонусные нарушения нервно-мышечного аппарата гортани.
16. Дайте характеристику периферических парезов и параличей гортани, раскройте их причины, клиническую картину.
17. Раскройте этапы логопедической работы при периферических парезах: активизация двигательной функции гортани (выявление компенсаторных возможностей организма), нормализация функции дыхания, голосовые упражнения, функциональные тренировки, направленные на координацию дыхания и фонации.
18. Раскройте формы хронических ларингитов: компенсированная, субкомпенсированная и декомпенсированная.
19. Расскажите о значении логопедического воздействия в комплексе мероприятий по восстановлению голоса.
20. Охарактеризуйте структуру дефекта при состояниях после удаления гортани: анатомические нарушения, состояние функции дыхания и связи ее с фонацией, патология произносительной стороны речи.
21. Раскройте сущность механизма образования пищеводного голоса и методику логопедической работы.
22. Охарактеризуйте нарушения голоса при парезах внутренних мышц гортани, методику логопедического воздействия.
23. Дайте характеристику функциональной афонии (психогенной).
24. Раскройте значение рациональной психотерапии при восстановлении голоса.
25. Расскажите о постановке голоса как превентивном мероприятии при психогенных расстройствах.
26. Охарактеризуйте приёмы коррекции дыхания, овладения оптимальными условиями голосоподачи.
27. Расскажите о профессиональных нарушениях голоса и их профилактике.
28. Раскройте зависимость голосовой патологии от формы ларингита.