На что следует обратить внимание, формулируя позицию автора




ОПРЕДЕЛЯЕМ ПОЗИЦИЮ АВТОРА

В начале экзаменационного сочинения следует сформулировать одну из про­блем, над которой размышляет автор исходного текста. Затем в комментарии пока­зать, как именно эта проблема раскрывается в тексте. Следующий этап работы над сочинением - выявление позиции автора.

 

Позиция автора - это мнение автора текста о поднятой им проблеме и путях её решения.

Запомните!

Проблема и позиция автора тесно связаны.

Проблема - некоторый вопрос, который вызывает размышления автора.

Позиция автора - ответ на этот вопрос, поставленный в тексте:

то, в чём автор видит решение проблемы: итог его размышлений.

 

Не следует путать авторскую позицию с проблемой.

Позиция автора обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с именем существи­тельным, употреблённым в родительном падеже.

Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:

1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?

2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?

Ведь позиция автора - вывод, к которому приходит автор текста, размышляя над поставленной проблемой.

 

На что следует обратить внимание, формулируя позицию автора

1. Формулировка позиции автора приводится в отдельном абзаце экзамена­ционного сочинения.

2. Если во вступлении к сочинению проблема сформулирована в форме во­проса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос.

3. Если во вступлении к сочинению проблема сформулирована сочетанием слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в родительном падеже, то это имя существительное должно прозвучать при обозначении автор­ской позиции.

4. Если трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, можно приве­сти цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому.

5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора вы­ражена чётко и ясно, если это возможно. Помните о том, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора.

6. Позиция автора может быть предъявлена:

а) в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами;

б) в конце текста - как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале текста;

в) дважды: в начале текста как тезис, требующий доказательств, и в конце - как более широкий, доказанный вывод.

7. Чаще всего позиция автора содержится в заключительной части текста: в том фрагменте, где автор подводит итог сказанному, размышляет над описанны­ми событиями и поступками героев.

8. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, а также лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения - всё это средства выражения позиции автора.

9. Очень важно обозначить позицию автора именно по той проблеме, кото­рую вы называете как основную, чтобы избежать логических ошибок: к сожа­лению, в экзаменационных сочинениях часто бывает так, что проблема указана одна, а позиция автора определена по другой проблеме. Формулировка позиции я вторя должна чётко соотноситься с заявленной проблемой.

10. Если в исходном тексте повествование идёт от первого лица, то нельзя ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором текста. Позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать. В этом случае надо оговорить, в чём автор не согласен с героем-рассказчиком, и указать, из чего это видно.

 

Позиция автора может выражаться ПРЯМО (в отдельных предложениях: пря­мых авторских обращениях к читателю) или КОСВЕННО (в поступках или мыслях героев: в отношении автора к изображаемым событиям: с помощью различных ху­дожественных средств).

 

Запомните!

Как правило, позиция автора выражается ПРЯМО в публицистических тек­стах, а КОСВЕННО - в художественных.

Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и её легко можно будет обнаружить. Лучше не цитировать целиком предло­жение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать его частично или передать своими словами.

В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязы­вает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпи­зодов, характеристик героев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств. Следовательно, необходим лингвистический анализ текста, позволяющий вербализировать позицию автора.

Для того чтобы понять позицию автора художественного текста, задайте себе ряд вопросов и попытайтесь ответить на них:

- положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, речи, мыслях героя?

- как относятся к герою другие персонажи?

- какое влияние оказывают поступки героя на поведение, психологическое состояние, судьбу других персонажей?

- автор осуждает или одобряет поведение героя?

- в чём автор согласен со своим героем, а в чём нет?

- что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?

- какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?

Запомните!

В художественном тексте позиция автора не всегда может быть заявлена прямо: она как бы «вытекает» из самого содержания текста, так что формулировать её приходится самостоятельно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: