ОПРЕДЕЛЯЕМ ПОЗИЦИЮ АВТОРА
В начале экзаменационного сочинения следует сформулировать одну из проблем, над которой размышляет автор исходного текста. Затем в комментарии показать, как именно эта проблема раскрывается в тексте. Следующий этап работы над сочинением - выявление позиции автора.
Позиция автора - это мнение автора текста о поднятой им проблеме и путях её решения.
Запомните!
Проблема и позиция автора тесно связаны.
Проблема - некоторый вопрос, который вызывает размышления автора.
Позиция автора - ответ на этот вопрос, поставленный в тексте:
то, в чём автор видит решение проблемы: итог его размышлений.
Не следует путать авторскую позицию с проблемой.
Позиция автора обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в родительном падеже.
Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:
1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?
2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
Ведь позиция автора - вывод, к которому приходит автор текста, размышляя над поставленной проблемой.
На что следует обратить внимание, формулируя позицию автора
1. Формулировка позиции автора приводится в отдельном абзаце экзаменационного сочинения.
2. Если во вступлении к сочинению проблема сформулирована в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос.
3. Если во вступлении к сочинению проблема сформулирована сочетанием слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в родительном падеже, то это имя существительное должно прозвучать при обозначении авторской позиции.
|
4. Если трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому.
5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. Помните о том, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора.
6. Позиция автора может быть предъявлена:
а) в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами;
б) в конце текста - как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале текста;
в) дважды: в начале текста как тезис, требующий доказательств, и в конце - как более широкий, доказанный вывод.
7. Чаще всего позиция автора содержится в заключительной части текста: в том фрагменте, где автор подводит итог сказанному, размышляет над описанными событиями и поступками героев.
8. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, а также лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения - всё это средства выражения позиции автора.
9. Очень важно обозначить позицию автора именно по той проблеме, которую вы называете как основную, чтобы избежать логических ошибок: к сожалению, в экзаменационных сочинениях часто бывает так, что проблема указана одна, а позиция автора определена по другой проблеме. Формулировка позиции я вторя должна чётко соотноситься с заявленной проблемой.
10. Если в исходном тексте повествование идёт от первого лица, то нельзя ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором текста. Позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать. В этом случае надо оговорить, в чём автор не согласен с героем-рассказчиком, и указать, из чего это видно.
|
Позиция автора может выражаться ПРЯМО (в отдельных предложениях: прямых авторских обращениях к читателю) или КОСВЕННО (в поступках или мыслях героев: в отношении автора к изображаемым событиям: с помощью различных художественных средств).
Запомните!
Как правило, позиция автора выражается ПРЯМО в публицистических текстах, а КОСВЕННО - в художественных.
Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и её легко можно будет обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать его частично или передать своими словами.
В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств. Следовательно, необходим лингвистический анализ текста, позволяющий вербализировать позицию автора.
Для того чтобы понять позицию автора художественного текста, задайте себе ряд вопросов и попытайтесь ответить на них:
- положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, речи, мыслях героя?
- как относятся к герою другие персонажи?
- какое влияние оказывают поступки героя на поведение, психологическое состояние, судьбу других персонажей?
- автор осуждает или одобряет поведение героя?
- в чём автор согласен со своим героем, а в чём нет?
- что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?
- какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?
Запомните!
В художественном тексте позиция автора не всегда может быть заявлена прямо: она как бы «вытекает» из самого содержания текста, так что формулировать её приходится самостоятельно.