Глава 2. Субъективная психосемантика депрессивных состояний бизнесменов




Эмпирическую базуисследования составили 30 респондентов в возрасте 30-56 лет. Исследование проводилось на базе кафедры психологии НИИПкРО. Было исследовано 30 успешных бизнесменов: владельцы крупных фирм предприятий и банков, исследование включало проведение процедур исследования комплексом отобранных методик, анализ полученных результатов.

Анализируя современные данные, можно отметить, что профессиональная деятельность бизнесменов сопровождается (особенно в нашей стране, в связи с нестабильным экономическим и политическим положением) возрастанием влияния стрессовых ситуаций, зачастую ведению сложных переговоров, возможностью частого возникновения конфликтов, возрастания тревожности из-за страха потери капитала, возможных неудач и провалов крупных сделок, что ведет к возникновению депрессивных тенденций, а в дальнейшем в некоторых случаях может привести и к депрессии. Следовательно, необходимо более глубокое изучение и анализ личности- бизнесмена, что позволило бы создать комплекс методик, обеспечивающих выявление склонности к занятию бизнесом, что застраховало бы ах от разочарований в профессиональной сфере и предотвращению депрессивных состояний, вызванных следствием неудовлетворенностью собственной самореализацией в профессиональной сфере.

В результате проведенного исследования комплекс семантических и проективных методик позволил выявить причины приводящие к депрессивным состояниям через оценку понятий "я сам" (которое выполняло контрольную функцию),", "бизнес", "работа", "личная жизнь" на смысловом и эмоциональном уровне. Так как расхождение в субъективной психосемантики "Образа Я " и " образа Деятельности" которой приходится заниматься непременно должно привести к внутреличностному конфликту который может спровоцировать начало депрессии "Метод семантического дифференциала явился инструментом для изучения психологических особенностей и установок испытуемых к бизнесу и личной жизни на смысловом уровне, где наиболее информативными показали себя тактильные и эмоциональные шкалы. Модификационная методика описания семантико-перцептивных универсалий выявила структуру субъективного опыта и систему отношений к себе, бизнесу и личной жизни, а так же глубже помогла понять и разобраться во внутренних установках и устремлениях респондентов.

В выборке бизнесменов 70 % мужчин и 40% женщин 10% не довольны своей личной жизнью.

-часто чувствуют подавленность, собственную неполноценность и ненужность: 50 % мужчин и 10% женщин;

- испытывают бессонницу, часто сниженное без причины настроение, головные боли: 60% мужчин и 45% женщин;

- идентифицируют понятие работа и бизнес: 70 % мужчин и 40% женщин;

-удовлетворенны собственной работой, собственной самореализацией: -60% мужчин и 80% женщин;

На вопрос «для чего вы занимаетесь бизнесом» были получены следующие ответы:

60% - мужчин ответили -"что занимаются бизнесом ради заработка, чтобы содержать семью". 30%- мужчин ответили "что занимаются бизнесом, чтобы иметь много денег и нравиться женщинам, так как сейчас без денег они никому не нужны и только 10%- мужчин ответили-"что занимаются бизнесом, потому, что им это интересно и приносит удовлетворение".

80% женщин ответили - "для собственной самореализации, так как все в этой жизни у них есть, и им хотелось добиться чего-то большего". 20% женщин ответили - "что занимаются бизнесом для дополнительного заработка Денег, чтобы быть независимыми".

На вопрос "стали вы бы заниматься не интересным для Вас делом, но приносящим большие доходы? ":

60% ответили утвердительно; 30% сказали "что помимо доходов, работа, дело должно быть интересным, а то ничего не получится; 10% сказали" что они и так достаточно богаты, чтобы заниматься тем, что их не интересует".

На вопрос " удовлетворены ли вы своей личной жизнью?"-большинство 60% респондентов группы мужчин ответили отрицательно. Среди основных причин вызывающих это, выделяют нехватку времени заниматься семьей и личной жизнью в целом. И 60% женщин ответили, что вполне удовлетворены своей личной жизнью.

Исследования по "Шкале Депрессии "показывают

Результаты следующее:

У всех исследованных респондентов- бизнесменов встречаются легкие депрессивные состояния: среда бизнесменов у мужчин- у трех респондентов, у женщин- у двух, депрессивное состояние отсутствует. Средний уровень депрессии по группам:

мужчины-41,2;

женщины - 38.9

при среднем возрасте по группам 42 года.

Наиболее негативные ответы давались респондентами в целом по группам на утверждения "Я чувствую, что живу достаточно полной жизнью" и "Я более раздражителен чем обычно" - особенно в выборке мужчин.

С помощью коэффициента корреляции Пирсона была установлена корреляционная связь между уровнем депрессии и возрастом у групп респондентов (просчитывалось общие значение коэффициента корреляции по всем четырем группам). = 0.97 что показывает явную зависимость уровня депрессии от возраста испытуемых.

С помощью методики семантического дифференциала были получены усредненные профили в выборках респондентов по оценке следующих понятий "я сам", "бизнес" ("испытание самолетов" для летчиков) и "личная жизнь". Проанализировано отношение испытуемых к этим понятиям на смысловом уровне и выявлены половые различия в отношениях к этим понятиям. Рассмотрен вопрос идентификации понятия "Я сам" с понятиями "Личная жизнь" и "бизнесом". Построены портреты каждого понятия в группах респондентов. И проведена интерпретация полученных данных с помощью факторного корреляционного и кластерного анализов. Из проведенного факторного и корреляционного анализа удаюсь выделить ведущий фактор в оценки каждого понятия.

Таким образом, можно отметить следующие: в группе бизнесменов ведущим фактором в оценке предложенных понятий, оказался фактор "оценки". Особенно ярко это выразилось в оценки понятия "Бизнес", при характеристики которого, главным в группах респондентов оказался фактор оценки. У мужчин бизнесменов в оценки понятий "Я сам" ведущим фактором оказался фактор "силы", в отличие от женщин, оценивших его при помощи фактора " активности". В оценки понятия "Работа" наблюдается выделение главного фактора при его оценке у группы мужчин- фактор"активности". При характеристики понятия "личная жизнь " выявились так же две группы мужчин и женщин, у которых был главным фактор "эмоциональности" и фактор "оценки".

По результатам проведения методики семантический дифференциал относительно понятий "Бизнес", "Работа", "Я сам", "Личная жизнь", выявились следующие закономерности:

Существуют различия в отношении у бизнесменов к личной жизни и бизнесу это показывает различие в портретах исследуемых понятий (особенно ярким примером этого является отношение к понятию "Бизнес" и " личная жизнь")

Большинство бизнесменов идентифицируют себя с понятием "Бизнес", особенно это ярко выразилось у выборки мужчин (практически 100% бизнесменов), и почти половина мужчин-бизнесменов негативно относятся к своей личной жизни, помощью семантического метода открывается большая неудовлетворенность мужчин в личной жизни (неудовлетворенность своей самореализацией в личной жизни). Женщины наряду с положительным отношением и идентификацией себя со своей личной жизнью, достаточно положительно встраивают в свою субъективную картину мира и понятие "бизнес", что характеризует более гармоничную самоактуализацию в обеих сферах. Прослеживает большая идентификация с "личной жизнь", при достаточно положительной оценке понятия "бизнес".

Большинство бизнесменов идентифицируют понятия "Работа" и "бизнес". Из данного профиля видно, что, как и мужчин, так и у женщин, эти понятия идентифицируются со 100% точностью, что составляет 28% от всех опрошенных респондентов. Хотя почти половины респондентов из группы женщин дают более позтитвную оценку понятию "работа", видимо считая работу более широким полем деятельности для самореализации, чем бизнес. В связи с полученными результатами, выявляется группа, у которых происходит явное рассогласование между деятельностью, которой они реально занимаются - как работой, и ее оценкой на смысловом уровне. Наблюдается отсутствие выбора "крайних" оценок в определении понятий и частое употребление 0 в оценки шкалы

Методика перцептивных универсалии

Модификационная методика описания семантико-перцептивных универсалий выявила структуру субъективного опыта и систем; отношений к себе, бизнесу и личной жизни у респондентов различны: поло-возрастных групп.

В данной выборке выявилось следующее: данная методика продемонстрировала различные позиции понятий "бизнес", "личная жизнь'', ''я сам" в структуре субъективного опыта.

Особо значимых закономерностей в выборе фигур, ассоциирующихся с собой и бизнесом, и личной жизнью не обнаружено. Но в группах прослеживается более значительная тенденция ассоциировать понятие "я сам" с "бизнесом", чем с "личной жизнью. У женщин наоборот, проявляется более выраженная идентификация себя с личной жизнью, особенно это ярко выразилось у группы женщин. В некоторых случаях проявляются явные противоречия между двумя понятиями, как, например, у респондента (№ 3 группа бизнесменов мужчин), у которого понятие "я сам" ассоциируется как фигура №8-"золотое солнце", а понятие" бизнес" - фигурой №1 черный паук, что явно показывает несовместимость в структуре личного субъективного опыта этих двух понятий.

В целом по группам бизнесменов в большинстве случаях понятие бизнес ассоциируется с фигурой №3 (которая в основном описывается такими определениями как: самолет, летальный аппарат, устремление. В основном все определения показывают динамику развития данного понятия, динамичность, устремленность), что вполне совпадает с определением бизнеса.

Особых зависимостей выборе фигуры, характеризуя понятие " я сам" не выявилось, но проявились следующие тенденции:

Бизнесмены более склонны оценивать себя как фигуры стремящиеся к округлым формам, избежание острых углов- наиболее частый вариант выбор фигуры №8 описывая ее как солнце круг, снежный ком, что показывает некоторую степень нерешительности, склонность к слиянию с группой, мягкость характера, большую чувствительность. У двух респондентов данная фигура ассоциируется с черной дырой - именно у этих лиц прослеживается наибольший бал по шкале депрессии, так как вырисовывается явное негативация собственного "Я", самонепонимание, самонеудовлетворение.

В ходе данной методики выявились некоторые различия в структуре субъективного опыта респондентов различных поло-возрастных профессиональных и социо-культурных групп, что проявилось на появление различных ассоциаций в описании предлагаемых фигур. Где выявились следующие тенденции.

В группе бизнесменов идет довольно частое упоминание одушевленных образов, образов животных, более часто используются прилагательные, особенное частое использование ассоциативного алфавита в описании образов.

В целом по результатам данной методики при свободном описании формы, прежде всего, используются эмоционально-оценочные свойства. Характерной чертой всех описаний является большое число эмоционально- оценочных признаков данных, иногда вовсе не эмоциогенным изображениям, т.е. реже описывались форма изображения, свойства контура, то что непосредственно относится к самому изображению. И гораздо чаше описывалось отношение к изображению, давалась его эмоциональная оценка, что наиболее ярко проявилось у группы женщин бизнесменов.

Семантико-перцептивные универсалии формируются в процессе накопления субъективного опыта, с условиями жизни и деятельности индивида. Поэтому к их характеристики следует добавить еще то, что они сходны у определенных групп испытуемых и различаются в зависимости от того, к какой этнической и профессиональной группе относится каждый человек. Поскольку восприятие зависит от структуры субъективного опыта, индивидуального видения мира, оно в первую очередь должно зависеть от профессиональной направленности человека. Что и было выявлено в ходе данного эмпирического исследования.

Методика САМОАЛ

Результаты по данной методики были проанализированы в сопоставлении с проведенными ранее. Выявилась прямая зависимость в большинстве случаях влияния уровня самоактуализации на состояние уровня депрессии. Например, респондент №11 (группа мужчин бизнесменов) самый низкий уровень стремления к самоактуализации к=21%, совпадает с негативными оценками понятия "я сам" по методикам семантический дифференциал и цветоассоциативному эксперименту, а так же достаточно большим уровнем депрессии по методики "Шкала депрессии". Так же наибольший уровень стремления к самоактуализации по группам отмечен в группе женщин бизнесменов к=85%, и по данным клинической беседы, и по результатам других методик данный респондент оценивает себя как достаточно успешного, с хорошей самооценкой, имеющий удовлетворенностью в работе, личной жизни и общением с окружающими. Анализ результатов по всем группам респондентов подтверждают прямую корреляционную связь между высоким уровнем коэффициента стремления к самоактуализации с наиболее положительными результатами по другим проведенным методикам.

Из анализа ранжирования ценностей, можно охарактеризовать, в общем, группу бизнесменов, как мужчин, так и женщин как людей в целом со средним стремлением к самореализации, хотя разделяющих ценности самоактализирующейся личности, к числу которых А.Маслоу относил такие как истина, добро, красота, целостность, совершенство, справедливости и т.д. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровью в отношениях с людьми, с высокими коммуникативными способностями, способных к установлению прочных и доброжелательных отношении с окружающими; стремящихся вообще-то жить настоящим не откладывая свою жизнь на "потом" и не пытаясь найти убежище в прошлом; но с низким уровнем стремлением к творческому подходу, низкому самопониманию своих желаний и потребностей, более ориентирующихся на мнение окружающих - Д.Рисмен назвал "Сориентированными извне" в отличие ориентированных "изнутри"; склонных к слиянию с группой без яркой самовыраженности особенно это проявляется у группы мужчин.

Заключение:

В целом по результатам проведенного экспериментального исследования субъективной психосемантики у бизнесменов можно сделать следующие выводы:

Несмотря на внешние благополучие, среди успешных бизнесменов, встречаются депрессивные состояния. Не смотря, что эксперимент проводился на норме, тем не менее, обнаружился ряд лиц у которых "Уровень Депрессии" по результатам методики "Шкала Депрессии" превышает норму. Это показывает наличие легкой формы депрессивного состояния у некоторых лиц занимающихся "успешным" бизнесом. Выяснилось, что многие бизнесмены характеризуются достаточно выраженным уровнем внутреннего дискомфорта, которые у отдельных лиц выражаются в более явной форме (что так же подтвердилось с помощью комплекса семантических и проективных методик). Была установлена с помощью корреляционного анализа значимая связь между уровнем депрессии и возрастом испытуемых. У мужчин бизнесменов обнаружены более выраженные тенденции к депрессивным расстройствам (прежде всего это связано с неудовлетворенностью собственной самореализацией в личной жизни и недостаточной самоудовлетворенностью в работе).

Подтвердилась гипотеза проведенного исследования о том, что предпосылкой депрессивных тенденций у бизнесменов является отсутствие самоидентификации с понятиями "Личная жизнь" и "бизнес", а, следовательно, неудовлетворенность собственной самореализацией в карьере (в частности бизнесе) и личной жизни. По данным полученным в ходе данного исследования, выявилось, что наибольший уровень депрессивных тенденций обнаруживается у лиц, у которых существуют явные противоречия в самоидентификации с личной жизнью и бизнесом. Вообще понятие отсутствие самореализации в профессиональной сфере и личной жизни (наиболее это выявилось у группы мужчин бизнесменов, особенно у тех, которые не могут найти компенсацию "неудачной" личной жизни в работе) ведет к появлению депрессивных состояний.

По результатам исследования субъективной психосемантики выявились различия в отношениях " Личная жизнь" "бизнес"и работа " у различных профессиональных и возрастных групп, так как формирование отношений к ним детерминируются различным социальным опытом.

Выявилось следующие тенденции: большинство бизнесменов всех групп идентифицируют себя с понятием "Бизнес", особенно это ярко выразилось у группы мужчин, и почти половина мужчин-бизнесменов негативно относятся к своей личной жизни. Женщины же наряду с положительным отношением и идентификацией себя со своей личной жизнью, достаточно положительно встраивают в свою субъективную картину мира и понятие "бизнес", что характеризует более гармоничную самоактуализацию в обеих сферах.

Подтвердилась гипотеза о том, что к наибольшим депрессивным тенденциям более склонны лица не идентифицирующие понятие "работа" и "бизнес", так как расхождение в определении данных понятий вскрывает скрытые механизмы неудовлетворенностью собственной деятельностью, а, следовательно, неудовлетворенностью самореализацией в профессиональной сфере. Наблюдается прямая зависимость увеличения УД от рассогласования в характеристике понятий "Бизнес" (который на сегодняшний день является ведущей работой) и понятия "Работы". Проявилась только 50% идентификация этих понятий у группы бизнесменов. Хотя почти половины респондентов из группы российских женщин дают более позтитвную оценку понятию "работа", видимо считая работу более широким полем деятельности для самореализации, чем бизнес. В связи с полученными результатами, выявляется группа у которых происходит явное рассогласование между деятельностью, который они реально занимаются -как работой, и ее оценкой на смысловом уровне, а далее на глубинном эмоциональном уровне.

Определены следующие тенденции: В целом по всем группам респондентов достаточно высокое самопринятие.

У бизнесменов мужчин(М=25), напротив, по результатам всех методик выступает избежание чрезмерной активности, стремление к уклонению от конфликтов, выраженная чувствительность, гораздо большая тревожность, неприятие своей личной жизни, неуверенностью в себе. И во время клинической беседы,большинство высказывались,что занимаются бизнесом не для собственной самореализации, а чтобы нравиться кому-то другому, чтобы достать денег для кого-то и т.д. Однако склонность к невротическим реакциям чаще всего не возникает в их реальной жизни из-за довольно высокой компенсации, у большей части респондентов мужчин данной группы. Хотя у группы женщин-бизнесменов это проявляется несколько в меньшей степени, они склонных к большему принятию своей личной жизни и проявлением большей активности в жизненной позиции в целом, что, по мнению специалистов, более способствует занятию бизнесом.

Выявился различный подход в структуре субъективного опыта различных групп респондентов. В выборке бизнесменов с помощью методики САМОАЛ выявилось, большие стремление к самореализации у группы женщин. В среднем по группам коэффициент стремление к самореализации составляет 46,5% у мужчин, и несколько выше 54.5% у женщин, что подтверждает более позтитвные результаты у группы женщин полученные по другим методикам. И так же прослеживается тесная корреляционная связь между кооэфициентами уровня депрессии и стремлением к самореализации, что так же подтверждает поставленную гипотезу о влияние неудовлетворенности самореализацией на развитие депрессивных состояний.

Данный факт подчеркивает важность, разработки новых, более совершенных психологических подходов, психодиагностических и психокоррекционных мероприятий по отношению к депрессивным больным. Особенно это связано с увеличением числа депрессивных состояний в последние время. В связи с этим для изучения причин провоцирующих внутреличностные конфликты и тем самым, порождающих депрессивные состояния довольно эффективным оказывается использование комплекса психосемантическнх и проективных методов. Так как отношение субъекта к входящему с ним в контакт миру пристрастно, он активно структурирует этот мир в своем сознании создавая его проекцию. Анализ этого структурирования и этой проекции и является предметом психосемантических методов. Эти методы в силу своей гибкости позволяют подробно исследовать многочисленные и всегда разные проявления личности, обусловленные ее структурой. Выявить эту структуру, а она всегда является чрезвычайно сложной и имеет множественно качественных проявлений.

Список литературы:

1. Авдеев Д.А. Депрессия - как страсть и как болезнь. М.: Мир, 2002. с. 195.

2. Авдеев Д.А. Из дневника православного психиатра. М.: Мир,1999. с. 284.

3. Авдеев Д.А., Невярович В.К. Нервность: ее духовные причины и проявления. М.: Мир,1999. с. 252.

4. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. М.: MГУ, 1994. с. 312.

5. Блейлер Э. Руководство по психиатрии. Издательство независимой психиатрической ассоциации, 1993. с. 215.

6. Блейхер В.М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж, ВГУ 1995. с. 325.

7. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедер Я. Мозг, разум, поведение. М.: Мир, 1988. с. 112.

8. Булков М.И. Тоска. М.: Российское общество медиков и литераторов, 1999. с.160.

9. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М., MГУ, 1980. с. 415.

10. Вейн А.М. Депрессия в неврологической практике. М.: Медицинское информационное агенство, 2002. с.160.

11. Вертоградова О.П. Депрессия: психопаталогия, патогенез. М.: MГУ, 1980

12. Вилюнас В.К. Перспективы развили психологии эмоций. Сб.: Тенденции развития психологической науки. М,,1989. с. 77.

13. Вилюнас В.К, Основные проблемы психологической теории эмоций. Психология эмоций. М.,МГУ, 1984. с. 176.

14. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., МГУ, 1976. с. 351.

15. Волошин В.М. Диагностическое и прогностическое значение соотношения аффективных и идеаторных расстройств при депрессии. Ленинград, автореферат, 1983. с. 17.

16. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. М.,собр.соч.т.6, 1984

17. Данников Н.И. Бессонница, депрессия, невроз. М.: Рипол Классик, 1997. с.240.

18. Дельгадо X. Мозг и сознание. М.: Мир, 1971. с. 214.

19. Депрессия. Справочник. Сост. В.Д. Сухарева. М.: Мир, 2000. с.214.

20. Кемпинский А. Меланхолия. СПб, Наука, 2002. с. 405.

21. Кооб О. Темная ночь души. Пути выхода из депрессии. М.: Энидентис, 2002. с.208.

22. Ллойд-Джонс М. Духовная депрессия. СПб, Мирт, 2000. с.176.

23. Романов И.А. Новое в терапии депрессии. М.: ЧеРо, 2001. с.40.

24. Хелл Д. Ландшафт депрессии. М.: Алатейа, 1999. с. 280.

25. Ширман А. Депрессия и методы ее лечения. М.: Деконт Плюс, 1998. с. 110.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: