На русскую народную песню. I. Историко-стилистический анализ




Аннотация

На русскую народную песню

«Что горит, горит»

Обр. В. Левашова

 

 

 

Содержание:

1. Историко-стилистический анализ…………….……………………………3

2. Музыкально-теоретический анализ………………………………………..6

3. Вокально-хоровой анализ………………………………………………….9

4. Исполнительский анализ………………………………………………….14

Литература……………………………………………………………………17

 

 

I. Историко-стилистический анализ

 

Валентин Сергеевич Левашов (1915 — 1994) — советский российский композитор и хоровой дирижёр. Народный артист СССР (1985).

Валентин Левашов окончил Новосибирское музыкальное училище по классу фортепьяно (1939), в годы Великой Отечественной войны руководил армейскими ансамблями песни и пляски. В 1945-1946 годах он занимался в Ленинградской консерватории по классу композиции. В 1946-1948 годах Левашов был художественным руководитель ансамбля песни и пляски Амурской флотилии. В 1949-1960 годах он занимал должность ответственного секретаря Сибирского отделения Союза композиторов СССР. С 1954 года Левашов был художественным руководителем Сибирского народного хора, а с 1962 — Русского народного хора имени M.E. Пятницкого. Среди его сочинений: оперетты «Чистые ключи» (1963), «Ветры весенние» (1964); кантаты «Моя Сибирь» (1950), «Амурская поэма» (1949); вокально-хореографические сюиты «Расцветай, земля весенняя» (1963), «Здравствуй, Волга» (1971), «Поэма о Москве» (1976); сюита «Счастливая земля» (1954); «Концертная фантазия» (1961); романсы на слова А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, А. Блока; песни, обработки русских народных песен; музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам.

Произведение «В камышах лебедушка» является хоровой обработкой В. Левашова на одноименную русскую народную песню.

Русские песни исполняются в русском народе одиночно или хором, обычно без сопровождения музыкальных инструментов. Даже пляшут русские крестьяне под пение песен. Сюжеты, которым посвящены русские народные песни, весьма многочисленны и обнимают весь строй крестьянской деревенской жизни (а в последнее время — и городской), все явления жизни крестьянина от колыбели до могилы. Существует много опытов классификации русских песен по их содержанию. Наиболее стройной является классификация известного знатока и собирателя русских песен П. В. Шейна, который свое многотомное собрание великорусских песен (до 3 тысяч), разделил на две главные категории, по двум сторонам жизни крестьянина — личной и общественной: а) песни, отражающие в себе главные моменты жизни человека — рождение, женитьба, смерть — но в пределах своей семьи, своей волости, и б) песни, в которых выражается переход к жизни общественной, государственной. Лопатин все русские песни, исключив из них былины, делит на два разряда: 1) песни лирические, в том числе и большинство песен исторических, и 2) обрядовые — свадебные, хороводные и игровые. Эта классификация меньше выдерживает критику, потому что лирический и личный элемент в известной степени присущ и обрядовым песням. Ярким примером синтеза лирической свадебной песни является русская народная «Что горит, горит».

Лирические песни — вершина русского народного музыкального творчества. В этих песнях наиболее полно выражаются душевные переживания, настроения и чувства русских людей. Лирические песни не такие древние, как обряды и былины. Они стали появляться в XVI–XVII веках, а их расцвет наступил в XVIII веке.

Многие из лирических песен называют протяжными: в них широко распеваются гласные, господствует мелодия. Она очень свободна, как бы «выходит из берегов» и живёт своей собственной жизнью, оттесняя слово на второй план. При записи таких мелодий часто возникают переменные размеры. Но если в былинах такая переменность подчёркивала ритмику стиха, то здесь мелодия может идти и «поперёк» слов. Лад и тональность тоже переменны. Каждая фраза может иметь собственную тонику. Вьющаяся, текущая мелодия «пристаёт» то к одному, то к другому «тональному берегу».

Песня «Что горит, горит» в обработке В. Левашова написана для смешанного четырехголосного хорового состава divisi. Литературный текст состоит из 12 строчек (3 строфы), где каждая строфа представляет куплет, в завершении первая строфа повторяется.

 

Что горит, горит, да не перегорит

Да что сырой-от бор, да ельничек.

Что бежит, бежит, да не перебежит

Да что родной-от брат к родной сестре

 

Ты сестра ль моя, да не сестрица

Да сестра белая лебёдушка

Ничего сестра ты не ведаешь

Да как у нас в доме гости сидят

 

За тебя сваты, ой, да сватаются

Да родной батюшка просватыват

Родна матушка запоручиват

Да отдают тебя во чужой дом

 

Что горит, горит, да не перегорит

Да что сырой-от бор, да ельничек

Да ельничек

 

Конец ознакомительного фрагмента.

 

Купить и скачать эту аннотацию целиком можно несколькими способами:

 

- нигредо.рф;

- написать в группу вк «Musical support»

- написать автору в вк

 

Безопасно оплатить аннотацию можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: