Примерные упражнения для обучения и совершенствования




Обучение индивидуальным тактическим действиям

Индивидуальные тактические действия (составляют основу тактичес­кого мастерства волейболиста) — предполагают действия игрока без мяча (перемещения по площадке, выбор места для вторых передач, на­падающих ударов, при выполнении подач, предугадывание действий соперника, двигательная активность) и с мячом (выполнение подач, вторых передач и нападающих ударов).

Главная цель индивидуальной тактической подготовки — овладеть в совершенстве техническим действием с правильной тактической реа­лизацией в различных игровых ситуациях.

Целый ряд основных требований индивидуальной тактики, естественно, зависит от тактики групповой и всей команды.

Специфические требования к индивидуальным тактическим действиям, обуславливается тем, что игрок, прежде всего, тренирует внимание и быстроту, непрерывно следя глазами за мячом. Он должен быть сосредоточен и подготовлен для того, чтобы реагировать на такие ситуации, которые не предполагались и заранее не предугадывались. Игрок должен знать, как себя держать при любой ситуации и какое принимать решение.

Прежде всего, ему должна быть ясна теория, чтобы он мог правильно поступать на практике. В индивидуальной тактике нападения тот игрок будет правильно поступать, который способен увидеть и осознать слабые стороны и недостатки противников. Он их моментально сможет использовать для усиления своей атаки: будет играть на наиболее слабого игрока противников или же на игрока, который еще не разыгрался, нервничает. Но игрок часто ошибается в том, что он старается мяч направить прямо на такого противника, хотя известно, что прямым направлением мяча на игрока игра облегчается.

Тактически правильным будет разместить мяч, где-то около зоны слабого игрока, а отнюдь не прямо на слабого игрока. Осознать собственные трудности. Для индивидуальной тактики нападения также полезно, если игрок сам осознает свои затруднения в защите. Ему тогда будет более ясно, как более тактически выгодно нападать. Он будет размещать мяч в обратном направлении от игрока, выходящего на мяч, лучше всего на то место, откуда выходит противник, или за ним; чаще он будет помещать мяч на заднюю часть поля противника; будет применять стремительную верхнюю подачу. Однако надо быть осторожным! Эта подача не всегда и не при всех обстоятельствах может быть тактически выгодной, точно так же, как и не всегда тактически правильным является резкий удар при нападении. Если противник имеет у сетки слабого нападающего, то тактически более правильно применять точную и верную подачу, лишенную характера нападения. И, наоборот, при сильном противнике у сетки стоит рискнуть выполнить атакующую подачу.

Использование техники. Ускорение или замедление игры с помощью передачи. Но игроки могут обмениваться местами только после удара по мячу при подаче, т. е. после того, как игра началась. Преждевременный обмен явился бы нарушением правил, тем не менее, он был бы тактически выгодным, если бы хотя одни игрок моментально встал на свое новое место.

Примерные упражнения для обучения и совершенствования

Подача

1. Подача на точность в 3-метровые коридоры (площадка маркирует­ся), по зонам площадки.

2. Подача на выходящего игрока для второй передачи (выход игрока с задней линии моделируется).

3. Подача между игроками (расположение игроков на площадке мо­делируется).

4. Подача на слабо владеющего приемом, на вышедшего на замену, на допустившего ошибку при приеме подачи (перечисленные положе­ния моделировать в учебной игре).

5. Подача в зоны 1 и 5 в углы площадки.

6. Подачи с расстояния 4-6 м от лицевой линии.

7. Чередование подач на силу и точность в различные зоны площадки.

8. Подача в расстановке команды (искусственно создавать «уязви­мые» места в расстановке).

Выполнение подач требует наивысшей концентрации внимания. Иг­рок должен спокойно направиться к месту подачи и за время, пока перемещается, принять решение, как и куда послать мяч. На месте по­дачи еще раз окидывает взглядом противоположную половину игровой площадки, ориентируется в расстановке игроков противника и фикси­рует свою цель. После этого полностью концентрируется на процессе выполнения движения.

Соревнования — не эксперимент. Допустимы лишь те виды подач, которыми владеет игрок.

Известные преимущества дает владение двумя видами подач. Смена подачи может повысить эффективность.

Надежность подач следует обеспечить в начале партии, после пере­рывов, после замены, после предшествующих ошибок своей команды. неудачных подач, при высоком психическом возбуждении подающего.

Подачи с повышенным риском оправданны при безнадежном от­ставании подающей команды, при примерном равновесии в счете неза­долго до окончания партии или игры, при психической усталости про­тивника.

Вторая передача для нападающего удара

В тактическую подготовку связующего игрока входят тактические действия, связанные с передачей мяча для нападающего удара после приема подачи и при доигровке; первая передача после касания мяча блокирующими или вторая передача в прыжке после имитации напада­ющего удара.

Связующий должен хорошо знать манеру игры нападающих игро­ков с различных передач, их физические кондиции и психическое со­стояние, должен хорошо ориентироваться в любых игровых ситуациях, должен уметь анализировать возникающие во время игры ситуации, знать все нюансы тактики игры.

Необходимо научить связующего игрока до последнего момента скры­вать возможное направление и характер передачи мяча, научить отвле­кающим действиям.

Примерные упражнения:

1. Имитация передач вперед, назад в ответ на сигнал стоя на месте, после перемещения и в прыжке.

2. Передачи в цифровую мишень по заданию.

3. Подбрасывание мяча над собой и передача партнеру, меняющему свое место.

4. Связующий игрок в зоне 3, нападающий — в зоне 4. Передача мяча для нападающего удара в зависимости от скорости, направления разбега нападающего игрока (связующий не знает параметров разбега).

5. То же, но нападающий игрок в зоне 2.

6. То же, но нападающий игрок дает сигнал рукой: рука вверху — высокая передача на край сетки; рука в сторону — передача на 3 м от сетки; круговое вращение — быстрая передача на край сетки.

7. То же, но связующий игрок в зоне 2 (4), а нападающий в зоне 4 (2), и передача мяча в прыжке.

8. То же, но передача мяча после выхода связующего игрока из зон 1, 6, 5.

9. Нападающий игрок в зоне 4, связующий в зоне 3, блокирующий игрок — на противоположной стороне площадки в зоне 3. Если блокиру­ющий игрок в момент передачи для нападающего удара перемещается в зону 2 — передача высокая; если не перемещается — низкая и быстрая.

10. То же, но передача в свободную от блока зону атаки.

11. То же, но два блокирующих в зонах 2 и 3. Передача мяча для нападающего удара через низкорослого блокирующего (перед переда­чей блокирующие игроки меняются местами или не меняются).

12. Передача для нападающего удара после некачественной первой передачи (выбрать наиболее рациональный способ, направление и тра­екторию передачи).

13. Передача игроку зоны 4, переместившемуся в зону 3; вторая передача игроку зоны 3, переместившемуся в зону 4 (первую передачу выполняет игрок зоны 3).

Нападающие удары

Нападающий игрок должен уметь уверенно и эффективно пользо­ваться широким арсеналом нападающих ударов, их способов, отвлека­ющих действий.

Основу тактической подготовки составляют упражнения по такти­ке, в которых встречаются нападающие удары. Большое внимание надо уделять комбинированным упражнениям, в которых связующий и на­падающие стремятся преодолеть сопротивление блокирующих и защит­ников. Но это после преодоления трех этапов обучения.

Примерные упражнения

1. Нападающий удар из зон 4,3,2 с различных по траектории, скоро­сти, удаленности от сетки вторых передач (параметры передач на­падающему игроку неизвестны).

2. Чередование нападающих ударов из зоны 4 с передачи из зоны 3 в зависимости от действия блокирующего игрока (блок поставлен — об­манный удар; нет блока — силовой удар).

3. Чередование направления нападающих ударов из зоны 4 с переда­чи из зоны 3 в зависимости от действия защитника (удар в свободную зону от защитника).

4. То же, но два защитника, один из которых «слабый», — удар в него (защитники меняются зонами или не меняются, страхуют или нет).

5. То же, что в 2, 3, 4, но нападающий удар из зоны 2.

6. Чередование нападающих ударов из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3 в зависимости от действий одного блокирующего и одного защитника (есть блок и страховка — удар по ходу; есть блок, но нет страховки — обманный удар и т.д.).

7. Чередование нападающих ударов из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3 в зависимости от действий двух блокирующих (два блока — обман;

один блок — удар в свободную от блока зону и т.д.).

8. Нападающий удар через низкорослого блокирующего (и.п. блоки­рующих — в зонах 3 и 2, а нападающего — в зоне 4. Блокирующие меняются зонами или не меняются.

9. Нападающие удары с «неудобных» передач (параметров передач нападающий игрок не знает).

10. Нападающие удары из зоны 2 с передачи игрока из зон 3,4 с одиночным, групповым блоком, с одним, двумя защитниками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: