Местный бюджет и социальная политика органов местного самоуправления




 

Разные ученые по-разному определяют "местный бюджет". Ведущий экономист 1930-х гг. МЛ. Смирнов определил местные бюджеты как совокупность задач, поручаемых местным органам власти, и совокупность средств, которыми они располагают для их удовлетворения. Несколько позднее местные бюджеты рассматри­вались им как способ удовлетворения местных потребностей за счет доходных источников, предоставляемых соответствующим местным органам власти.

Некоторые ученые за основу определения местных бюджетов берут территориальный принцип, рассматривая их как бюджет от­дельных административно-территориальных единиц. Между тем бюджет как фонд денежных средств лишь подчеркивает связь мест­ных финансов, местных бюджетов с местным населением и терри­торией, объединяющей их.

Ряд экономистов рассматривает местные бюджеты как эко­номические отношения. Профессор М.И. Ходорович характери­зует местные бюджеты как совокупность экономических отноше­ний, обеспечивающих в плановом порядке финансовую базу мест­ных органов власти по развитию, главным образом, отраслей хо­зяйства, непосредственно специализирующихся на повышении бла­госостояния народа. По мнению профессора Н.А. Ширкевича, местные бюджеты — это реальные ресурсы, находящиеся в непос­редственном распоряжении местных органов власти для осуществ­ления их функций. В них органически сочетаются две категории. С одной стороны, местные бюджеты — это основные финансовые пла­ны, с другой - осязаемые ресурсы, реальная экономическая катего­рия, содействующая развитию непроизводственной сферы данной ад­министративно-территориальной единицы. Профессор М.В. Василь­ева рассматривает местные бюджеты как "обусловленную администра­тивно-территориальным делением и бюджетным устройством государ­ства часть экономических отношений в обществе, связанных с форми­рованием, распределением и использованием фондов денежных средств, предназначенных на цели социально-экономического разви­тия и удовлетворения общественных потребностей". Профессор Г.Б Поляк характеризует местные бюджеты как совокупность экономичес­ких отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода страны.

Наиболее полное определение понятия: " местный бюджет " — это денежные отношения, возникающие у муниципальных органов власти с органами государственной власти, юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения части ВВП, при­ходящейся на муниципальное образование, в целях формирова­ния, распределения и использования централизованного фонда, являющегося материальной основой данного бюджета, обеспечива­ющего жизнедеятельность местного сообщества и выполнение задач и функций, возложенных на органы местного самоуправления.

Являясь основным звеном местных финансов, бюджет выс­тупает главным регулятором социально-экономического развития местного сообщества и документом, на основе которого осуществ­ляется политическая, организационная и финансовая деятельность местного самоуправления.

Все эти трактовки применимы и к местному бюджету. Тем не менее, законодательством понятие местного бюджета довольно четко дано. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджет определяется как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Местный бюджет, состоящий из налогов, займов, расходов и других составляющих, имеет каждое муниципальное образование. При этом органы местного самоуправления не могут применять какие-либо другие способы формирования и использования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований.

 

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии характеризуется следующим.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст.130). И далее в Конституции РФ сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».

Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие.

В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождении культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.)

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

- формирова­ние денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением де­ятельности органов местного самоуправления;

- распределение и ис­пользование этих фондов между отраслями местного хозяйства;

- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью муниципаль­ных унитарных предприятий, организаций, учреждений, входя­щих в муниципальную собственность, а также за использованием средств бюджетополучателей других форм собственности.

 

Местные бюджеты составляют третий уровень российской бюджетной системы, который представлен бюджетами муниципальных районов, бюджетами городских округов, бюджетами городских округов с внутригородским делением, бюджетами внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, бюджетами городских и сельских поселений, бюджетами внутригородских районов.

 

Стоит отметить, что формирование и исполнение местных бюджетов базируется на ряде определенных принципов бюджетной системы Российской Федерации, сущность которых выражается в предоставлении со стороны государства органам местного самоуправления определенных финансовых гарантий, необходимых для обеспечения потребностей населения:

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Он выражается в том, что бюджетное законодательство, принципы организации и функционирования бюджетной системы, формы бюджетной документации и бюджетной отчетности, санкции за нарушение бюджетного законодательства едины. Также данный принцип предусматривает единый порядок при установлении и исполнении расходных обязательств, формировании доходов и осуществлении бюджетных расходов.

2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Выражается в законодательном закреплении доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов за каждым уровнем бюджетной системы.

3. Принцип самостоятельности местных бюджетов. Он характеризуется тем, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, исполняют и утверждают бюджет и свободно распоряжаются средствами, его составляющими. Каждый орган местного самоуправления обладает своими полномочиями в рамках формирования и исполнения местного бюджета. Так, представительный орган рассматривает проект бюджета, утверждает его, контролирует его исполнение и утверждает отчет о его исполнении. Исполнительный орган составляет проект соответствующего бюджета, исполняет его и распоряжается средствами бюджета. Также принцип самостоятельности проявляется и в закреплении за местными бюджетами собственных источников дохода, что служит гарантией их финансовой самостоятельности.

4. Принцип равенства бюджетных прав муниципальных образований.

5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все перечисленные составляющие должны в полном объеме быть отражены в соответствующих бюджетах.

6. Принцип сбалансированности бюджета предусматривает соответствие его доходов и расходов.

7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Выражается в том, что составление и исполнение бюджета должно осуществляться на основе достижения заданной цели при наименьших объемах затрачиваемых средств или достижении наилучших результатов при применении определенных бюджетами объемами ресурсов.

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает.

9. Принцип прозрачности (открытости) означает опубликование в средствах массовой информации всех сведений о ходе исполнения бюджета, открытость для общества проектов бюджетов и процедур бюджетного процесса.

10. Принцип достоверности бюджета выражается в том, что показатели прогнозов социально-экономического развития соответствующих территорий должны быть надежными, а рассчитанные доходы и расходы реалистичными.

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств характеризуется доведением бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств конкретному получателю с указанием целей их использования.

12. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств получателем бюджетных средств осуществляют только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого он находится.

13. Принцип единства кассы означает, что все кассовые поступления и все кассовые выплаты реализуются с единого счета бюджета.

Условия обеспечения качества бюджетного планирования

На муниципальном уровне

Критерий условий Группа условий Характеристика
Объективные условия Экономические Связанные с уровнем экономического развития территории, наличием экономического роста
Правовые Предполагают наличие долговременного закрепления доходных источников и расходных обязательств за соответствующими программного обеспечения
Методологические Наличие простой единой для всех местных бюджетов методики планирования доходов и расходов, наличие соответствующего программного обеспечения
Информационные Объективность и полнота информации, используемой в ходе бюджетного планирования. Условия можно отнести в определенной степени к субъективным, поскольку при отсутствии нормативных документов, регламентирующих информационный обмен между различными структурами, могут возникать проблемы при получении необходимой информации.
Субъективные условия Политические Отсутствие политической направленности на территории муниципального образования, взаимопонимание и сотрудничество различных ветвей власти.
Профессиональные Наличие высококвалифицированных кадров, имеющих специальное образование и постоянно повышающих квалификацию, уровень своей профессиональной подготовленности
Материально-технические Наличие необходимой технической оснащенности для внедрения новейших методик и обработки объемной информации


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: