Т
| Комплексный прогноз развития региона
Социально- | Территориальная | ||||||
демографичес- | Экологический | организация | |||||
кий прогноз | прогноз | межотраслевых | |||||
комплексов | |||||||
Прогноз | Технологичес- | Рационализация | |||||
природно- | кий | транспортпо- | |||||
ресурсного | прогноз | экономических | |||||
потенциала | связей | ||||||
Экономичес- | Информацион- | Формирование | |||||
кий прогноз | ный | региональных | |||||
прогноз | систем | ||||||
расселения | |||||||
Формирование региональных систем расселения
|______ Выбор стратегии регионального развития_____ |
Рис.16. Структура комплексного прогноза развития региона
332
333
Прогнозирование регионального развития
Инструментальная связь возникает в случае необходимости построения трендовых моделей.
Характер связей в выделенных группах методов неодинаков: если методы моделирования имеют как односторонние, так и многосторонние причинные связи, то методы экстраполяции - только первый тип связей; при экспертных оценках связи устанавливаются на основе субъективных суждений.
Рассмотрим далее специфику и сферы применения названных групп методов прогнозирования.
Методы экстраполяции основываются на предвидении будущего как непосредственного продолжения настоящего. Главная их отличительная черта - односторонний тип связи: показатель -время. Поэтому они применяются только в тех случаях, если развитие объекта (явления) может быть охарактеризовано плавной траекторией - трендом, а общие условия, определяющие тенденции развития в прошлом, не претерпят существенных изменений в будущем. Иначе говоря, методы экстраполяции могут дать положительный результат только в том случае, если процесс обладает достаточной инерционностью, то есть его внутренние параметры являются достаточно устойчивыми или изменяются медленно.
Поскольку степень инерционности социально-экономических систем зависит от уровня их агре-гированности, а также от скорости эволюции процесса, региональные социально-экономические
334
Прогнозирование регионального развития
Методы экстраполяции
2а |
Методы моделирования
Методы экспертных оценок |
2в, 3 |
Экономико-статистические модели
2г,3 |
Экономико-математические модели
Обозначения:
1, 2а, 26, 2в, 2г, 3 - информационные связи (1 - оценка показателя для предварительного этапа экспертизы, 2а - оценка прогнозных значений факторов-определителей экономико-статистических моделей, 26 - оценка значений параметров и ограничений структурных уровней экономико-математических моделей, 2в, 2г — оценка коэффициентов — функционалов экономико-статистических и экономико-математических моделей на основе методов экстраполяции, 3 - корректировка доверительных интервалов, получаемых с помощью методов моделирования на основе методов экспертных оценок); 4 и 5 - инструментальные связи (4 - математико-статистическое обеспечение процедуры обработки данных экспертизы, 5 -математическое обеспечение методов экстраполяции)
Рис. 17. Взаимодействие методов прогнозирования
335
Прогнозирование регионального развития
системы подвержены более сильным изменениям, чем хозяйство страны в целом. Достаточно ввести в эксплуатацию несколько крупных предприятий, чтобы повлиять на темпы роста и структуру производства в регионе, на направление и эффективность его экономических связей. Предвидение и учет подобных изменений в развитии региона позволяют внести соответствующие коррективы в прогноз, выполненный на основе методов экстраполяции, и получить достаточно достоверные результаты.
Методы экстраполяции подразделяются на две группы. Одна из них основывается на априорно заданном виде функций и включает методы наименьших квадратов, экспотенциального сглаживания, средних огибающих кривых. Другая группа не требует априорного задания вида функции, включает такие методы, как графический, сглаживания простой и взвешенной скользящей средней, гармоничных весов и др. Обе группы методов лучше всего использовать на начальных этапах прогнозирования, когда определяются самые общие контуры явления, при разработке прогнозов на относительно короткий период. Что касается долгосрочных прогнозов, то они должны опираться на другие методы прогнозирования.
Методы экспертных оценок направлены на прогнозирование будущего состояния объекта (явления) путем систематизированного опроса специалистов (экспертов), обладающих опытом практической
336
Прогнозирование регионального развития
работы, способных оценить важность вопроса, вы-брать один из альтернативных путей его решения. Эти методы применяются при отсутствии необходимой информации, ограниченности времени и средств для решения вопроса на основе формализованных методов.
Приступая к прогнозированию на основе методов экспертных оценок, необходимо подобрать соответствующих специалистов, составить опросные листы (анкеты), разработать способы и процедуру опроса, провести сам опрос, проанализировать полученную информацию и синтезировать ее с целью подготовки оценок, необходимых для характеристики объекта (явления).
Различают два вида экспертных опросов: индивидуальный и групповой. Первый обычно используют для анализа и обобщения результатов, представленных другими экспертами; второй - при предварительном обсуждении вопроса с последующим открытым или закрытым голосованием, а также в виде свободных высказываний без обсуждения и голосования.
Широко распространен метод «Дельфа». Исходным его пунктом является формулирование цели и задач программы экспертной оценки. Затем эта программа разбивается на подпрограммы, после чего составляется перечень средств достижения цели. Опрос экспертов проводится в несколько туров с определенными интервалами. Каждый тур завершается
337
Прогнозирование регионального развития
корректировкой ответов. Опрос продолжается до тех пор, пока не будет выработано обобщенное мнение группы.
При региональном прогнозировании может быть с большой пользой использован метод кбй*т лективной генерации идей - «мозговой атаки». На его основе определяется выбор одного из альтернативных решений, например, при размещении хозяйственных объектов. Коллективное обсуждение того или иного вопроса может быть организовано путем созыва научно-практической конференции, оперативных совещаний.
Методы моделирования подробно были рассмотрены в главе 3. Поэтому здесь обратим внимание только на взаимосвязь экономико-математических и экономико-статистических моделей регионального развития (рис. 18.).
Заметим также, что поскольку моделирование регионального развития должно осуществляться с учетом общегосударственных задач, следовательно, оно проводится после того, как уже определены направления развития макроэкономики страны. Но в то же время возможна и обратная последовательность: на основе обобщенной местной информации разрабатываются региональные модели и их результаты становятся основой макроэкономического моделирования. Эта, последняя, очередность имеет место, например, при прогнозировании природно-ресурсной базы экономического развития.
338
Прогнозирование регионального развития
67. Социально-демографический прогноз. Цель этого первоочередного прогноза состоит в определении естественного и механического движения населения в перспективном периоде, занятости эко-нрмически активного населения, повышения уровня жизни населения. Данная целевая установка определила последовательность и содержание прогноза (рис. 19.).
Основополагающее значения для прогнозирования численности и занятости населения имеют сведения о населении на базовый год, анализ тенденций естественного и механического движения населения. Наиболее простой метод определения численности населения на перспективу - метод экстраполяции. Обычно он применяется при малых масштабах внешней миграции и отсутствии резких изменений в структуре и темпах развития региональной экономики.
Численность населения на перспективу (Нп) определяется по формуле:
ТТ ТГ • Г*М
Пп — Пб Л,
где Нб - население на базовый год; Xй ~ среднегодовой темп роста населения за определенный период (и).
Допустим, что численность населения региона в базовом году составляла 5,8 млн. человек, а 10 лет назад - 5,4 млн. человек. Темп роста численности населения за этот период - 107,1 %, среднегодовой
339
Прогнозирование регионального развития
Прогнозирование регионального развития
Прогноз регионального | развития | ||||||||||
Прогноз | Прогноз | ||||||||||
социально- | природно- | Прогноз | |||||||||
демографическо- | ресурсного | экоомического | |||||||||
го развития | потенциала | развития | |||||||||
региона: | региона: | региона: | |||||||||
а) модели | а) модели | а) однопродукто- | |||||||||
прогнозирования | прогнозирования | вая | |||||||||
численности и | > | природно- | ■» | макромодель | |||||||
занятости | ресурснои | развития | |||||||||
населения; | базы; | региона; | |||||||||
б) модели про- | б) модели прогно- | б) модель регио- | |||||||||
гнозирования | зирования освое- | нального межот- | |||||||||
уровня жизни и | ния и использова- | раслевого баланса | |||||||||
социального | ния природных | «■ | производства и | ||||||||
обеспечения | ресурсов | распределения | |||||||||
населения | продукции | ||||||||||
, т | . т | 1 Т | |||||||||
Оптимизационные межотраслевые и межрайонные модели | |||||||||||
экономического и социального развития регаона | |||||||||||
Рис. 18. Система моделей прогнозирования | |||||||||||
развития региональной экономики | |||||||||||
Социально-демографический прогноз региона
НЕ
Модель прогнозирования миграции населения |
Модель расчета численности и занятости населения на перспективу |
Исходная база данных о миграции и естественном движении населения
1
Возрастно- половая структура населения |
Модель прогнозирования
естественного движения населения
Таблицы смертности |
Трудоспособное население
Работающие пенсионеры и подростки |
Повозрастные коэффициенты рождаемости |
Экономически активное население
Занято в различных формах собственности |
Самозанятость населения |
Учащиеся 16 лет и старше, обучающиеся с отрывом от производства
-И Модели занятости населения
Рис. 19. Структура и система моделей социально-демографического прогноза региона
340
341
Прогнозирование регионального развития________
темп роста; определенный на основе таблиц сложных процентов (такие таблицы составлены А. М. Айрапетовым, 1979) - 1,007. Численность населения на предстоящие 10 лет составит: 5,8 • 1,00710 = 5,8 • 1,07 = 6,2 млн. человек. "'
Более точным является так называемый метод передвижки возрастов, который также применяется при отсутствии значительных внешних миграций. Он основан на расчете коэффициентов дожития определенной возрастной группы населения и передвижки ее в следующую группу перспективного периода.
Возможны три разных подхода к использованию коэффициентов дожития. Один из них предлагает единые для страны коэффициенты, другой -специально исчисленные для данного региона коэффициенты, третьи - проведение типологии экономико-демографической обстановки в регионах-субъектах РФ. Такая дифференциация подходов обусловлена имеющимися различиями в темпах роста численности и условиях формирования населения по регионам страны.
Численность возрастных групп на прогнозируемый период определяют путем последовательного умножения численности проживающей в данном регионе возрастной группы на соответствующие коэффициенты дожития, исходные (базовые) данные передвигают на шаг расчета. Рассчитывая число родившихся, исходят из средней численности женщин
342
_______ Прогнозирование региомаяыюго развитш
в фертильном возрасте я коэффициентов повозрастной рождаемости женщин. Совокупность родившихся является интервальной совокупностью. Ее переводят в моментальную совокупность живущих на конец года, умножив число родившихся на коэффициент дожития новорожденных. Распределение по иолу производят, исходя из доли мальчиков (0,52 %) или доли девочек <0,48 %) среди родившихся. Определяя поправку на миграцию, принимают во внимание интенсивность повозрастной миграции, то есть отношение количества мигрантов данной возрастной группы к численности той же возрастной группы населения, проживающего в данной регионе.
Гипотезы изменения рождаемости, смертности и механического движения населения принимаются в ходе анализа демографической ситуации. При краткосрочном прогнозе повозрастные показатели естественного движения населения оставляют на сложившемся уровне, а при долгосрочном прогнозе вводят поправки к коэффициентам рождаемости и смертности.
В зависимости от периода прогнозирования применяются два подхода к составлению баланса экономически активного населения: демографический и экономический. При первом подходе развитие региональной экономики прогнозируется в зависимости от естественного прироста населения, при втором подходе зависимость обратная:
343
Прогноз ирование регионального развития____
потребности в рабочей силе определяются исходя из намечаемых темпов роста региональной экономики. Демографический подход предпочтителен при долгосрочном прогнозировании, экономический — при краткосрочном прогнозировании.
Полученные данные о численности и занятости населения являются исходной базой для расчетов объемов и структуры потребления, доходов и расходов населения. Сопоставление этих величин дает возможность составить представление о жизненном уровне населения региона. Соответственно уровню жизни должен быть обеспечен товарный фонд, а также соответствующий уровень сферы услуг. Иначе говоря, уровень жизни населения наиболее полно отражает объемы потребления и степень удовлетворения материальных и духовных благ населения. К числу основных показателей относят реальные и денежные доходы населения, объем реализации услуг, потребление основных продуктов питания («потребительская корзина») и непродовольственных товаров.
Основную часть прогнозирования темпов роста потребления можно сформулировать следующим образом: как должно расти потребление данного вида продукции, чтобы на определенный перспективный период оно достигло рациональной нормы, или, наоборот, сколько потребуется лет для достижения рациональной нормы потребления при сложившихся в прошлом темпах его
Прогнозирование регионального развития
роста? В первом случае неизвестной переменной выступает потребление, во втором - время. В качестве параметра в обоих случаях задается рациональная норма, являющаяся пределом роста потребления.
В социальном прогнозе отражаются также процессы социальной стратификации (разделение общества по социальным слоям), сопряженные с формированием рыночных отношений, выявляются условия, при которых общество получает устойчивое развитие и такое негативное явление, как люмпенизация (появление деклассированных слоев в обществе - бродяг, нищих, уголовных элементов и т. д.). В краткосрочном и среднесрочном прогнозах устанавливаются уровни социальной напряженности, неудовлетворенности, активности или апатии. Если по названным позициям выявляется неблагоприятная ситуация, то по основным (узловым) проблемам разрабатываются социальные программы.
Достоверность социальных прогнозов возрастает, если они дифференцируются в разрезе городов и сельской местности, а также в разрезе различных слоев населения. Особенно важно дифференцировать население по уровню доходов - для 10 % наиболее богатых и 10 % наиболее бедных слоев населения. Снижение разрыва в уровнях доходов - одна из главных задач государственной региональной политики.
344
345
Прогнозирование регионального развития
68. Прогноз природно-ресурсного потенциала.
Природные ресурсы являются материальной основой развития экономики, их запасы и качество определяют структуру хозяйства, место региона в терри-г ториальном разделении труда. Изучение особенностей состояния и использования природных ресурсов имеет важное значение для прогнозирования развития региональной экономики.
В процессе оценки состояния и прогноза использования природных ресурсов выявляется естественный базис производства: земля как основное средство производства в сельском хозяйстве и как территория под застройку; пресная вода как важнейшее условие жизнедеятельности и необходимый элемент многих технологических процессов, а в ряде регионов и как энергетический ресурс; минерально-сырьевые, топливно-энергетические и биологические ресурсы как важнейшие материальные предпосылки развития производства, его сырьевая и энергетическая основа.
Прогнозирование состояния и использования природных ресурсов региона осуществляется в определенной последовательности:
1) экономическая оценка природных ресурсов,
оказывающих существенное влияние на региональ
ную экономку;
2) выявление важнейших проблем в освоении и
использовании природных ресурсов;
346
Прогнозировшие регионального развития
3) установление степени обеспеченности сырьем
и топливом перспективных потребностей региона;
4) выработка путей решения технических и ор
ганизационных проблем, которые предстоит реали
зовать для улучшения использования природных
ресурсов;
5) определение экономического эффекта от
улучшения использования природных ресурсов (или
определение потерь от недостатков в их использо
вании).
При оценке природных ресурсов проводят их классификацию, устанавливают запасы по категориям (прогнозные, балансовые, промышленные) и видам сырья, определяют характер природопользования, выполняют геолого-экономическое картирование. В этих целях необходимо учитывать многообразные связи и зависимости, технический прогресс, структуру и уровень развития региональной экономики. Необходимо учитывать, что с развитием научно-технического прогресса в перспективе может измениться круг источников энергии и сырья, а с ростом уровня развития экономики - и использование их физико-химических свойств.
Подходы к оценке отдельных видов природных ресурсов неодинаковы. Так, по полезным ископаемым определяются запасы по категориям сырья, содержание попутных компонентов, вредных веществ, условия залегания и добычи и т. д. Лесные ресурсы оценивают по лесопокрытои площади,
347
______ Прогнозирование регионального развития_________
общим и эксплуатационным запасам, величине расчетной лесосеки, породному составу, бонитету. Земельные ресурсы дифференцируют по видам землепользования - сельскохозяйственным, отчужденным, резервным и другим землям. По водным ресурсам определяют суммарные запасы, гидроэнергетический потенциал, водохозяйственный баланс. Количественную оценку рекреационных ресурсов осуществляют на основе экспертизы, балль-но-индексного метода.
Сопоставлением количественных и качественных характеристик природных ресурсов региона с аналогичными данными по стране завершается первый этап данного вида прогнозирования. Иначе говоря, на этом этапе устанавливается место региона по отдельным составляющим природно-ре-сурсного потенциала страны.
На следующем этапе осуществляют анализ и оценку факторов, воздействующих на эффективность освоения и использования природных ресурсов. К числу общих факторов относят условия среды и производства, в которых осуществляется природопользование. Это - климатические условия, экономико-географическое и геополитическое положение, хозяйственная освоенность территории, ценность (дефицитность) природных ресурсов и др. При более детальном исследовании оценивают частные и специфические факторы.
348
_______ Прогнозирование регионального разви тия
Для полезных ископаемых частными факторами являются горногеологические условия, мощность источника, сравнительное качество ресурса. Лесные ресурсы характеризуются по общим и эксплуатационным запасам, породному составу, качеству древесины; земельные - по площади и~ структуре землепользования, плодородию, урожайности культур. Для водных ресурсов определяют объемы поверхностного и подземного стоков, балансы во-допотребления, общий и точечный гидроэнергетический потенциал; для рекреационных - количество солнечных дней в году, розу ветров, годовую сумму температур и амплитуду годовых и суточных колебаний, наличие водно-климатических, бальнеологических и грязевых ресурсов, разнообразие пейзажей и т. д.
Одним из важных нерешенных вопросов прогнозирования природно-ресурсного потенциала остается экономическая оценка ресурсов. В настоящее время в РФ взимаются платежи за пользование не всеми, а лишь некоторыми природными ресурсами. Назовем их:
- плата за право пользования недрами, платежи на
воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- лесной доход (лесные подати), отчисления на
воспроизводство и защиту лесов;
- плата за забор воды промышленными предпри
ятиями;
- земельный налог с землепользователей;
349
Прогнозир ование регионального развития____
— плата за разрешение на отстрел промысловых животных.
Порядок взимания каждого вида платы определяется соответствующими федеральными законаг ми: «О недрах», «О плате за землю», «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и др. Этими же законами определен порядок перераспределения части средств в федеральный и местный бюджеты.
Последующие стадии прогнозирования при-родно-ресурсного потенциала тесно связаны с научно-техническим прогнозом (на уровне страны), а также с экономическим и технологическим «блоками» регионального прогноза. Исследование перспектив развития хозяйства региона позволяет выявить потребность в тех или иных видах сырья, топлива, а анализ развития науки и техники - условия добычи и использования их в прогнозируемом периоде.
Экстраполяция тенденций роста добычи и использования природных ресурсов на основе совершенствования методов разведки и добычи, внедрения новых технических средств позволяет составить представление о наличных запасах и возможностях вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот. Большое значение при этом имеет сопоставление ряда технико-экономических показателей по региону и в целом по стране.
350
Прогнозирование.'региональногораштпия
Прогнозирование использования природных ресурсов необходимо осуществлять не только с точки зрения хозяйства, экономики, но и с позиций регулирования условий жизни на Земле. Выявление возможных последствий воздействия добывающей и перерабатывающей промышленности на состояние воздушного -и водного бассейнов, растительного мира и животного мира особенно важно в местах концентрирования добычи, переработки, проживания людей.
69. Экономический прогноз. Прогноз развития региональной экономики разрабатывается с учетом результатов прогнозирования по предыдущим блокам системы регионального прогноза, и в то же время сам влияет на содержание прогнозов в отдельности и в целом. Так, на основе прогноза численности населения, экономически-активной его части определяются потенциальные ресурсы труда, возможности интенсификации труда. Прогноз разведки и освоения природных ресурсов позволяет определить степень обеспеченности потребностей района, страны и экспорта в важнейших видах сырья и топлива. Результаты экономического прогноза вместе с прогнозом численности населения составляют основу разработки социального прогноза. В условиях большой сложности определения приоритетов развития региональной экономики (как части более обширного экономического пространства) разработка экономического прогноза в
35/
Пр огнозирование регионального развития____
регионе нацеливается на выбор приоритетов без излишней «жесткости» показателей. Одинаково опасны две крайности: увлечение макроэкономическими показателями и дробление хозяйства на отрасли и производства. В первом случае теряется конкретность прогноза, во втором - его системность.
Главными составляющими экономического прогноза являются перспективные параметры национального богатства, воспроизводственных пропорций, отраслевой структуры, инфраструктуры, труда и разделения труда. При этом прогнозируется не только движение товаров и услуг, но и капитала. Специальный раздел отводится хозяйственному механизму: развитию форм собственности, совершенствованию механизма хозяйствования на региональном уровне и механизма управления территориальной хозяйственной системой.
Экономический прогноз, как и три других вида прогноза - экологический, технологический и информационный, в условиях рыночной экономики не всегда «подвластны» местным органам управления. Они имеют самостоятельное значение, поэтому офаничимся лишь кратким обзором их содержания и сфер использования.
70. Экологический прогноз. На региональном уровне он направлен на выявление взаимосвязи в системе «хозяин - дом», где под «хозяином» понимается население, а под «домом» - региональная социально-экономическая система. Здесь определяются
352
_______ Прогнозирование регионального развития
параметры воздействия производства на окружающую среду, экологической емкости и устойчивости природной среды.
На основе сопоставления желательных и фактических величин состояния окружающей среды устанавливаются лимиты на природопользование, то есть офаничения по объемам предельных выбросов и сбросов зафязняющих веществ в окружающую природную среду, а также по размещению отходов производства. В. пределах этих лимитов вводят плату за зафязнение окружающей среды. За сверхлимитное загрязнение размеры платы резко повышаются.
Необходимо отметить, что используемые в настоящее время санитарно-гигиенические и сани-тарно-противоэпидемические нормативы и правила не гарантируют нормативного обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности. Поэтому проведение дополнительных обоснований экологических нормативов актуально как на федеральном, так и на региональном уровнях. Причем региональные нормативы должны учитывать специфику местности, исходить из требования обеспечения экологического равновесия.
В качестве основной формы компенсации ущерба нанесенного зафязнением окружающей среды, выступает плата за выбросы, сбросы, размещение отходов. Предусмотрены два базовых норматива платы: 1) в пределах установленных нормативов,
353 |
12 Зак. 189
______ Прогнозирование регионального развития____
2) за сверхлимитное загрязнение. На основе базовых нормативов органами исполнительной власти утверждаются дифференцированные ставки платы.
Платежи за загрязнение окружающей среды -эффективный рычаг воздействия на природопользо-вателей. Оно заставляет их оценить в денежной форме собственный вклад в загрязнение окружающей среды, позволяет выявить реальную отдачу от внедрения природоохранных мероприятий и тем самым способствует обеспечению рационального природопользования.
Одной из составляющих механизма охраны окружающей среды является договор на комплексное природопользование между администрацией региона и природопользователем. Такой договор закрепляет права и обязанности природопользовате-ля, регламентирует условия воздействия на окружающую среду, определяет размеры платежей за использование природных ресурсов. Но главное -он повышает ответственность сторон. Посредством договора администрация региона, используя экономические рычаги платы за природные ресурсы и платы за загрязнение, проводит обоснованную экологическую политику.
В договоре на комплексное природопользование решаются следующие задачи:
- закрепляется право хозяйствующего субъекта на природопользование на условиях, определенных лицензией на комплексное природопользование;
Прогнозирование регионального развития
- устанавливаются размеры платежей за приро
допользование, за воздействие на окружающую сре
ду и порядок внесения платежей;
- определяются перечень, объемы и сроки вы
полнения природоохранных мероприятий, осущест
вляемых природопользователем;
- устанавливаются другие условия пользования
природными ресурсами, не противоречащие дейст
вующему законодательству.
Основанием для заключения договора на комплексное природопользование служит лицензия на комплексное природопользование. В ней устанавливаются требования и ограничения на использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды.
На случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф для предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов устанавливается экологическое страхование. Страховое событие - это возмещение внезапного, непреднамеренного ущерба окружающей природной среде, возникшего в результате аварии, приведшего к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, либо загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод. Страховые платежи осуществляют страхователи по тарифным ставкам, которые устанавливаются в процентах от размера годового оборота предприятия.
354
12*
______ Прогнозирование регионального развития____
Региональные органы управления правомочны осуществлять экологическое лицензирование. Лицензии выдаются на:
- утилизацию, складирование, перемещение, раз
мещение, захоронение, уничтожение промыш
ленных и иных отходов (материалов, веществ);
- проведение экологической паспортизации, сер
тификации, экологического аудирования;
- осуществление видов деятельности, связанных с
работами (услугами) природоохранного назна
чения.
В компетенцию региональных органов входит вьщача лицензий российским и иностранным физическим и юридическим лицам на виды деятельности, которые осуществляются на подведомственной им территории. При осуществлении мероприятий по охране окружающей природной среды, обеспечению рационального природопользования на территории нескольких субъектов РФ вьщача лицензий производится природоохранными органами страны.
В ряде регионов России в порядке эксперимента ведутся рабо<