ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«О внесении изменений в Федеральный закон
«Об особо охраняемых природных территориях»,
Федеральный закон «Об экологической экспертизе»
и Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
Разработка проекта федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
(далее – законопроект) предусмотрена федеральным проектом «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» национального проекта «Экология», паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Экология» от 25 апреля 2019 г. № 2
(п. 4 раздела 1) в подсистеме управления национальными проектами ГИИС «Электронный бюджет».
Законопроект направлен на уточнение положений Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» в части регулирования вопросов государственной экологической экспертизы в сфере особо охраняемых природных территорий
(далее – ООПТ).
Законодательством об ООПТ допускается изменение функционального зонирования ООПТ. Вместе с тем, основания такого изменения законодательно
не установлены.
Учитывая, что изменение функционального зонирования ООПТ может привести к ослаблению режима особой охраны природных комплексов и объектов ООПТ, законопроектом предлагается производить такое изменение на основании результатов государственной экологической экспертизы.
|
Соответствующие изменения также вносятся в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».
Также законопроектом предлагается привести положения Федерального закона «Об экологической экспертизе» в соответствие с Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Статьей 10 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено, что перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы.
Вместе с тем в Федеральном законе «Об экологической экспертизе» соответствующие нормы отсутствуют.
С учетом изложенного, предлагается дополнить Федеральный закон «Об экологической экспертизе» нормами, корреспондирующими с положениями Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Кроме того законопроектом предполагается совершенствование правового регулирования вопросов перевода земель иных категорий или земельных участков
в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Необходимо отметить, что Земельным кодексом Российской Федерации определено, что земли ООПТ федерального значения относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности (часть 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации). Также
для указанных земель установлен особый режим охраны и использования.
Так, на землях ООПТ запрещается деятельность, не связанная с сохранением
и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
(часть 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
|
При этом существующий механизм перевода земель иных категорий и земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов приводит на практике к длительным срокам осуществления соответствующих мероприятий при создании или расширении особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее – ООПТ)
или для существующих ООПТ, что может привести к ослаблению режима охраны указанных земель.
С целью урегулирования данных вопросов законопроектом предлагается уточнить механизм перевода земель.
Так, законопроектом предлагается определить, что принятие Правительством Российской Федерации решения о создании либо о расширении особо охраняемой природной территории федерального значения, или внесение сведений о границах особо охраняемых природных территорий федерального значения в Единый государственный реестр недвижимости является переводом земель иных категорий или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Следует отметить, что Планом мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. № 2413-р, предусмотрено внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию.
|
В то же время ранее внесенный Правительством Российской Федерации
в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» был отклонен Государственной Думой Федерального Собрания
Российской Федерации.
При этом проблемы перевода земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов должны быть решены в ближайшее время с целью соблюдения охраны и защиты данной категории земель.
В случае принятия законодателем решения об отказе от категорирования земель в Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» также будут внесены соответствующие изменения.
Законопроект подготовлен на основании анализа правоприменительной практики Минприроды России в части регулирования режима особой охраны ООПТ и земельных отношений на ООПТ.
Реализация федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»,
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
В части социально-экономических и иных последствий реализации предлагаемых решений законопроект приведет к усилению режима ООПТ
и земель особо охраняемых территорий и объектов.
Законопроект относится к сфере реализации государственной программы «Охрана окружающей среды» и национального проекта «Экология».
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности
и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований
или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.