Основные мотивы и поэтика лирики Ф.И. Тютчева.




Федор Иванович Тютчев писал стихи почти 60 лет. Он начал в середине 1810-х годов, одновременно с Пушкиным и Баратынским, Дельвигом и Кюхельбекером. Первые публикации его стихотворений относятся к 1819 году, в 20-е и 30-е годы Тютчев публиковался в разных журналах, в том числе и в "Современнике", о нем восторженно отзывались Жуковский, Вяземский, высоко ценил его талант Пушкин. Но настоящая слава пришла к Тютчеву тогда, когда ему было уже 50 лет, когда отдельным изданием вышла книга его стихов. В плане творческом Тютчев, по его собственному признанию, был учеником Жуковского и Батюшкова. В исследовательской литературе Тютчева часто называют "последним русским романтиком". Романтизм поэта сказывается прежде всего в понимании и изображении природы. Его лирику о природе можно назвать пейзажно-философской, изображение природы и мысль о ней сплавлены у Тютчева воедино.

Природа в стихах Тютчева предстает как гигантское целое, как огромное живое существо, организм. Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя - беспрерывно меняются день и ночь, сменяют друг друга времена года; она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Поэт восторгается величием, красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Особенно привлекательны для Тютчева переходные, промежуточные моменты жизни природы. Он изображал осенний день, напоминающий о недавнем лете - "Есть в осени первоначальной...", осенний вечер, предвестие зимы - "Осенний вечер", начало весны - "Весенние воды" ("Еще в полях белеет снег..."), "Первый лист" ("Лист зеленеет молодой..."), "Весенняя гроза" ("Люблю грозу в начале мая..."), "Еще земли печален вид...", "Зима недаром злится..."

Природа в стихотворениях Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. В стихотворении "Не то, что мните вы, природа..." (1836) поэт написал:

В ней есть душа, в ней есть свобода

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Словно живое, мыслящее существо, природа чувствует, дышит, радуется, грустит. Весенний гром грохочет в небе, "как бы резвяся и играя", вешние воды "бегут и будят сонный брег", зима, уступая дорогу весне, "злится", "хлопочет", "ворчит", "бесится". Одушевление природы довольно привычно в поэзии, но для Тютчева это не просто олицетворения и метафоры. Живую красоту природы он принимал "не как свою фантазию, а как истину", - так отмечал Владимир Соловьев.

Тютчев хорошо знал идеи и творчество немецких романтиков, учение Шеллинга о единой "мировой душе" и был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека. Природа и человек у Тютчева - глубинное единство. Постигая природу, человек созерцает и постигает самого себя. Поэтому композиция тютчевских стихотворений двучастна, построена на параллелизме между жизнью природы и души человеческой - "Осенний вечер", "Еще земли печален вид...", "Листья", "Что ты клонишь над водами ива макушку свою?..". Поэт рисует картину природы, а второй, "человеческий" план угадывается в подтексте. Иногда рисуется какое-либо душевное состояние ("Когда в кругу убийственных забот..."), затем следует соответствующая картина природы.

Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева была тема любви. Это время создания знаменитого денисьевского цикла стихотворений, посвященного Елене Александровне Денисьевой, у которой было трое детей от Тютчева и с которой он не был обвенчан. Это стихи, пронизанные мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминаниями о былом счастье (Денисьева умерла от чахотки в 1864 году), светом и нежностью. Любовь для поэта - "И блаженство, и безнадежность", трагическое чувство, несущее человеку страдание, "поединок роковой" двух сердец и в то же время счастье, единственное, ради чего стоит жить.

О, как убийственно мы любим...",

"Я очи знал, - о, эти очи!..",

"Последняя любовь",

"Предопределение",

"Не говори: меня он, как и прежде, любит...",

"Она сидела на полу и груду писем разбирала..."

Поскольку после окончания университета Тютчев в качестве чиновника русской дипломатии 22 года провел в Мюнхене, Турине, Баварии, Тютчев много думал и писал о России. Это политические статьи "Россия и Германия", "Россия и Революция", "Папство и римский вопрос", задумал книгу "Россия и Запад". Он считал, что Россия развивается по иным, отличным от Запада историческим законам, у нее особая историческая роль, обусловленная такими свойствами русского народа, как смирение, готовность к самопожертвованию, самоотвержению, которые противостоят самоутверждению личности в западном мире.

Истории России и знаменитым россиянам посвящено немало стихотворений Тютчева - "14 декабря 1825 года", "29 января 1837 года", "Наполеон" (1840), "Русская география", "На графа Нессельроде", "Не богу ты служил и не России..", "Над этой темною толпой непробужденного народа...", "Его светлости князю Суворову" (внуку Суворова), "Славянам", несколько посланий однокашнику Пушкину, лицеисту-дипломату Горчакову, знаменитое близкое и загадочное "Умом Россию не понять...".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: