Пятница
Развитие логики.
Пространственное мышление.
К трём годам большинство детей, пережив кризис трёхлетнего возраста, начинают осознавать себя как отдельную личность и чутко реагируют на то, как эту личность оценивают окружающие.
Не утратив детский интерес к простейшим играм, трёхлетки постепенно осваивают сюжетно-ролевые игры, а переход от предметно-действенного мышления к мышлению наглядно-образному помогает им играть «понарошку», заменяя одни предметы другими или манипулируя вымышленными аксессуарами.
Стремительно развивающийся словарный запас, формирование навыков составлять правильные грамматические конструкции и активная познавательная деятельность помогают карапузу осмысленно использовать в речи различные понятия, заменяя ими конкретные объекты. Всё это в совокупности создаёт базу, необходимую для включения отвлеченного, или логического мышления.
Почему так важно научить ребёнка мыслить логически? Дело в том, что, опираясь на логику, человек обретает возможность эффективно решать разнообразные задачи:
§ выделять части целого;
§ группировать объекты и явления по заданным признакам;
§ находить общее в группе предметов;
§ выделять лишний предмет из представленной группы;
§ определять связи между предметами;
§ находить причинно-следственные связи;
§ строить гипотезы, предлагая аргументы в их защиту.
Конечно, в 3–4 года логическое мышление находится на начальной стадии формирования, но под чутким руководством внимательных взрослых малыш развивается быстро и легко. Предлагая карапузу интересные, увлекательные для него игры и упражнения, вовлекая его в процесс через положительные эмоции, вы приучаете ребёнка мыслить, анализировать, обобщать. Регулярные систематические занятия — залог педагогического успеха! В нашей копилке школы, очень большой запас игр на развитие логики, которыми мы делимся в постах группы ВК школы скорочтения.
|
Что должен знать и уметь ребёнок 3–4 лет:
1. Собирать простые пазлы из 2–4 фрагментов.
2. Замечать и обсуждать ошибки в картинках.
3. Объединять предметы в группы.
4. Обоснованно указывать на картинке лишний предмет.
5. Выделять сходства и отличия в предложенной группе предметов.
6. Находить парные предметы, устанавливать между ними логическую связь.
7. Знать основные свойства и признаки разных предметов.
8. Уметь объяснять назначение разных предметов: одежды, мебели, посуды и т. д.
9. Правильно расставлять порядок действий в привычных ритуалах (одевание, приём пищи, уборка в комнате и пр.).
10. Не отвлекаться от выполнения задания на протяжении 5 минут и более.
Логические игры и упражнения для детей 3–4 лет составлены с учётом возрастных особенностей и учитывают возможности и интересы ребёнка.
Пространственное мышление.
Пространственное восприятие ребёнка можно и нужно развивать уже в первые месяцы его жизни. Едва младенец научится фиксировать взгляд на близко расположенных к нему предметах, используйте яркие игрушки, чтобы побуждать его водить глазками из стороны в сторону. Постепенно кроха станет поворачивать головку, а позже тянуться за заинтересовавшим его объектом всем телом.
Самый первый, самый надёжный и эффективный тренажёр для изучения пространства — собственное тело. Пытаясь захватывать предметы маленькими, непослушными ещё ручками, приближая и отдаляя их от себя, подолгу рассматривая собственные пальчики или играясь с собственными ножками, дети первых месяцев жизни стремительно развивают пространственное восприятие. Вы можете помочь им на этом этапе, комментируя то, что наблюдает или совершает ребёнок:
|
§ Какая красивая игрушка. Как близко она к Ванечке. А теперь она стала дальше.
§ Ванечка поднял ручки вверх, тянемся ручками. Опустили ручки к животику.
Но, конечно, лучшего способа заниматься с младенцами, чем рифмованные пестушки и потешки, не было и, пожалуй, не будет. Подключите их к вашим ежедневным занятиям с малышом, сопровождая незамысловатыми, но мелодичными, а потому запоминающимися строчками массажик, гимнастику, кормление, купание.
Тра-та-та, тра-та-та,
Поймал дедушка кота,
А бабушка — кошку
За левую ножку.
Понятия «право — лево» даются ребёнку ближе к среднему дошкольному возрасту, т. е. годам к пяти. А вот отличать верх от низа малыши учатся гораздо раньше. Когда карапуз активно осваивает навык ходьбы, его родителям впору активно приучать его мыслить категориями «верх» и «низ»:
потянулись вверх, встали на ножки;
бух — сели вниз;
залезаем на стульчик, выше ручки, выше ножки, вверх-вверх;
идём по лесенке вниз, одну ножку ставим ниже, а теперь вниз вторую ножку, вниз-вниз.
А ещё учиться ориентированию в пространстве поможет знание частей тела:
головушка у Ванечки вверху, а ножки внизу;
а где у Ванечки ручки? А ну-ка, подняли ручки вверх;
а где наши ножки? Посмотрим на них вниз.
Освоив, где верх, где низ, и разобравшись, что высоко, а что низко, малыш сможет сравнивать объекты по этому признаку. На прогулке или при рассматривании картинок в книжке задавайте карапузу вопросы, что выше, а что ниже. Эти тренирующие пространственное мышление упражнения не займут у вас много времени, но помогут ребёнку развиваться по возрасту, а то и опережая сверстников.