Глава 1. Административно-правовые основы управления межотраслевой сферой




Оглавление

 

Введение. 3

1. Административно-правовые основы управления межотраслевой сферой. 5

1.1. Сущность и содержание межотраслевого управления. 5

1.2. Субъекты межотраслевого управления. 13

2. Межотраслевые начала в государственном управлении. 17

2.1. Виды межотраслевого управления. 17

2.2. Органы межотраслевого управления. 19

Заключение. 29

Список источников и литературы.. 31

 

1. Перечень должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях: приказ ФСИН РФ от 08.06.2009 № 246 «Об утверждении Перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.08.2009 № 14451).

При проезде через КПП автомобиль марки ЗИЛ 130 государственный регистрационный знак Н 026 АЕ регион 33 управляемый водителем гражданином Сидоровым М.Н, осматривался инструктором кинологом с применением служебной собакой. При осмотре кузова часовым КПП были выявлены следующие предметы: 1 бутылка водки «Белая березка» емкостью 0,5 л., комментируемый Уголовный кодекс РФ. Перед въездом на КПП сотрудниками водителю были разъяснены правила внутреннего распорядка исправительного учреждения и предложено сдать запрещенные предметы приобретение, хранение или использование которых осужденным запрещено законом.

Курсовая работа (проект) – вид самостоятельной работы курсантов (студентов, слушателей) (далее – обучающиеся), в ходе которой осуществляется разработка конкретной задачи относительно объектов деятельности обучающегося, выполняемая самостоятельно под руководством лица из числа профессорско-преподавательского состава на основе приобретенных по данной и смежным учебным дисциплинам знаний
и умений.

2. Курсовая работа (проект) выполняется обучающимися по учебным дисциплинам, определенным учебными планами, и в соответствии
с тематикой, разработанной кафедрой.

3. Вместо курсовой работы (проекта) по согласованию с учебным отделом на защиту может быть представлена научная работа обучающегося, выполненная по определенной учебной дисциплине. Данная работа должна быть рассмотрена на заседании предметно-методической секции кафедры.


Введение

 

Возникновение, становление и развитие системы межотраслевого управления во многом обусловлено необходимостью преодоления ведомственной разобщенности, особенно при организации управления по отраслевому принципу.

Все отрасли государственного управления развиваются в рамках единой системы государственного управления. Несмотря, на свою относительную самостоятельность, эти отрасли тяготеют к взаимным контактам. Интересы отдельных отраслей – это их ведомственные интересы, и, если нет необходимых связей между отраслями, могут страдать интересы всей системы государственного управления.

Эти факторы обуславливают выделение в общем механизме государственного управления сфер межотраслевого управления – специальных звеньев, осуществляющих межотраслевые функции.

Межотраслевое государственное управление посредством административных методов не требует прямого расходования государственных средств и не предусматривает создания дополнительных материальных стимулов. Оно базируется на силе государственной власти и включает меры запрета, разрешения или принуждения. Административные методы предусматривают создание правовой базы, экономического законодательства, регулирующего взаимоотношения субъектов экономических отношений. Любой экономический субъект обязан соблюдать правила экономического поведения, установленные государством. В противном случае трудно добиться устойчивого развития всего общественного производства. Государство принимает законы о защите прав собственности, ограничивает отдельные виды экономической деятельности и проявление монополистических тенденций, пресекает недобросовестную конкуренцию. Вместе с тем государство не только определяет правила поведения хозяйствующих субъектов, но и следит за тем, чтобы эти нормы неукоснительно соблюдались. С этой целью государство создает соответствующие институты, обеспечивающие и контролирующие выполнение правовых норм.

Целью настоящей работы является рассмотрение понятия и видов межотраслевого управления в теории административного права.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

– проанализировать сущность и содержание межотраслевого управления;

– исследовать субъекты межотраслевого управления;

– раскрыть виды межотраслевого управления;

– рассмотреть органы межотраслевого управления.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, регулируемых нормами административного права, в связи с межотраслевым управлением.

Предметом исследования выступают закономерности правовых институтов и входящих в них норм, относительно межотраслевого управления.

Методологическую основу исследования составили методы общенаучного познания: диалектический, формально-логический, исторический, системного анализа, индукции и дедукции, структурно-функциональный, аналогии. Использовались также частно-научные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный, метод толкования правовых норм.

Обусловленная целью и задачами исследования, работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка источников и литературы.


Глава 1. Административно-правовые основы управления межотраслевой сферой

§1.1. Сущность и содержание межотраслевого управления

 

Переход от плановой экономики к рыночной поставил перед российским государством новые задачи. С одной стороны, необходимо было сократить прямое государственное вмешательство в экономику, главным образом за счет государственного сектора экономики. А с другой стороны, коренным образом перестроить систему межотраслевого государственного управления путем перехода от административных к преимущественно косвенным (экономическим) методам управления. Решение этой задачи в России сегодня осложняется продолжающимся спадом экономики, неустойчивостью и крайней ограниченностью государственных финансов, а также отсутствием опыта такого рода преобразований в мировой практике.

В условиях переходной экономики особенно велика роль государства в разработке и обосновании стратегии социально-экономического развития страны на длительную перспективу. Именно в рамках этой стратегии государство должно вырабатывать конкретные способы и методы межотраслевого государственного управления, направленные на преодоление экономического спада, стимулирование экономического роста и защиту российских товаропроизводителей[1].

Следует подчеркнуть, что понятие «межотраслевое управление» – явление сложное и многогранное. Его структура, состав по-разному понимаются в административном праве. Например, экономика в одних случаях включается только в межотраслевое управление, в других – в управление в экономической сфере и одновременно в межотраслевое управление. Вопрос этот дискуссионный.

Границы и рамки деятельности органов межотраслевого управления значительно шире, чем у органов отраслевого управления, так как их деятельность имеет функциональный характер и распространяется на все или несколько отраслей управления. В известном смысле межотраслевое управление – это управление общего характера, поскольку деятельность межотраслевых органов охватывает практически все отрасли и участки управленческой деятельности.

Существуют различные варианты определения понятия «межотраслевое управление», например: межотраслевое управление можно охарактеризовать как руководство, осуществляемое определенным органом управления, по отношению к самостоятельным, не подчиненным ему по положению органам, согласование и направление отдельных сторон их деятельности в целях обеспечения единства при решении вопросов, имеющих общегосударственное значение[2]. Данное определение – слишком общее и не раскрывает специфики межотраслевого управления, не упоминает даже об объектах такого управления, которые обладают существенными особенностями. Ведь совершенно очевидна серьезная разница, скажем, между такими объектами, как статистика, стандартизация и экономика. Акцентируется внимание также на том, что существо межотраслевого управления составляет координация; в отличие от отраслевого, не организуется непосредственно вся деятельность объектов управления и не затрагивается их определенная самостоятельность.

Причем необходимо констатировать, что организационные формы межотраслевого управления прошли в своем развитии определенную эволюцию. И в современный период органам, составляющим систему (подсистему) межотраслевых органов, свойственна значительная подвижность, что также характеризует специфику сфер и участков деятельности, входящих в межотраслевую сферу.

Иногда под межотраслевым государственным управлением понимается исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления, наделенными надведомственными полномочиями по отношению к организационно не подчиненным им, управляемым объектам, в ходе, которой обеспечивается согласованность и единство действий при решении общегосударственных или межотраслевых задач[3]. Правда, при этом подчеркивается: границы действия (сфера управления) органов межотраслевого управления значительно шире, чем у отраслевого управления, так как их деятельность функциональна и распространяется на все или несколько отраслей управления.

При этом в современных условиях круг вопросов, по которым необходима координация (согласование) деятельности отраслевых органов, непрерывно расширяется, что объясняется появлением и расширением сектора частной экономики, который при сохранении государственного сектора порождает множество новых объектов управления.

Характерными чертами являются:

Во-первых, это надведомственность полномочий межотраслевых органов исполнительной власти, которая выражается в том, что правовые акты, издаваемые в пределах их компетенции, являются обязательными для всех органов государственного управления, не подчиненных им предприятий, учреждений и организаций. Органы межотраслевого управления занимая особое положение, несут ответственность за состояние и развитие порученной им сферы.

Во-вторых, сфера управления, как правило, отражается в наименованиях межотраслевых органов.

В-третьих, вопрос о системе, совокупности, самом перечне межотраслевых сфер и соответствующих органов управления ими – вопрос сложный и дискуссионный. Имеются различные точки зрения, которые в целом можно свести к широкой и узкой трактовке межотраслевых сфер и управляющих ими органов исполнительной власти.

В-четвертых, это соотношение терминов: орган межотраслевого управления и функциональный орган исполнительной власти (государственного управления). Думается, что это близкие, родственные термины, имеющие, однако, специфические оттенки, грани, задачи и функции в процессе деятельности. Функциональный орган исполнительной власти – это такой орган, который выполняет одну определенную функцию, но в отношении других отраслей и сфер управления, предприятий и хозяйственных организаций.

В-пятых, в известной мере в силу характера задач и функций межотраслевого профиля названные органы могут быть отнесены к органам общего управления с учетом того, что главные методы деятельности многих из них – это координация, согласование, взаимодействие и т.д.

Сущность межотраслевого государственного управления заключается в координации вопросов, находящихся в ведении специального органа (субъект управления), реализуемых другими федеральными органами исполнительной власти в объеме и порядке, предусмотренными законодательством России. То есть эти органы осуществляют единую государственную политику на основании законов и в пределах своих полномочий обладают распорядительными функциями по отношению к организационно неподчиненным объектам управления.

Функции органов межотраслевого управления включают:

– прогнозирование основных направлений социальной и экономической политики государства, разработку в соответствии с прогнозами федеральных и региональных программ развития отраслей управления;

– координацию усилий отраслевых систем управления в реализации межотраслевых федеральных и региональных программ государственного управления;

– объединение и обеспечение организационного единства функционирования отраслевых систем управления;

– обеспечение успешной реализации федеральных и региональных программ, выходящих за рамки компетенции одной отрасли государственного управления;

– организацию решения общегосударственных и межрегиональных программ и реализация других комплексных проблем, выходящих за пределы компетенции одной отрасли государственного управления.

Некоторые авторы не выделяют эту сферу управления как самостоятельную, не имеющую особой специфики, но это не совсем верно[4].

Другие авторы выделяют такие основные виды межотраслевого управления:

1) управление в области экономики, финансов и кредитов;

2) государственная налоговая служба; управление антимонопольной политикой и государственным имуществом;

4) внешнеэкономическая деятельность;

5) государственная таможенная служба;

6) управление в области охраны окружающей среды и природных ресурсов[5].

Такой подход более приемлем, однако частое изменение структуры федеральных органов исполнительной власти затрудняет правовую квалификацию этих видов межотраслевого управления. Органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевое управление, как правило, наделяются надведомственными полномочиями правотворческого, координационного, контрольно-надзорного, лицензионно-разрешительного и методического характера.

Правотворческие полномочия межотраслевого субъекта управления заключаются в том, что он издает нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения органами отраслевого управления, участвующими в реализации комплексных федеральных и региональных программ.

Координационные полномочия позволяют межотраслевому органу осуществлять властные воздействия к организационно не подчиненным отраслевым субъектам управления.

Контрольно-надзорные полномочия заключены в реализации права межведомственным органом исполнительной власти осуществлять административный надзор за соблюдением норм, правил и действий отраслевыми органами государственного управления.

Лицензионно-разрешительная деятельность межведомственного органа исполнительной власти заключается в выдаче лицензий (разрешений) на осуществление какой-либо деятельности, а также регистрации этой деятельности в определенном законом порядке.

Методические полномочия предусматривают дачу инструктивных указаний, разъяснений, издание других актов разъясняющих целесообразные действия отраслевых органов управления при решении комплексных задач.

Межотраслевое государственное управление является исполнительно-распорядительной деятельностью, осуществляемой специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, наделенными надведоственными полномочиями по координации и реализации комплексных общегосударственных программ и задач в социально-экономической сфере.

Комплекс межотраслевого управления предопределяется объективными функциями государства, его потребностями в удовлетворении жизненно важных интересов общества и личности. Организационно-правовые формы межотраслевого государственного управления могут быть различными и создаваться временно для реализации актуальных комплексных федеральных и межрегиональных программ и задач.

Основная задача межотраслевого государственного управления – оптимальное разрешение комплексных общегосударственных программ и задач в реализации, которых задействованы несколько отраслевых федеральных органов исполнительной власти. При решении некоторых программ и задач функции межотраслевого управления реализуют федеральные органы исполнительной власти общей компетенции, названные выше.

Возникновение и развитие системы межотраслевого управления в решении комплексных социально-экономических задач обусловлено, прежде всего, необходимостью преодоления межведомственных барьеров и разобщенности отраслевых институтов управления в реализации общегосударственных комплексных программ. Главным отличием органов межотраслевого управления является наделение их законодательными функциями координационно-контрольного характера.

Межотраслевая система государственного управления, ее компетенция, структура, методы и формы деятельности образуют единый организационно-правой механизм надведомственного регулирования отношений в специфических сферах и областях народного хозяйства страны. Особенность заключается в координации организационной работы всего механизма правового воздействия со стороны уполномоченного на то субъекта управления.

Сущность межотраслевого (надведомственного) государственного управления заключается в осуществлении координации управленческих отношений, связанных с выполнением требований правовых норм и общеобязательных правил, находящихся в ведении и полномочии специального государственного органа исполнительной власти, реализуемых в своей деятельности иными федеральными органами исполнительной власти в объеме и порядке, предусмотренными законодательством России. То есть эти федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) проводят единую государственную политику в сфере административного надзора за соблюдением норм и общеобязательных правил безопасности и нормального функционирования в соответствии с законодательством и в пределах своих полномочий, при этом они обладают распорядительными функциями по отношению к организационно не подчиненным субъектам права, не выполняющим эти требования[6].

Содержанием деятельности государственных органов межотраслевого управления является, по существу, реализация их основных функций.

Основными функциями (видами деятельности) органов межотраслевого управления являются:

– сбор, обработка и анализ информации, выявление актуальных проблем, формулирование целей и постановка задач;

– прогнозирование и планирование основных направлений социальной и экономической политики государства, разработка в соответствии с прогнозами федеральных и региональных программ развития отраслей управления;

– координация усилий отраслевых систем управления в реализации межотраслевых федеральных и региональных программ государственного управления;

– объединение и обеспечение организационного единства функционирования отраслевых систем управления;

– обеспечение успешной реализации федеральных и региональных программ, выходящих за рамки компетенции одной отрасли государственного управления;

– организация решения общегосударственных и межрегиональных программ и реализация других комплексных проблем, выходящих за пределы компетенции одной отрасли государственного управления;

– учет материально-технических, финансовых и людских ресурсов;

– контрольно-надзорные функции в сфере безопасности, сертификации, метрологии, стандартизации, статистики и др.

Вывод. Следуя из выше сказанного, успешное решение задач государственного управления в различных отраслях в большинстве случаев зависит от организации и осуществлении межотраслевого управления. В свою очередь межотраслевое государственное управление может быть определено как разновидность управления, которое осуществляется органами исполнительной власти, которые, в свою очередь, наделены над ведомственными полномочиями по отношению к самостоятельным, не подчинённым им системам управлениями отраслями, в процессе которое обеспечивается единство их действия при разработке и реализации целевых комплексных программ общегосударственных межрегиональных и региональных межотраслевых программ и задач управления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: