Песочная терапия с детьми
(Материал для родителей)
Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит вашего ребенка.
Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Песочная терапия – это самое эффективное средство для обучения ребенка.
Уважаемые родители! В условиях лета вы можете с детьми проводить развивающие игры на песке. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает пространственные и временные понятия. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки. Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения письму, счету, грамоте, развивают фонематический слух;
познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.;
экспериментирование - один из эффективных способов, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность.
Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ребенку:
- развить более позитивную Я-концепцию;
- стать более ответственным в своих действиях и поступках;
- выработать большую способность к самопринятию;
- в большей степени полагаться на самого себя;
- овладеть чувством контроля;
- развить самооценку и обрести веру в самого себя.
Можно в домашних условиях сделать оборудование для игр с песком
1.Водонепроницаемый деревянный ящик
Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта — небо.
2. Чистый, просеянный песок. Для организации классической песочной терапии требуется два подноса. В одном находится сухой песок, в другом влажный.
3. Коллекция миниатюрных фигурок высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:
— человеческие персонажи
— здания
— животные
— машины
— растения
— постройки
— естественные предметы: ракушки, веточки, камни и пр.
— символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.
— сказочные герои: злые и добрые
— живая зелень и пр.
— пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры
Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, ее продолжительностью.
Игровые методы могут применяться:
- с целью оказания психологической помощи;
Организация игр-занятий с песком
Игры-занятия следует начинать со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.
Взрослый начинает игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка. За ним повторяет ребенок. Взрослый рассказывает о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Теперь получив образец проговаривания, ребенок попробует сам рассказать о том. Что он чувствует. Затем, взрослый переворачивает свои руки вверх ладонями и снова описывает свои ощущения. За ним повторяет ребенок. Далее предлагается «поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т.д.); «пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, и т.д.
Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.
Во-первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей.
Во-вторых, наряду с развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей. Но главное - ребенок получает первый опыт: учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании, развивается пространственная ориентация.
Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами родителя. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами.
Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием.
Затем можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя». Вы рассказываете сказку и рукой ребенка передвигаете фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно.
Желаю Вам интересных и познавательных игр с ребенком!