Семинарское занятие №1
Тема. «Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Классификация чрезвычайных ситуаций».
Вопросы для теоретической подготовки
1.История создания, цели, задачи и структура РСЧС. Функции органов
управления РСЧС
2.Режимы функционирования РСЧС.
З.Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций. 4.3аконодательство Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных
ситуаций.
5.Классификация чрезвычайных ситуаций.
План работы:
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия (в том числе применения возможным противником средств поражения),которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)-единая система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и осуществляющая свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Основные задачи РСЧС.
1.Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
|
2.0существление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и ПУФ организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
3.Обеспечение готовности к действиям ОУ и сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
4.Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
5.Подготовка населения к действиям в ЧС;
6.Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; 7.Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
8.0существление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
9.Ликвидация ЧС;
10.Осуществление мероприятий по социальной защите
населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; 11.Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
12. Между народное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Режимы функционирования РСЧС: - Режим повседневной деятельности; -Режим повышенной готовности; -Режим чрезвычайной ситуации.
Силы и средства ликвидации ЧС: - Силы и средства МЧС России; -Силы и средства министерств и ведомств России; -Силы и средства территорий России, организаций и объектов экономики.
Классификация ЧС: - Локальная; -Местная; -Территориальная; -Региональная; -Федеральная; -Трансграничная.
Литература:
1.Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ФЗ №68-ФЗ от 21.12.1994 г.
|
2.Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. №794.
«Положение о РСЧС».
З.Т.А. Хван, П.А. Хван Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов всех специальностей. Издательство «Феникс», г. Ростов-на-Дону,2001 г.
4.Э.А.Арустамов Безопасность жизнедеятельности: Учебник, Издательский Дом «Дашков и К», Москва,2000г.
Семинарское занятие №2
Тема “Опасные ситуации природного характера и защита населения от
Их последствий. Действия учителя при стихийных бедствиях”.
Вопросы для теоретической подготовки
1.Характеристика экстремальных ситуаций природного характера и их
последствия.
2.Стихийные бедствия геологического характера. 3.Стихийные бедствия метеорологического характера. 4.Стихийные бедствия гидрологического характера. 5.Природные пожары.
6.Массовые заболевания.
7.Действия учителя при стихийных бедствиях.
План работы:
ЧС природного характера:
-Геологические (землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, снежные лавины)
-Метеорологические (ураганы, бури, снежные бури, смерчи)
- Гидрологические (наводнения, заторы, зажоры, нагоны, цунами)
-Природные пожары (лесные, торфяные, степные)
-Биологические (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии)
- Космические (астероиды, планеты, излучения)
Литература:
ГЭ.А.Арустамов Безопасность жизнедеятельности:Учебник, Издательский Дом «Дашков и К»,Москва,2000 г.
Семинарское занятие №3
Тема: «Опасные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий. Действия" учителя при авариях, катастрофах».
|
Вопросы для теоретической подготовки
1.Характеристика экстремальных ситуаций техногенного характера. 2.Аварии с выбросом радиоактивных веществ и их последствия.
3.Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ и их
последствия.
4.0сновы пожарной безопасности. Пожары и взрывы, их последствия. 5.Гидродинамические аварии и их последствия.
6.Транспорт и его опасности. Понятие безопасного поведения на транспорте. 7.Действия учителя при авариях и катастрофах.
План работы:
ЧС техногенного характера: - Аварии на химически опасных объектах;
-Аварии на радиационно-опасных объектах;
-Аварии на пожаро – и взрыво -опасных объектах;
-Аварии на транспорте (железнодорожном, автомобильном, воздушном, водном, метро);
-Аварии на гидродинамически опасных объектах; -Аварии на коммунально-энергетических сетях.
Химическое загрязнение как поражающий фактор выбросов химически опасных веществ. Важнейшая характеристика ХОВ - токсичность. Количественно токсичность ХОВ оценивают дозой. По степени воздействия на организм ХОВ подразделяются на четыре класса опасности: I- чрезвычайно опасные, П –высоко опасные ДП -умеренно опасные и IV-малоопасные вещества.
Классификация аварий: - частная; -объектовая; -местная; -региональная; -глобальная.
Радиационные аварии подразделяются: -локальные; -местные; -общие.
По взрывной, взрыво - пожарной и пожарной опасности ПВОО подразделяются на пять категорий:
А- нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия трубопроводы, склады нефтепродуктов.
Б- цехи приготовления и транспортировки угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, выбойные и размольные отделения мельниц.
В-лесопильные,деревообрабатывающие,столярные,модельные,лесопильные производства.
Г-склады и предприятия, связанные с переработкой и хранением несгораемых веществ в горячем состоянии, а также со сжиганием твердого, жидкого или газообразного топлива.
Д-склады и предприятия по хранению несгораемых веществ и материалов
в холодном состоянии, например мясных, рыбных и других продуктов.
Литература
1.Э.А.Арустамов Безопасность жизнедеятельности: Учебник, Издательский Дом «Дашков и К»,Москва,2000г.
2.Пожарная безопасность. Взрывобезопасносты Справ. Изд./А.Н.Баратов, Е.Н.Иванов, А.Я.Корольченко и др.-М.:Химия,1987.-272с.
З.Максимов М.Т.Защита от сильнодействующих ядовитых веществ.-М.: Энергоатомиздат, 1993.-176с.
4.Действие населения в чрезвычайных ситуациях: Пособие.-М.:1995.-75с.
5.Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населениям,:2000
Семинарское занятие №4
Тема «Чрезвычайные ситуации социального характера».
Вопросы для теоретической подготовки
1.Криминогенная опасность. Поведение людей на массовых мероприятиях. 2.Межнациональные конфликты. Наркомания. Алкоголизм. 3.Организация антитеррористических мероприятий в образовательном учреждении.
План работы:
Социальными - называются опасности, получившие широкое распространение в обществе и угрожающие жизни и здоровью людей.
Классификация социальных опасностей:
1.По природе: а) Опасности, связанные с психическим воздействием на человека
(шантаж, мошенничество, воровство и др.);
б) Опасности, связанные с физическим насилием (разбой, бандитизм,
террор, захват заложников);
в) Опасности, связанные с употреблением веществ, разрушающих организм
человека (наркомания, алкоголизм, курение);
г) Опасности, связанные с болезнями (СПИД, венерические заболевания и др.);
д) Опасности суицидов.
2.По масштабам событий:
а) Локальные;
б) Региональные;
в) Глобальные.
З.По мало возрастному признаку: для детей, молодежи, женщин, пожилых людей.
4.По организации: случайные, преднамеренные.
Наркомания-зависимость человека от приема наркотиков, заболевание, которое выражается в том, что жизнедеятельность организма поддерживается на определенном уровне только при условии приема наркотического вещества и ведет к глубокому насилию физических и психических функций.
Алкоголизм -хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков.
Терроризм-насилие или угроза его применения в отношении физичесих лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения имущества и других материальных объектов, содержащие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Осуществляемых в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны и осложнения международных отношений.
Типы терроризма: 1. Националистический;
2.С поддержкой государства;
3.Религиозный;
4.Анархистов;
5.Правых экстремистов;
6.Левых экстремистов.
Литература:
1.Э.А.Арустамов Безопасность жизнедеятельности:Учебник,
Издательский Дом «Дашков и К»,Москва,2000г. 2.Т.А.Хван,П.А.Хван Безопасность жизнедеятельности.Серия
«Учебники и учебные пособия».Ростов-на-Дону: «Феникс»,2001г. 3.Федеральный Закон РФ «Опротиводействии терроризму»,
№35-Ф3 от 06.03.2006г.
4.Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях.
Учебник для населения.Москва.2003г.
Семинарское занятие №5
Тема: «Национальная и международная безопасности РФ. Гражданская оборона и ее задачи. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении»
Вопросы для теоретической подготовки:
1.Национальная, международная, экономическая, информационная, продовольственная безопасность РФ.
2.3аконодательство Российской Федерации в области гражданской обороны.
3.История создания, предназначения, задачи, структура построения гражданской обороны.
4.Органы управления и силы гражданской обороны.
5.Организация гражданской обороны в школе, в вузе.
6.Действия учителя и учащихся по сигналам оповещения.
Литература:
1. Терроризм. Это должен знать каждый. Под ред. А.А. Кокорева.
Издательство «Изографус», М., 2002г.
2.Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций М., 1996. с 20-198
3.Топоров И.К. Основы безопасности М., 1996. с 15-36.
4. Русак О. Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для
студентов всех специальностей. Издательство «Лань», г.С-Петербург, 2000г.
5. Биотерроризм. Журнал «Военные знания». В. Фролов.
6.М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. Основы безопасности жизнедеятельности. Изд. Астрель, 2001г. с. 167-210.
7.В.А. Латчук, С.К. Миронов. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. Учебно-методическое пособие. М., Дрофа, 2004 с.3-36
8. Атаманюк В.Г. И др.Гражданская оборона: учеб.для вузов.-
М.:Высш.Шк.1986.-207с.
9. Гражданская оборона:Учебник/под ред.Е.П.Шубина.-
М. Лросвещение. 1991.-223с.
10.Действие населения в чрезвычайных ситуациях:Пособие.-М.: 1995.-75с.
Действие населения в чрезвычайных ситуациях:Инструкция.-М.: 1995.-4
Семинарское занятие №6
Тема «Современные средства поражения».
Вопросы для теоретической подготовки:
1. Сигналы оповещения и действия населения при оповещении о чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.
2.3ащита населения путем эвакуации. Порядок проведения эвакуации.
3.Назначение и порядок проведения санитарной обработки.
4.Ядерное оружие. Защита от поражающих факторов.
5.Химическое оружие. Защита от поражающих факторов.
6.Биологическое оружие. Защита от поражающих факторов.
7.Новые виды оружия массового поражения.
Методические указания:
Ядерное оружие - самое мощное оружие, в зависимости от мощности заряда атомные бомбы, снаряды делятся на калибры: средний и крупный. Ядерное оружие подразделяется на два основных типа: атомное и водородное (термоядерное). В основе действия термоядерного оружия лежит использование термоядерной реакции с водородом или его соединениями. Основными поражающими факторами ядерного взрыва являются:
- ударная волна,
-световое излучение,
-проникающая радиация,
-радиоактивное заражение местности,
-электромагнитный импульс.
Химическим оружием называют отравляющие вещества и средства, с помощью которых они применяются на поле боя. Основу поражающего действия химического оружия составляют отравляющие вещества. По характеру действия на организм человека отравляющие вещества делятся на шесть групп: нервно-паралитического действия, кожно-нарывного действия, общеядовитые, удушающие, раздражающего, психохимического действия.
Пары и аэрозоли ядовитых веществ отравляют атмосферу, окружающие предметы и образуют облако заражённого воздуха. Зона заражения характеризуется территорией применения ОВ и территорией распространения зараженного облака. Основные средства защиты: индивидуальные средства защиты органов дыхания (противогаз); индивидуальные средства защиты кожи.
Очаг инфекционного заболевания - территория, заражения болезнетворными микробами. При возникновении очага инфекционных заболеваний проводятся следующие противоэпидемические мероприятия: установление в очаге заражения карантина или обсервации, экстренная профилактика, санитарная обработка людей, дезинфекция объектов. Дымовые вещества (ДВ), впервые были применены в качестве маскировки в виде искусственно созданного облака, дыма, тумана. Дымы бывают нейтральными и ядовитыми.
Литература:
1.Атаманюк В.Г., Ширшов Л.Г., Акимов Н.И. Гражданская оборона. М.: Высшая школа, 1986.
2.Каталог средств индивидуальной защиты персонала предприятий и организаций Минэнерго. - М.: СПО «Союзтехэнерго», 1987.
3.Убежища гражданской обороны: Конструкции и расчет / В.А. Котляревский, В.И. Ганушкин, А.А. Костин и др.; Под ред. В.А. Котляревского. - М.: Стройиздат, 1989г.
4.Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций / С.А. Буланенков, СИ. Воронов П.П. Губченко и др. Под. общ. ред. М.И. Фалеева. - Калуга: ГУП «Облиздат»,2001
5. Русак О. Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов
всех специальностей. Издательство «Лань», г.С-Петербург, 2000г.
6.Гражданская Оборона. Под. Ред. Е.П. Шубина. - М.: Просвещение, 1991г.Стр. 33-61.
7.М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. Основы безопасности жизнедеятельности. Изд. Астрель, 2001г. с. 34-72.
Семинарское занятие №7-8
Тема: «Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения
Гражданской обороны».
Вопросы для теоретической подготовки:
1.Средства индивидуальной защиты органов дыхания (ватно-марлевые повязки, респираторы, противогазы, КЗД) - назначение, устройство, принципы работы.
2.Средства индивидуальной защиты кожи (изолирующие, фильтрующие, специальная защитная одежда) - назначение и порядок применения.
3.Медицинские средства индивидуальной защиты (АИ-2, ИПП, ИПП-8) -назначение и порядок применения.
4.Убежища - назначение, классификация, устройство, правила поведения. 5. Противорадиационные укрытия.
6.Укрытия простейшего типа.
Ход работы:
В начале занятия студенты отвечают на вопросы, а затем тренируются одевать средства индивидуальной защиты органов дыхания (респиратор, противогаз, ватно-марлевую повязку) и средства защиты кожи (ОЗК, Л-1). В конце занятия подводится итог тренировки.
Литература:
1.Русак О. Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов всех специальностей..Издательство «Лань», г. С-Петербург, 2000г.
2.Гражданская Оборона. Под. Ред. Е.П. Шубина. - М.: Просвещение, 1991г. Стр.134-154.
М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. Основы безопасности жизнедеятельности. Изд. Астрель, 2001г. с. 34-1