РОЛЬ УНТ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.




МИФОЛОГИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ.

Мифологических рассказы — устные народные повествования о фантастических событиях. Произведения этого фольклорного жанра, часто называемые быличками, бывалыцинами, побывальщинами, мало известны широкой читательской публике, так как в течение длительного периода они собирались и записывались специалистами-фольклористами очень несистематично.

Жанры:

1. Предания;

2. Легенды;

3. Былички;

4. Страшилки;

Предания – это произведения о достоверных событиях истории, о реально живших людях. Ретроспективны. Дают народное объяснение событиям и фактам, представленных эпическим повествованием. Предание свободно от формы, т.е это свободный рассказ. В них нет формул.

Предания делятся на 2 группы: исторические и географические (рассказывают о появление географических названий).

Легенды рассказывают о христианских персонажах. В основе легенд лежат апокрифы. Апокрифы – произведения на библейские сюжеты, не вошедшие в канонический текст Библии. В них лежит бытовое толкование библейских сюжетов. Русские народные легенды неоднородны по темам, сюжетам и персонажам.

Былички – жанр народной демонологии. Персонажи – фантастические существа, которые обитают рядом с человеком. В них сохранились осколки архаических мифов. Герои – леший, водяной, домовой, банник, ведьмак, черт.

Страшные рассказы (страшилки). Жанр так называемых страшных рассказов в детском репертуаре привлек серьезное внимание ученых лишь в последней трети XX в. Для обозначения жанра М. В. Осориной предложен термин "страшилки" (по аналогии со считалками, дразнилками и пр.). Название функционально обусловлено: «... Их основным назначением всегда было стремление напугать слушателей». Специфической особенностью страшилок является то, что, во-первых, они всегда исполняются в темноте или в укромном уголке и, во-вторых, рассказываются в группе, а не при парном общении. По мнению психологов, именно в коллективе, при эмоциональной поддержке других детей, можно изжить свои страхи и получить своеобразное наслаждение, своего рода «катарсис».

Главным действующим лицом страшилок всегда является ребенок. Завязкой действия, как и в сказке, обычно служит нарушение запрета. Рассказ нередко заканчивается гибелью героя. Причиной смерти являются действия вредоносных существ (мертвецов, вампиров, бандитов) или предметов («красная рука», «черный гроб», «белое покрывало с черными крестами»). Интересно, что в произведениях советского времени в качестве помощника и спасителя выступал милиционер. Таким образом, современные страшилки представляют собой сплав сказочных и мифологических мотивов, в который включены бытовые и социокультурные элементы жизни города XX в.

Надо признать, что «страх и ужас» обладают определенной привлекательностью, почему и становятся объектом творчества, в том числе поэтического. С этих позиций полезно обращение к опыту предшествующих поколений. По-видимому, при познании секретного мира детей не могут утратить актуальности хрестоматийные «Бежин луг» И.С. Тургенева и «В дурном обществе» («Дети подземелья») В.Г. Короленко.

Вместе с тем научная и социальная значимость мифологических рассказов очень велика. Мифологические рассказы и легенды отражают народный, даже национальный, взгляд на такие значимые для общества понятия, как жизнь и смерть, прошлое и будущее, реальное и ирреальное; в них находит выражение логика рационального и иррационального. В этом смысле можно сказать, что произведения этого жанра отражают определенные стороны национальной души, и в том числе ее мистико-иррациональные свойства. В то же время они наполнены очень разнообразным и конкретным житейским содержанием, живописуют быт, повседневную жизнь человека, крестьянской семьи. В основе повествования, как правило, лежат образы и сюжеты, связанные с языческими представлениями, древние славянские мифы. Мифологические сюжеты переплетены с христианскими представлениями; то, о чем повествуется, обычно воспринимается рассказчиком как имевшее место в действительности. Все это придает мифологическим рассказам своеобразный и неповторимый колорит.

В настоящее время складывается особый взгляд на народные фантастические рассказы, так как в их содержании много такого, что в той или иной форме перекликается с современными повествованиями и публикациями об экстрасенсорных явлениях. При большом разнообразии конкретного бытового содержания мифологические рассказы обычно состоят из традиционных устойчивых блоков образов и мотивов, которые часто имеют аксиоматический характер и в тексте повествования не раскрываются и не комментируются.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: