СЛОВАРЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ




 

 

Определение терминов на французском языке Перевод с французского на русский Обозначение смыслового значения каждого термина
Plie (плие) приседание Вырабатывает гибкость. эластичность, выворотность ног, устойчивость.
Demi- plie (деми-плие) Полуприседание   (маленькое приседание)   Плавное сгибание колен с равномерным упором на обе стопы, выполняется выворотно, без завала на большой палец или мизинец, с плотно прижатыми пятками к полу.
Grand-plie(гранд-плие) Большое приседание Является развитием demi-plie, выполняется с полным сгибанием колен. По всем позициям, кроме П, надо приседать до предела вниз, как бы на низкие полупальцы. Во П позиции пятки от пола не отделяются.
Releve (релеве) Приподнимание на высокие полупальцы и последующее опускание с них на всю стопу    
Battement- tentu (батман- тандю) Выведение ноги по полу Первичный элемент с помощью которого достигается правильное вытягивание всей ноги от колена до кончика пальцев. Скольжение ноги начинается всей ступней с постепенным отделением пятки от пола и выполняется легко, без упора на носок в конечной точке.  
Battement tendu jete (батман тандю жете) Резкий бросок на точку Выброс ноги легким скользящим движением и возвращение ее без задержки в исходную позицию. Опорная нога подтянута в колене и бедре. Обе ноги сохраняют выворотность и точность позиции.
  Пур ли пье Опускание пятки из Bt/ tendu (бт. Тандю) на пол, без переноса на нее тяжести корпуса
Degage (дегаже)   Перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую  
Battement-tendu jete pigue (батман тандю жете пике) Pigue (пике) Маленький «колющий «бросок, который делается носком в пол перед закрыванием ноги в исходную V позицию. Пике можно усложнять переносом ноги по невысокой воздушной дуге (demi – rond)
Demi – rond (деми – ронд) Demi - маленький, rond - круг Маленький круг от одной точки до другой, т.е. из 1 во2, из 2 в 3, исполняется как по полу так и по воздуху, возвращение в исходную позицию..
Par terre (партер) Партер - пол    
Passé (пассе) Пассе - поднимание ноги до уровня колена Пассе - различается трех видов 1. Пассе партер - проведение ноги по полу из т.1 в т.3 через 1 позицию ног и обратно 2Пассе – ретире - проведение ноги с открытым в сторону коленом, спереди - назад и обратно. 3. Основное пассе - исполняется открыванием ноги до уровня колена со стороны впадины коленного сустава, не прикасаясь к нему носком, колено работающей ноги открыто строго в сторону.
Battement tendu pour batterie (батман тандю поур баттери) Подготовительное упражнение для изучения заносок Исх. поз. ног -V.Впереди стоящая нога отбрасывается в сторону на 25, при этом колено, подьем и пальцы вытянуты. Далее она с силой возвращается к опорной ноге в позицию спереди и, слегка приоткрываясь, быстро переводится подле нее в позицию назад. Затем эта же нога вновь энергично отбрасывается в сторону на высоту 25.
Sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) Сокращенно купе Положение сюр-ле-ку-де-пье бывает двух видов - основное и условное. Основное – спереди – обхват - пятка, свод и пальцы свободной ступни плотно обхватывают щиколодку опорной ноги над внутренней лодыжкой. Сзади выполняется на том же уровне, что и спереди, но ступня не обхватывает щиколодку опорной ноги, а только прикасается к ней пяткой. Условное сюр-ле-ку-де-пье - выполняется натянутым подьемом лежащим на щиколодке спереди или сзади.
Preprasion (препрасьон) Подготовка  
Battement frappe (батман фраппе) это движение требует подготовки - bt/ jete в сторону на вторую точку. Резкий удар Быстрое, точное и энергичное сгибание раскрытой (колено точно в сторону) ноги в положении sur le cou-de-pied и такое же ее разгибание. В батмане фраппе применяется основное положение sur le cou-de-pied
Battement fondu (батман фондю) Это движение требует подготовки - bt/ tendu в сторону на вторую точку Одновременное, плавное сгибание и разгибание ног Начинается он с обычной подготовки на 2 позицию носком в пол. Далее исполняется demi- plie на опорной ноге и одновременно подведение рабочей ноги на купе вперед и ли назад, затем выпрямление с деми-плие и одновременное раскрывание рабочей ноги в заданном направлении. При исполнении батмана фондю используется условное положение сюр ле ку де пье.
Double (дубль) двойной  
Petit battement sur le cou-de-pied (пти батман сюр ле ку-де-пье) Четкая смена положения Это движение состоит из быстрой и четкой смены положения сюр ле ку-де-пье спереди в то же положение сзади и обратно, и т.д.
Battement releve lent (батман релеве лян) Плавное поднимание вытянутой ноги через батман тандю При исполнении этого упражнения следует хорошо вытянуть колено, подьем и пальцы. При этом ногу на носке нельзя задерживать, ее движение должно быть непрерывно. Нога фиксируется выворотно, не ослабляя ее натянутость, опускается в исходную позицию плавно, не задерживаясь на носке. Центр тяжести тела должен всегда точно находиться на опорной ноге.
Battement developpe (батман девелопе) Открывание ноги через положение пассе Это движение можно разделить на 4 составные части – сгибание ноги из исходной 5 позиции через купе в положение пассе- основное - дальнейшее раскрывание ноги на 90 – фиксирование раскрытого положения ноги и опускание ее в исходную позицию. Удерживать положение пассе необходимо с силой, выворотно. При раскрывании ноги опускать бедро недопустимо
Rond de jambe par terre (ронд де жамб партер) Это движение требует подготовки (препрасьон) – из 1 позиции деми-плие – далее батман тандю в 4 позицию – выход из деми –плие с переводом работающей ноги во 2 позицию. Большой круг по полу Фактически нога описывает лишь полкруга. Из исходной 1 позиции нога приемом батман тандю отводится вперед в 4 позицию, затем непрерывно двигаясь носком по полу через 2 позицию назад, описывает полукруг и возвращается в исходную 1 позицию.
En dehors (эн деорс) Наружу или вперед  
En dedans (эн деданс) Внутрь или назад    
Rond de jambe en lair (ронд де жамб ан лер) Описание ногой круга в воздухе Начинается движение с раскрытого положения ноги на 2 позицию и поднятой на 45. Сначало нога, сгибаясь в колене, описывает дугообразную линию назад и подводится к опорной ноге в положение пассе. Далее без всякой задержки, вытягивается в колене и возвращается в исходное положение, описывая дугообразную линию вперед – эн деорс - или в обратном направлении – эн деданс
Grand rond de jambe en lair (гран ронд де жамб ан лер) Большая дугообразная линия в воздухе С 5 позиции выполняется бт. Девелепе вперед на 90, затем раскрытая нога переводится через 2 позицию назад в 4 позицию и опускается в исходную позицию и ли при помощи пассе (основного) продолжает это же движение еще раз сначала.
Tombe (томбе) упасть Сначала выполняется девелепе на всей ступне, затем релеве на полупальцы, далее расширенное томбе на раскрытую ногу и мягкое углубленное деми-плие. Другая нога, в этот момент вытянутая в колене, подьеме и пальцах, слегка касается пола носком.
Battement soutenu (батман сотеню) Плавное эластичное открывание ноги через купе Исполняется плавно и непрерывно из 5 позиции. Релеве на полупальцы в исходной позиции, перевод свободной ноги на cou-de-pied (вперед или назад), спуск опорной ноги на деми-плие и одновременное раскрывание свободной ноги на 45 или 90, опускание раскрытой ноги носком в пол (деми-плие сохраняется) подтягивание этой ноги в 5 позицию и одновременный переход опорной ноги на полупальцы
Grand battement jete (гранд батман жете) Большой бросок При выполнении гранд батман жете нога отбрасывается легким скользящим движением ступни по полу и продолжает свой взлет с возрастающей силой, легко и свободно достигая высоты 90, Возвращается нога сдержаннее, легко касаясь носком пола и обычным приемом батмана тендю закрывается в исходную позицию. Весь бросок ноги выполняется энергично, слитно, с вытянутым коленом, подъемом и пальцами, точно по прямой линии вперед, в сторону или назад. Опорная нога должна быть выворотна и хорошо вытянута в колене.
Battement battu (батман батю) Быстрое четкое движение рабочей ноги. Состоит батман батю из непрерывных и очень коротеньких ударов носка рабочей ноги по пятки опорной ноги спереди, упруго стоящей на высоких полупальцах. Корпус удерживается прямо, подтянуто и независимо от быстроты движения рабочей ноги по опорной.
Battement double fondu (батман дубль фондю) Разновидность батмана фондю Позиция для исполнения 5. Движение начинается с деми-плие на опорной ноге, а рабочая нога одновременно исполняет cou-de-pied/ впереди, затем выполняется релеве на полупальцы, но нога не открывается в заданном направлении, а задерживается на cou-de-pied, затем вновь повторяется деми-плие с одновременным выпрямлением рабочей ноги на 45, все завершается релеве на полупальцы в момент окончательного выпрямления раскрывающейся и опорной ноги.
Pirouettes (пируэт) Поворот    
Petit temps releve (петит темпс релеве) Подготовительное упражнение для выполнения больших и малых пируэтов. Исходная положение - 5.поз. Впереди стоящая нога переводится сюр-ле-ку-де-пье вперед, опорная одновременно выполняет деми-плие. Далее без остановки нога с положения купе дугообразным движении ем открывается во 2 поз. на 45, опорная - одновременно вытягивается и поднимается на полупальцы.
Epaulement (эпольман) Полуповорот    
En fase (ан фас) Прямо    
Epaulement croise (эпольман круазе) Закрытые ноги Рабочая нога в 5 позиции закрывает опорную, в полуповороте на 2 или 8 точку зала.
Epaulement efface (эпольман эффасе) Открытые ноги Рабочая нога в 5 позиции стоит за опорной, в полуповороте на 2 или 8 точку зала.
Epaulement ecartee (эпольман экарте) Открывание ноги в сторону т.е. во 2 точку Исполняется как из положения круазе так и из эффасе.
Port de bras (пор де бра)   В классическом танце используется шесть форм пор де бра
Pas coupe (па коупе) Шаг на месте Данный шаг выполняется на месте в виде быстрой смены опорной ноги через 5 позицию. Исходное положение - деми-плие на правой ноге при положении левой на cou-de- pied сзади. Переходный момент - подъем на высокие полупальцы левой ноги и одновременное выпрямление правой из деми-плие с быстрым подниманием ее на cou-de-pied вперед или прямым открыванием на 45. При помощи pas coupe свободная нога как бы подрезает опорную и становится на ее место через 5 позицию.
Pas de bourree (па де буре) Переступание Существует несколько разновидностей этого движения. Все они основаны на переступании ног при помощи pas coupe и pas tombe. Различают 4 разновидности падебуре. Падебуре с переменной ног, падебуре не меняя ноги, pas de bourree dessus и pas de bourree dessous.
Pas balance (па балансе) Равномерное переступание ног и небольшое покачивание корпуса, головы и рук. Начинается оно с деми-плие по 5 позиции. Стоящая сзади нога скользящим движением отводится в сторону, одновременно опорная нога вытягивается в колене. Затем на раскрытую ногу осуществляется переход в деми-плие и подведение свободной ноги в положение сюр-ле-ку-де-пье сзади. Далее исполняется переступание на полупальцы и поднимание опорной ноги в положение sur le cou-de-pied спереди. На освободившуюся ногу делается еще раз деми-плие и перевод опорной ноги в положение sur le cou-de-pied сзади.
Прыжки классического танца подразделяются на пять групп. 1. Прыжки с двух ног на две ноги. 2.Прыжки с двух ног на одну 3. Прыжки с одной ноги на две 4. Прыжки с одной ноги на другую 5. Прыжки с одной ноги на ту же ногу  
Прыжки с двух ног на две ноги Temps sauté (соте) Shangement de pied (шажман де пье) Soubresaut (субрисон) Pas echappe (па эшаппе)  
Temps saute Прыжок по заданной позиции Выполняется соте по 1,2 или 5 позиции и, как все последующие прыжки, в зависимости от высоты взлета подразделяются на малые - petits и большие - grands. Petit temps sauté - заключается в том, что исходная позиция ног на маленьком взлете выдерживается до завершающего деми-плие. Grand temps sauté - исполяется на углубленном деми-плие и на предельной высот е взлета.
Changement de pied Из пятой в пятую Petit changement de pied - во время предварительного деми-плие в 5 позиции происходит толчок, затем маленький взлет, на котором ноги очень незначительно разъединяются и вновь соединяются к моменту завершающего деми-плие. Grand changement de pied - выполняется по всем правилам малого прыжка, но сила толчка и высоты взлета предельно увеличивается.
Soubresaut (субресон) Продвижение по диагонали Исполняется по 5 позиции. В момент взлета ноги плотно прижимаются одна к другой и отбрасываются назад, при завершении прыжка вновь принимают отвесное положение. Корпус во время начального деми-плие слегка подается вперед а затем на взлете одновременно с ногами сильно откидывается назад.
Pas echappe (па эшаппе) Из позиции в позицию (из 1 во 2 и назад в 1 или из 5 во 2 и назад в 5) Petit pas echappe - на первом малень-ком прыжке ноги, разъединяясь переводятся на 2 позицию. На втором маленьком прыжке они вновь соединяются в исходную позицию. Каждый прыжок начинается с днми-плие и им заканчивается, на каждом прыжке ноги вытягиваются в колене, подъеме и пальцах. Petit pas echappe может исполняться с 5 поз. В 4 поз. на croise. Grand pas echappe - исполняется на углубленном деми-плие и предельно высоком прыжке, причем на первом взлете ноги сохраняют 5 поз. до его кульминации, после чего они переводятся во 2 или 4 позицию. На втором прыжке, фиксируя 2 позицию, ноги соединяются к моменту завершющего деми-плие.
Прыжки с двух ног на одну Sissonne simple (сиссон семпль) Sissonne tombee (сиссон томбе) Sissonne ouverte (сиссон уверт) Sissonne fermee (сиссон ферме) Pas faille (па фаи) Rond de jambe en lair saute (ронд де жамб ан лер соте)  
Sissonne simple (сиссон семпль)   Исходная поз. ног 5, epaulement croise/Ноги на взлете соединены вмес те. При завершении прыжка одна нога выполняет деми-плие - другая - занимает положение сюр-ле-ку-де-пье спереди или сзади. Руки фиксируют положение подготовительной позиции.
Sissonne tombee (сиссон томбе)   Исходная поз. ног 5, epaulement croise. Выполняется взлет, ноги соединены вместе в 5 поз. Прыжок завершается как в sissonne simble, но нога переходящая в положение сюр-ле-ку-де-пье, не задерживается, а непрерывно и с некоторым опозданием, скользнув носком по полу, раскрывается croise вперед на деми-плие. Руки на взлете переводятся из подготовительного положения в 1 поз., при выполнении томбе занимают положение третьего арабеска.
Sissonne ouverte (сиссон уверт)   Petite sissonne ouverte выполняется во всех позах на 45. Исходная поз. ног 5.Удерживается она и на взлете. В момент завершения прыжка одна нога выполняет деми –плие, другая одновременно через положение сюр-ле-ку-де-пье открывается приемом девелоппе в требуемую позу. Grande sissonne ouverte - выполняется на предельной высоте взлета и заканчивается в позах на 90. Sissonne ouverte par jete - разновидность сиссон уверта, которая выполняется приемом жете. В данном случае нога раскрывается не приемом девелоппе, а отбрасывается на 45 или 90 прямо с 5 поз. и одновременно со взлетом.
Sissonne fermee (сиссон ферме)   Данное движении е является дальнейшим развитием sissonne ouverte par jete в его финальной части, когда раскрытая нога на завершающем днми-плие закрывается в 5 поз., а не остается открытой на 45 и ли 90.
Pas faille (па фаи)   Данное движение относится к сиссон ферме, но заканчивается оно не в 5, а в 4 поз. Pas faille выполняется обычно на небольшом прыжке в основном вперед, реже назад. Исходная поз. ног – 5, эпольман круазе. Делается взлет, вл время которого вся фигура поворачивается на эффасе с одновременным открыванием ноги назад. Когда начинается завершающее деми-плие, раскрытая нога легким скользящим движением переводится через 1 поз. на круазе и на нее одновременно передается тяжесть корпуса. Таким образом, все движение оканчивается на одной ноге в деми-плие, другая нога остается вытянуто2й назад, касаясь носком пола и, наконец, подтягивается в 5 поз. назад приемом па ассамблее.
Rond de jambe en lair sauté (ронд де жамб ан леер соте)   Данное движение выполняется на основе сиссон уверт па жете про 2 поз. с добавлением на взлете одного или двух ронд де жамб ан леер на 45
Прыжки с одной ноги на две Pas assemble (па ассамбле) Исполняется это движение на малом и большом прыжке с броском ноги по 2 или по 4 позиции. Petit pas assemble по 2 поз. Исх. поз. 5, правая нога впереди. Перед прыжком, во время деми-плие следует перенести тяжесть корпуса на правую ногу, с которой осуществляется толчок. Одновременно с этим толчком левая нога отбрасывается скользящим движением в сторону на 45. Правая нога, осуществляющая толчок, с силой вытягивается,, сохраняя отвесное положение. С кульминации взлета раскрытая нога начинает возвращаться к другой ноге и в момент завершения прыжка соединяется с ней в 5 поз. спереди. Petit pas assemble по 4 поз. выполняется тем же приемом с отведением ноги вперед или назад. Double assemble - в данном случае прыжок выполняется дважды с одной и той же ноги по 2 или 4 поз. При выполнении double assemble в сторону позиция меняется только на втором прыжке, при выполнении движения по 4 поз. оба прыжка повторяют исходную позицию. Grand pas assemble - отличается от своей малой формы тем, что исполняется с броском ноги на 70, с продвижением по диагонали и на предельно высоком взлете, во время которого ноги соединяются в 5 поз. и так удерживаются до завершающего деми-плие. Grand pas assemble по 4 поз. с продвижением назад обычно не выполняют.
Прыжки с одной ноги на другую Pas jete (па жете) Pas glissade (па глиссад) Pas chasse (па шассе) Pas de basque (па де васк) Pas emboite (па амбуатте)    
Pas jete (па жете) Движение подразделяется на малую и большую форму Petit pas jete - исполняется эта форма на малом прыжке, в малых позах с броском ноги по 2 поз. так же, как petit pas assemble, но с окончанием в положение сюр-ле-ку-де-пье, то есть во время деми-плие по 5 поз. стоящая сзади нога скользящим движением ступни по полу отбрасывается по 2 поз. на 45, другая нога одновременно и с силой делает прыжковой толчок. На взлете обе ноги вытягиваются, фиксируя четкость и законченность своего движения. На завершении прыжка нога, исполняющая прыжок по 2 поз., мягко возвращается на место ноги, совершавшей толчок, другая нога в этот момент точно занимает положение сюр-лу-ку-де-пье сзади. В обратном направлении petit pas jete начинается ногой, стоящей спереди в 5 поз., и завершается сюр-ле-ку-де-пье спереди. Petit pas jete с продвижением исполняется по 2 или 4 поз. Если в обычном pas jete нога, выполняющая толчок, во время взлета сохраняет отвесное положение, а другая отводится на 45, то здесь обе ноги фиксируют раскрытый шаг, примерно на 60 -70, все остальные правила сохраняются полностью. Petit pas jete по 4 поз. исполняется с продвижением вперед или назад. Grand pas jete - выпоняется с продвижением на высоком прыжке, во время которого фиксируются большие позы по 4 и по 2 поз. Нога выполняющая бросок на взлете, как правило, должна достигать высоты 90, толчковая нога – 60, в момент кульминации взлета обе ноги фиксируют шаг по отношению к поверхности пола в 150, не больше. При завершении прыжка нога, идущая на деми-плие, снижается на уровень 45, а другая удерживается на 90. Pas jete passé - выполняется на большом прыжке, в больших позах по 4 поз. croisee, effacee, arabesgue и attitude. Ноги на прыжке выполняют два броска приемом grand bt/ jete вперед или назад. Первый бросок производится с 5 поз. в момент толчка, второй на взлете. После кульминации прыжка нога, выполнявшая первый бросок, начинает опускаться на деми-плие, другая продолжает подниматься на 90.В целом pas jete passe следует выполнять слитно, мягко и четко по рисунку, особенно финальную часть.
Pas glissade (па глиссад) Данное движение исполняется на минимальном скользящем прыжке с продвижением в сторону, вперед или назад. Исходная поз. ног 5, эпольман круазе. Выполняется деми-плие, затем впереди стоящая нога скользящим движением отводится на 2 поз., другая нога одновременно выполняет прыжковой толчок. На взлете обе ноги вытягиваются с минимальным от –делением пальцев от поверхности пола. В момент завершения pas glissade нога, начинающая его, переходит в деми-плие без дальнейшего продвижения, другая, скользя, подтягивается в 5 поз. назад. На взлете руки из подготовительного движения приподнимаются во 2 поз., на завершающем деми-плие они опускаются в исходное положение. Pas slissade может выполняться с продвижением вперед и назад в малые позы croisee и efface.
Pas chasse (па шассе) Выполняется данный прыжок по 5 позиции с последующим движением ног по 2 или 4 позиции. Исходная поз. ног 5, эпольмапн круазе. Вначале делается sissonne tombee вперед на efface, затем последующий взлет с продвижением, во время которого нога, находящаяся сзади, подтягивается к толчковой ноге и соединяется с ней отвесно в 5 позиции. Далее делается выход из прыжка в 4 поз., как в sissonne tombe, и pas chasse повторяется, заканчиваясь petit pas assemble вперед. Затем упражнение делается с другой ноги и обратно. Руки на sissonne из поготовительного положения поднимаются 1 поз. На tombee рука, соответствующая вытянутому вперед плечу, остается в 1 поз., другая - отводится во 2 поз. На двух последующих pas chasse они сохраняют занятые позиции, на pas assemble опускаются в подготовительное положение.
Pas de basque (па де баск) Относится к сложным движениям классического танца и подразделяется на малую и большую форму. Petit pas de basque - исх. поз. ног 5, эпольман круазе. Одновременно с выполнением деми-плие нога, стоящая впереди, скользящим движением вытягивается на круазе вперед, описывая носком по полу круг андеор на 2 поз. Другая нога остается на деми-плие. Далее на отведенную ногу исполняется прыжок на деми-плие и скользящий перевод свободной ноги через 1 поз. на круазе вперед, опорная нога продолжает оставаться на деми-плие. Затем делается переход на отведенную вперед ногу и с небольшим скользящим продвижением па асссамбле в 5 поз. назад. Grand pas de basque - выполняется на одном большом и одном малом прыжке с двумя бросками ног на 90. Из деми-плие в 5 поз. нога, стоящая впереди, приемом rond de jambe jete описывает большой полукруг эндеорс до 2 поз. на 90.Одновременно осуществляется прыжок с продвижении ем на раскрытую ногу, другая, сгибаясь в положении у колена (пассе), раскрывается на 90 круазе вперед. Далее выполняется переход вперед на круазе и па ассамблее как в petit pas de basque.В обратном направлении это движение выполняется с полукруглым броском ноги на эндеданс и вторым броском круазе назад. Изучается это движение слитно, в несколько замедленном темпе. Муз. Размер 3-4. Пертвый прыжок затактный.
Pas emboite (па амбуате) Исполняется на месте, на минимальном прыжке в положении sur le cou-de-pied назад или вперед. Исх. поз. ног 5, эпольман круазе. Нога стоящяя сзади, одновременно с деми-плие на опорной ноге поднимается сюр-ле-ку-де-пье назад. Далее осуществляется взлет, на котором обе ноги вытягиваются и меняются местами через 1 поз. Завершается прыжок на другую ногу, а нога выполнявшая толчок в этот момент переводится сюр-ле-ку-де-пье.
Прыжки на одной ноге Temps leve (темп леве) Pas ballonne (па баллонне) Cabriooole (габриоль)  
Temps leve simple (темп леве семпль)   Прыжок выполняется с отвесно вытянутой ногой при положении другой сюр-ле-ку-де-пье спереди или сзади. Руки фиксируются в подготовительном положении или одна рука в 1 поз., а другая во 2 поз. Движение это рекомендуется повторять несколько раз подряд, отрабатывая силу толчка и легкость взлета. Temps leve tombe - отличается от предыдущего лишь тем, что завершается переходом во 2 или 4 поз., как при выполнении sissonne tombe. В момент взлета одна нога удерживается в положении сюр-ле-ку-де-пье, другая - отвесно. Затем осуществляется завершение прыжка на толчковую ногу в деми-плие, вытягивание ноги, находящейся в положении сюр-ле-ку-де-пье, и переход на эту же ногу приемом pas tombe. Temps leve в позах - прыжок исполняется во всех позах на 45 или 90, на малом или на высоком взлете (например в 1 арабске). Temps leve с переменой поз - начинается этот прыжок с одной позы, а заканчивается в другой. Например, с позе третьего арабеска выполняется взлет, во время которого раскрытая нога переводится через положение пассе на эфассе вперед, что совпадает моментом завершения прыжка.
Pas ballonne (па баллонне) Прыжок выполняется с раскрыванием и последующим сгибанием свободной ноги в положение сюр-ле-ку-де-пье. Pas ballonne подразделяется на малую и большую форму. Исх. поз. ног 5, эпольман круазе. Нога, стоящая впереди, одновременно со взлетом, скользящим движением вскидывается круазе вперед на 45 и на завершающем деми-плие сгибается в положение сюр-ле-ку-де-пье. Grand pas ballonne - исполняется на большом прыжке и на больших позах. Нога взлетая, раскрывается на 90 с повышенного положения пассе и в него же сгибается.
Cabriole (габриоль) Если temps leve в позе усложнить ударом вытянутых ног, получается cabriole Выполняется это движение во всех позах на 45 и 90 с одним или двумя ударами (double) на малом и большом прыжках. Например, прыжок в 1 арабеске, габриоль и приземление.
Batteries (батерис) - заноски Royal (роаяль) Pas battus (па батю) Brise (бризе) Заноски - это быстрые и четкие удары одной ноги о другую, которыми усложняются некоторые прыжки. В заноске активно участвуют обе ноги, недопустимо чтобы одна из них оставалась пассивной. Так как заноску можно выполнять только вытянутыми ногами, то осложняются лишь те прыжки, где ноги на взлете не сгибаются. Осложненные заносками прыжки temps sauté, changement de pied и sissonne simple называется entrechats (энтрекатс). Внесение заносок в другие прыжки, где ноги до взлета или после него раскрываются, обозначаются добавлением battu (батю) к названию самого движения, например - echappe battu, assemble battu, jete battu, sissonne ouverte battu и т.д.
Royal (роаяль) Осложненное одной заноской petit changement de pied Исх. поз. ног 5. Ноги слегка приоткрываются, повторяют исходное положение, вновь приоткрываются и, заканчивая прыжок, меняются местами. Таким образом, перемена ног одна и осуществляется она при завершении прыжка.
Pas battus (па батю) Все прыжки, начинающиеся или заканчивающиеся раскрыванием ног, обозначаются с добавлением battus. Pas battus подразделяются на простые и сложные, на прыжки выполняемые с одной или двумя заносками. Petit pas echappe battu - в этом движении два прыжка, каждый из ни х осложняется одной заноской. Первая выполняется с переменной ног и последующим раскрывании ем их во 2 поз., вторая – со 2 поз., повторяя на взлете исходную 5 поз. с последующей переменой ног. Grand pas echappe battu - данное движение выполняется с двойной заноской на предельно высоком прыжке. К этим движениям относятся - sissonne ouverte battu, assemble battu, jete battu, ballonne battu, temps leve battu.
Brise (бризе) Заноска эта имеет две формы окончания - а. в 5 позицию б. на одну ногу dessus – dessous. Brise в 5 поз. Данное движение похоже на малое assemble battu. Бросок ноги выполняется на 45, но не в сторону, а на эффассе вперед ногой, стоящей сзади в 5 поз., или наоборот, ногой, сьлящей спереди, енсли бросок делается назад на эффасе, прыжок делается не на месте, а с продвижением в направлении броска ноги. Заноска начинается не со 2 поз, а с 4 поз.. Конечное закрывание ноги происходит в ту же 5 поз. с которой начинался прыжок, то есть без смены ног.
Малые позы Позы arrondie (аронди) позы allongee (аленьже) 1-2-3-4 arabesque Приступать к изучению малых поз можно лишь когда учащиеся достаточно хорошо усвоят элементарную постановку всей фигуры и все движения экзерсиса, при помощи которых будут выполняться эти позы.
Позы arrondie (аронди) Поза croisee вперед и назад Поза efface вперед и назад Поза ecartee вперед и назад  
Поза croisee (круазе) вперед и назад   Исх. поз. ног 5, правая нога стоит впереди, эпольман круазе. Вначале руки из подготовительного положения переводятся в 1 поз. Далее одновременно правая нога отводится круазе вперед, правая рука открывается во 2 поз., левая – в 3 поз. Корпус удерживается на опорной ноге прямо и подтянуто.Затем левая рука раскрывается во 2 поз. и вместе с правой опускается в подготовительное положение. Отведенная нога одновременно возвращается в 5 поз. Поза круазе назад выполняется по тем же правилам, но с отведением ноги назад.
Поза efface (эффасе)вперед и назад   Исх. поз. ног 5, правая впереди, эпольмиан эффасе. Вначале поднимаются руки из подготовительного положения в 1 поз. Далее одновременно нога отводится вперед, левая рука переводится в 3 поз., правая - во 2 поз. Корпус, сохраняя подтянутость, чуть отклоняется от раскрытой ноги. Затем рука из 3 поз. переводится во 2 поз. и руки опускаются в подготовительное положение. Поза эффасе назад выполняется в том же плане, но нога открывается назад, корпус и голова во время фиксации позы очень незначительно подаются вперед на опорную ногу.
Поза ecartee (экарте) вперед и назад   Исх. поз. ног 5, правая впереди, эпольман круазе. Руки из подготовительного положения переводятся в 1 поз. Далее одновременно правая нога отводится по диагонали вперед (во 2 точку), правая рука поднимается в 3 поз., левая - во 2 поз. Корпус подтянут и слегка подается на опорную ногу. Так завершается и фиксируется эта поза.В конце правая рука переводится из 3 поз. во 2 поз. Руки опускаются в подготовительное положение. Поза экарте назад выполняется по тем же правилам, но нога отводится назад по диагонали и голова поварачивается к раскрытой руке во 2 поз. в момент фиксации позы.
Позы allongee (аленже)   Позы, выполняемые приемом arrondie или allongee аналогичны по своему построению и отличаются только поворотом кисти в позах. Позы экарте, в которых руки фиксируются в 1 и 2 позициях или 1 и 3 позициях, не выполняются приемом аленже, так как линии устремленных рук и отведенной ноги не совпадают, не гармони руют с общим строем данной позы. Такие позы могут выполняться приемом аленже лишь с отведенной ногой по 4 позиции вперед или назад.
Первый arabesque (арабеск)   Исх.поз. ног 5, правая впереди, эпольман эффасе. Вначале руки из подготовительного положения поднимаются в 1 поз., голова слегка склоняется вперед и вправо. Одновременно левая нога отводится назад, правая рука задерживается в 1 поз., левая отводится во 2 поз., локти плавно вытягиваются но не до конца, кисти поворачиваются ладонями вниз, свободно выпрямляясь в пальцах, голова приподнимается, взгляд устремлен на кисть правой руки. Так строится и фиксируется первый арабеск. Затем руки одновременно и плавно опускаются в подготовительное положение, голова занимает исходный поворот, нога возвращается в 5 поз.
Второй arabesque (арабеск)   Выполняется про той же схеме, но в 1 поз. фиксируется левая рука, во 2 поз. - правая. Правое плечо слегка отводится назад, голова поворачивается в сторону левого плеча. Заканчивается второй арабеск также как и первый.
Третий arabesque (арабеск)   Выполняется с эпольмана круазе по схеме второго арабеска, но оба плеча удерживаются здесь ровно, голова повернута на кисть левой руки. Заканчивается третий арабеск, так же как оба предыдущих.
Четвертый arabesque (арабеск)   Выполняется с эпольмана круазе по схеме первого арабеска, но левое плечо здесь отводится назад, корпус несколько прогибается назад, голова повернута к правому плечу. Заканчивается данный арабеск так же, как и все остальные. Когда все малые поза будут хорошо усвоены, можно приступать к выполнению их на деми-плие и релеве на полупальцы – вначале у станка, затем на середине зала. Выполнение малых поз на деми-плие увеличивает степень отведения раскрытой ноги от опорной на 45, а в сочетании малых поз с релеве на полупальцах она отделяется от пола и слегка увеличивает угол отведения ноги, примерно до 25.
Средние позы   Построение срендних поз отличается отт малых лишь тем, что отведенная нога фиксируется не на 22, а на 45 и тем, что вся фигура танцовщика приобретает более приподнятый и устремленный характер.
Большие позы   Большие позы классического танца по своему строению отличаются от малый и средних тем, что нога в них отводится на 90 приемами battement releve lent. battement developpe или jete. Выполняются эти позы в более устремленном и крупном пластическом рисунке.

 

 

СЛОВАРЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

для учащихся объединений отдела хореографии

ЦДТ «Приокский»

 

 

Педагог дополнительного образования

ПРОШИНА С.И.

 

г. Рязань

2011 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: