Специфика расчёта проезжей части заключается в том, что сечение элемента ориентировано перпендикулярно оси моста.
Рисунок 75. Схема для расчёты плиты балластного корыта.
Для расчётной схемы вырезается один погонный метр конструкции, все нагрузки собираются с этого метра, и рассчитываемое сечение также ограничено этим метром. Конструкция представлена на рисунке Рисунок 75. Такое упрощение оправдано тем, что все нагрузки (как постоянные, так и временные) у нас погонные. Именно же метр выбран для упрощения расчётов, чтобы умножать или делить на единицу.
В разрезных балках участок плиты в середине пролёта и над опорой имеют разные условия закрепления, которые опускаются при таком «вырезании». Также игнорируются напряжения в плите, возникающие вдоль оси моста и как следствие не учитываются эквивалентные напряжения. Расчёт сводится к плоскому напряжённому состоянию.
Разрушение может произойти в корне внутренней или внешней консоли. На рисунке Рисунок 76 показаны характерные сечения для расчёта плиты. В сечениях I (в начале вута) меньше момент, и высота сечения меньше. В сечениях II момент больше, но и больше высота сечения. Заранее сказать, какое сечение окажется наиболее опасным невозможно, поэтому обычно проверяют несколько сечений включая промежуточные между I и II.
Рисунок 76. Сечения для проверки плиты.
В практике проектирования существует метод, по которому усилия определяются в корне консоли (на рисунке Рисунок 76 сечения II), а высота сечения при его расчёте берётся как dплиты +1/3rвута. В дальнейшем будем описывать определение усилий именно по сечению II, по сечению же I они находятся аналогично.
На консоль действуют нагрузки указанные в таблице Таблица 15 и на рисунке Рисунок 77. Величина их рассчитывается исходя из объёмного веса материала и размеров конструкции.
Таблица 15
Название нагрузки | Обозначение | Величина (кН/м, кН) | Коэфф. надёжности γfg |
Вес плиты | gс.в. | 24,5∙dплиты∙1 | 1,1 |
Вес бортика | Gборт. | 24,5∙Аб∙1 | 1,1 |
Вес тротуара | gтрот | (2,28 - 2,95)/T* | 1,1 |
Вес перил | Gпер | 0,7 | 1,1 |
Вес балласта | gбал | 19,62∙hбал | 1,3 |
Гидроизоляция | gгд | 9,81*hгд** | 1,3 |
Примечания к таблице: * - в зависимости от конструкции. Также может быть представлена как сосредоточенная сила по оси тротуара;
** - толщина гидроизоляции 0,5-1см. Совпадает по расположению с нагрузкой от балласта.
Рисунок 77. Нагрузки, действующие на консоль плиты.
Нормативный вес временной нагрузки при расчёте плиты поперёк движения принимается равным 19,62∙К, где К – класс нагрузки. Длина распределения временной нагрузки через балласт определяется по двум вариантам:
1. для свежеотсыпанного балласта lрасп = 2,7+2∙h’бал;
2. для слежавшегося балласта lрасп = 2,7+h’бал.
, где 2,7 – длина шпалы, h’бал – толщина балласта под шпалой. В любом случае длина распределения давления должна быть меньше ширины балластного корыта.
Необходимо проверять усилия по двум вариантам распределения нагрузки. Для внутренней плиты наибольшее усилие даёт второй вариант, для внешней – обычно первый.
Фактическое распределение давления от шпалы далеко от равномерно распределённого (рисунок Рисунок 78). Оно зависит не только от толщины и свойств балласта, но и характеристик шпалы (деревянная или железобетонная). Распределение давление имеет максимумы под креплением рельс и минимумы в середине и на концах шпалы. Так как консоли балластного корыта не попадают на максимум фактического давления, то усреднение здесь идёт в запас.
Рисунок 78. Фактическое распределение давления через балластную призму.
Длина загружения λ для определения коэффициентов (1+μ), γfv и ε условно принимается равной нулю.
В качестве примера найдём поперечную силу в корне внутренней консоли по расчёту на прочность.
Будем учитывать постоянную нагрузку от собственного веса плиты (толщиной 15см), гидроизоляции (толщиной 1см) и балласта (толщиной 40см). Длина внутренней консоли a1 = 0,5м.
Вес плиты –
Вес гидроизоляции –
Вес балласта –
γfv = 1,3 и ε = 1,0
=
В некоторых конструкциях плита балластного корыта не является консолью, а представляет собой неразрезную систему (рисунки
Рисунок 79 - Рисунок 81).
В таком случае плита между балками рассчитывается по модели балки на двух опорах с расчётным пролётом равным расстоянию в свету между балками - lп. К полученным же «балочным» усилиям вводятся коэффициенты, переводящие усилия в разрезной схеме в усилия в неразрезной. Коэффициенты kI и kII к сечениям в середине плиты и в заделке определяются по таблице Таблица 16 в зависимости от параметра n1.
Рисунок 79. Конструкция балластного корыта с бетонируемым швом, линия влияния в разрезной системе и огибающая в неразрезной.
Таблица 16
Расчётное сечение | n1 < 30 | 30 ≤ n1 ≤ 100 | n1 > 100 | |||
kI | kII | kI | kII | kI | kII | |
В середине пролёта плиты | +0,50 -0,25* | - | +0,60 -0,25* | - | +0,70 -0,25* | - |
В заделке у промежуточных балок | - | -0,80 +0,25 | - | -0,80 +0,25 | -- | -0,80 +0,25* |
В заделке у крайних балок | - | -0,80 | - | -0,65 | -- | -0,50 |
* для пролётных строений без диафрагм.
n1 (см2) зависит от соотношения жесткостей плиты и крутильной жёсткости балки пролётного строения.
, см2
, где D – цилиндрическая жёсткость плиты. ;
E – модуль упругости материала (в зависимости от класса бетона);
δ – толщина плиты;
G – модуль сдвига. , по СП – G = 0,4∙E.
μ – коэффициент Пуассона μ = 0,2 (по СП).
Jk – момент инерции при кручении, определяется как сумма моментов инерции прямоугольников, на которые мы разбиваем сечение балки - ; (bi – большая сторона прямоугольника, hi – меньшая, так что bi/hi ≥ 1).
Такой расчёт больше характерен для автодорожных пролётных строений. Так что пример на определение усилий в такой схеме будет дан в следующей главе.
Для конструкций с ездой без балласта (рисунок Рисунок 80) усилия определяются аналогично и с тем же динамическим коэффициентом. Временная нагрузка передаётся на балку металлическими скреплениям с резиновыми прокладками, на которые укладываются рельсы. Нормативный вес временной нагрузки при расчёте плиты поперёк движения здесь больше – 24,5∙К/2, где К – класс нагрузки (вес дан от одного колеса).
Для таких конструкций отдельно должен рассматриваться случай схода поезда с рельс (рисунок Рисунок 80), так как случай обычной эксплуатации практически не даёт усилий в плите, из-за того, что рельсы обычно установлены непосредственно над балками.
Определение усилий производится в зависимости от расположения охранных приспособлений, динамический коэффициент для этого случай принимается равный 2,0. Такой случай учитывается только в расчёте на прочность.
Рисунок 80. Конструкция с ездой без балласта. Случай схода поезда.