Основные теории лидерства.




Издавна люди пытались найти ответ на вопрос, каким набором конкретных качеств должен обладать руководитель, чтобы эффективно управлять подчиненными. В древности существовала притча о том, что в начале Бог наделил человека тремя основными качествами: та­лантом, волей и порядочностью. А затем по каким-то неведомым нам причинам, передумал и оставил каждому представителю рода челове­ческого только по два качества. Говорят, что с тех по и ходят по Земле: порядочные и волевые, но бесталанные; талантливые и поря­дочные, но безвольные; волевые и талантливые, но непорядочные. Каждый же руководитель в силу своей профессиональной деятельнос­ти, обязан обладать и организаторским талантом, и развитой волей, и безупречной порядочностью. Как же добиться гармонии в сочетании этих "первоначально данных" качеств? Каковы их слагаемые?

Различные ученые пытались выделить необходимые черты или ха­рактеристики, которыми должен обладать тот или иной руководитель. Этой проблеме уделяется пристальное внимание, прежде всего в зару­бежной психологии управления. Первоначально научные поиски нашли свое воплощение в так на­зываемой "теории черт" (иногда ее называют "харизматической" теорией, от слова "харизма", то есть нечто снизошедшее на человека от бога).

В соответствии с этой теорией лидером, руководителем не может быть любой человек, но лишь такой, который обладает опреде­ленным набором врожденных личностных качеств, набором или сово­купностью определенных психологических черт. Управление это не наука, а своеобразное искусство, утверждают сторонники этой тео­рии. Управленец - это своего рода артист, деятельность которого основывается на его врожденном таланте. "Никто не может научиться руководить, и мы не верим, чтобы этому можно было обучить, - ут­верждал американский психолог Д.Бойд. - Искусство руководства не является чем-то, чему можно научиться извне; оно идет от вашего сердца и собственной силы". Аналогичную позицию занимал Е.Шума­хер, отмечавший, что действия по осуществлению руководства "от­носятся скорее к области поэзии, нежели к точным наукам".

На основе приведенных взглядов позднее формируются теории "элиты и толпы". Согласно им, обязательным условием жизни всякого общества выступает его дифференциация на два слоя - на "элиту", привилегированную правящую группу, члены которой призваны руково­дить, и на "толпу", остальную массу людей, которые слепо идут за лидерами.

Согласиться с такой точкой зрения - значит признать ненужны­ми попытки выявить закономерности эффективного управления, ка­чества, которыми должен обладать руководитель. Однако изучение практики показывает, что определенные закономерности существуют, типичные черты есть. Вот почему позднее психологи-бихевиористы обосновывают положение о том, что лидерские черты нельзя считать всецело врожденными. Некоторые из них могут быть приобретены в результате обучения и накопления опыта. В этом направлении проводятся многочисленные исследования, направленные на выявление универ­сальных черт, которые с необходимостью должны быть свойственны лидерам.

Особенно тщательно наборы черт разрабатывались в США, потому что они должны были стать основанием для построения системы тес­тов для отбора лиц, "годных" для руководства. Однако вскоре выяс­нилось, что задача эта трудно разрешима. Начав с нескольких фун­даментальных качеств, ряд ученых в процессе исследования довели их количество до двух сотен и более. В 1940 г. американский психолог К.Бэрд составил список из 79 черт и качеств, упоминаемых различ­ными исследователями как "лидерских".

Однако его смутил "разброс" этих черт у разных авторов: 65 % названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16-20 % - дважды, 4-5 % - трижды и лишь 5 % черт были названы четыре раза. Кроме того, нельзя было сбрасывать со счетов и такое наблюдение из практики осуществления руководства: имелось немало случаев, когда лица, не обладающие "важнейшими чертами", успешно справля­лись со всеми функциями лидера. Напротив, наличие этих черт не всегда превращало человека в эффективного лидера. Все это обусло­вило появление других точек зрения.

Достаточно распространенной в зарубежной психологии является "ситуационная теория". В ней акцент переместился с черт лидера на анализ ситуации и объекта управления, то есть лидерство возникает как ответ на требование ситуации. Другими словами, в данном под­ходе преуменьшается роль активности личности, ее черт и в ранг высшей силы возводятся обстоятельства.

Черты рассматриваются лишь как одна из "ситуационных" пере­менных. К числу других относятся: размер и структура организации, вид выполняемой деятельности, индивидуальные особенности членов организации (в частности, их ожидания), время принятия решений, психологический климат организации и др. В одних условиях от ли­дера требуется одна линия поведения, в других - совсем иная. Поэ­тому ребенок может быть лидером во дворе, но ведомым - в классе, а руководитель - лидером на работе, но не в семье.

Однако часто встречаются люди, чья компетентность вполне удовлетворяет требованиям ситуации, они являются хорошими профес­сионалами, но не способны к руководящей деятельности. Кроме того, на практике при изменении задач, стоящих перед организацией, а, следовательно, при изменении ситуации, слишком частой смены лиде­ров не происходит. При всех очевидных недостатках "ситуационной теории", прогрессивным является признание того, что для лидерства важны не только определенные качества личности, но и другие фак­торы.

В настоящее время в западной социальной психологии доминиру­ющей является "синтетическая концепция лидерства". Согласно этой теории лидерство есть процесс организации межличностных отношений в организации, а лидер является субъектом управления этим процес­сом. При таком подходе лидерство является функцией группы, поэтому и изучать его необходимо, прежде всего, с точки зрения целей и задач группы. Вместе с тем, личность лидера, его качества не должны сбрасываться со счета.

Следовательно, эта теория отличается комплексным подходом ко всему процессу управления. На характер осуществления лидерской роли оказывает влияние взаимосвязь трех переменных: качества ли­дера, качества последователей или ведомых и характер ситуации, в которой осуществляется лидерство. С одной стороны, лидер воздейс­твует на ведомых и ситуацию, с другой - столь же существенны и их воздействия на лидера.

2.4 Подходы к определению профессионально-важных качеств ру­ководителя

Противоречивость и разноголосица среди психологов лишь под­черкнула актуальность проблемы выявления необходимых управленчес­ких качеств, благодаря которым обеспечивается эффективность сов­местной деятельности. В ходе многочисленных психологических исс­ледований установлено, что в управленческой деятельности руково­дителей разных рангов есть ряд совпадающих характеристик, позво­ляющих смоделировать его основные качества. У различных авторов наиболее часто встречаются следующие:

· интеллект. Он должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности. Существенной является способность к решению сложных и абстрактных проблем;

· инициатива и деловая активность. Предполагает наличие мо­тива к действию, самостоятельность и находчивость;

· уверенность в себе, связанная с высокой самооценкой компетентности и высоким уровнем притязаний;

· так называемый "фактор геликоптера", или способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте.

Ряд эмпирических исследований подводит к несколько иному на­бору качеств. Ученые Ч.Магерисон (Австралия) и Э.Какабадзе (Вели­кобритания) опросили более 700 руководителей компаний в различных от­раслях с целью выявления ключевых качеств перспективных руководителей. Среди первых шести были следующие:

· умение работать с людьми и делегировать своим подчиненным ряд своих полномочий;

· готовность рисковать и брать ответственность за это на се­бя;

· активность (жизненная и управленческая);

· приобретение основательного управленческого опыта до 35 лет;

· умение при необходимости легко менять стиль управления;

· семейная поддержка. Но самыми важными качествами были призваны первые два.

Признавая многообразие научно-практических подходов к реше­нию этой проблемы, остановимся на двух отечественных моделях про­фессиограмм руководителя (под профессиограммой мы понимаем систе­му требований, предъявляемых определенной деятельностью, в данном случае, управленческой, к человеку).

В профессиограмме руководителя, предложенной В.М.Шепелем, три блока качеств руководителя. К общим качествам отнесены

· не­заурядный интеллект,

· фундаментальные знания,

· достаточный опыт.

Второй блок включает следующие конкретные качества:

· идейно-нравственные, которые выражают мировоззрение, культуру, моральную мотивацию действий личности, ее гражданские ка­чества;

· научно-профессиональные качества включают знания опыт, характеризующие технико-экономическую и управленческую компетент­ность, теоретический и практический уровень своей компетентности;

· организационные качества включают все, что связано с умением подбирать и расставлять кадры, планировать их работу, обес­печивать четкий контроль и т.д.;

· психофизические качества включают соматические и психические данные, которые необходимы работнику управленческой профессии (хорошее здоровье, склонность к системному мышлению, развитость воображения, тренированная память, волевая подготовка).

К третьему блоку отнесены специфические личностно-деловые качества, представленные прежде всего психолого-педагогическими качествами. Ведь не секрет, что есть руководители, которые общепризнаны как про­фессионально-компетентные организаторы, однако они не популярны в коллективе, к ним не испытывают глубоких личных симпатий.

Другой пример. Не все руководители умеют быстро "вписаться" в коллектив, расположить людей к откровенности, считаться с их точкой зрения. Некоторые из них безапелляционны в своих рассуждениях. Все это ясно свидетельствует, что этим руководителям не хватает пси­холого-педагогических качеств.

Какие же качества В.М.Шепель относит к психолого-педагогическим? Прежде всего

· коммуникабельность - умение быстро устанавливать контакт с людьми, входить с ними в контакт;

· эмпатичность - умение сопереживать, улавливать настроение людей, выявлять их установки и ожидания;

· способность к психоанализу, то есть самоконтроль, самокритич­ность, самооценка своих поступков;

· стрессоустойчивость, то есть физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

· красноречивость - умение в совершенстве владеть своим сло­вом, то есть умение внушать и убеждать словом;

· визуальность - внешняя привлекательность личности.

Наличие специфических личностно-деловых качеств и создает неповторимый имидж руководителя, эффект его личного обаяния.

Профессиограмма руководителя, предложенная Л.В.Фаткиным, предусматривает системно-факторный подход. По мнению автора, до сих пор общий фактор - единая организаторская способность, от ко­торого зависит успех деятельности руководителя, не установлен. По­этому приходится искать разрозненные признаки, качества, способ­ности, характеристики, черты личности, которые определяют успеш­ность выполнения функций руководителя. Он сформулировал пять спе­цифических интегральных факторов, объединяющих ряд дифференциаль­ных качеств. К ним относятся:

· адаптационная мобильность - фактор, определяющий роль и место личности в динамике межличностных взаимодействий в малых социальных группах - ее социометрический статус и позицию в функ­циональной структуре деловых отношений. Другими словами, адапта­ционная мобильность - это умение быстро находить свое место в том или ином коллективе, в той или иной ситуации, в той или иной сис­теме взаимоотношений;

· эмоциональное и деловое лидерство как "по вертикали", так и по "горизонтали" в неформальных группах внутриорганизационной структуры и в неформальной группе своего подразделения при реше­нии большинства проблемных ситуаций;

· способность к интеграции социальных функций (ролей) - фак­тор, определяющий приспособление своего поведения под ролевые ожидания других участников социального контакта. Обычно представ­ления людей об "идеальном руководителе отличаются друг от друга. Условием успешного руководства является всесторонний учет руково­дителем ролевых ожиданий подчиненных. В частном случае способ­ность к интеграции социальных функций означает умение быть и не­формальным эмоциональным лидером, и администратором, регламенти­рованным должностными инструкциями, правовыми установками и не­формальными нормами, сложившимися в данной организации;

· контактность - способность к установлению позитивных соци­альных контактов. Этот интегральный фактор обусловлен такими со­циально-психологическими свойствами личности как "открытый" характер в общении; стремление к информированности; высокий уровень притязаний и честолюбивое стремление к ут­верждению своей личности; способность устанавливать деловые связи, располагать людей к себе; умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами конфлик­тующих сторон; способность выслушивать и убеждать.

· стрессоустойчивость в широком смысле слова, то есть интеллектуальная, волевая и эмоциональная стрессоустойчивость. Управлен­ческий труд отличает напряженное творчество, предъявляющее боль­шие требования к волевым и эмоциональным регуляторным механизмам человеческой психики. Стремление облегчить процесс принятия решения приводит к выработке стереотипов мышления, то есть к своеобраз­ным заученным "алгоритмам" мышления.

Когда управленческая ситуация расходится с привычной, стере­отипной, оптимальное решение достигается путем творческой мысли­тельной деятельности. Для этого необходимы существенные волевые усилия. Но при каждом волевом напряжении происходят эмоциональные перенапряжения. Аккумуляция негативных эмоциональных стрессов приводит, с одной стороны, к срывам, неврозам и прочим заболева­ниям, а с другой - как компенсаторная реакция у человека возника­ет отказ от творческих попыток и появляется стремление вопреки ситуации и логике принимать решения по выработанным заранее и уже недостаточно точным "алгоритмам". Вот почему руководитель с низ­ким уровнем стрессоустойчивости приносит ущерб и себе, и делу.

При явных преимуществах изложенных подходов, наиболее удач­ным нужно признать подход Р.Л.Кричевского. Он выде­ляет следующие качества современного руководителя:

· высокий профессионализм. Каковы бы ни были организаторские качества руководителя, все-таки главным для него был и остается высокий профессионализм, знание сути и особенностей своей специ­альности. В этом - основа формирования и поддержания авторитета руководителя, от этого зависит качество выполнения порученных за­даний.

· ответственность и надежность. Дефицит этих управленческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной действительности, по­жиная плоды многолетней удручающей безответственности. В настоя­щее время весьма актуальными направлениями деятельности будут следующие два. Во-первых, возрождение лучших традиций российского предпринимательства, среди которых слово, данное руководителем, как синоним ответственности и надежности. Оно считалось самым важным мерилом человеческих качеств и сути служебных взаимоотно­шений. Во-вторых, важным направлением деятельности является изу­чение и внедрение передового зарубежного опыта.

· уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных. Успех управленческой деятельности офицера во многом определяется именно этой чертой. Ее проявление находит живой отклик у подчи­ненных. Почему? Во-первых, потому, что в трудной ситуации на та­кого руководителя можно положиться. Тем самым создается соответс­твующий эмоциональный настой у подчиненных. Во-вторых, уверенность руководителя по закону психологического заражения передает­ся подчиненным, и они действуют соответствующим образом. Полководец Великой Отечественной войны К.К.Рокоссовский описы­вал в своих мемуарах такой эпизод своей боевой биографии. В июле 1941 г. в ходе тяжелых оборонительных боев "пехотинцы не выдержали, дрогнули. Сначала побежали к лесу одиночки, затем целые группы. Трудно и больно было смотреть на них... Но вот из толпы бегущих раздались громкие голоса самих же солдат:

- Стой! Куда бежишь? Назад!.. Не видишь - генералы сто­ят... Назад!..

Да, действительно, мы с Иваном Павловичем Камерой стояли во весь рост, на виду у всех, сознавая, что только этим можно спасти положение.

Солдатские голоса и наша выдержка оказали воздействие. Отступавшие вернулись на свои места и дружным огнем заставили залечь пехоту противника". Вот почему руководителю, как бы ни складывались обстоятельства, следует всегда держать себя достаточно спокойно и уверено.

В-третьих, уверенность руководителя в себе важна при его контак­тах с другими руководителями равного или более высо­кого положения. Сомнительно, чтобы колеблющийся, мечущийся, неу­веренный в себе руководитель мог вызвать доверие и достойно представить и защитить интересы своей организации.

При влиянии на подчиненных явно недостаточно опоры лишь на властные, должностные полномочия. Влияние должно обязательно под­питываться эмоциональным, психологическим компонентом. Только в этом случае руководитель может рассчитывать на отдачу подчинен­ных. Кроме того, любое влияние должнонаходить внутренний отклик у своих подчиненных.

· самостоятельность. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и че­ловеческое лицо и поддерживал это в своих подчиненных. Как бы хо­роши ни были заместители и консультанты, какие бы советы не полу­чал руководитель от окружающих его людей, конкретное решение он должен принимать сам.

Развитие этого качества требует известных пределов, за которыми независимость переходит в волюнтаризм и са­модурство. Руководитель, не замечающий этих рамок в проявлении самостоятельности, подрывает эффективность своей управленческой деятельности, создает нервозную обстановку и в организации, и в отношениях с вышестоящим руководством.

· способность к творческому решению задач, стремление к дос­тижениям. Здесь мы вплотную касаемся проблемы интеллекта руково­дителя. Как отмечал известный психолог Б.М.Теплов в работе "Ум полководца", у человека существуют как бы две разновидности ин­теллекта: теоретический и практический. Для руководителя большое значение имеет именно практический интеллект, то есть способность творчески решать ежедневные проблемы управленческой деятельности. Представляет интерес проблема зависимости интеллекта руководителя и эффективность его деятельности.

Исследование Ф.Фидлера и А.Лейстера, проведенное в воинских подразделениях армии США, подвели к следующим выводам: на эту за­висимость влияют четыре промежуточных переменных (фактора):

ü мотивация руководителя;

ü опыт руководителя;

ü отношения с вышестоящим командованием;

ü отношения с подчиненными.

Закономерность Фидлера-Лейстера звучит так: высокая мотива­ция, значительный опыт руководителя, основательная поддержка со стороны подчиненных и благоприятные деловые отношения с вышестоя­щим руководством ведут к повышению влияния интеллекта руководите­ля на эффективность его деятельности. И наоборот, недостаточные мотивация и опыт руководителя, слабая поддержка со стороны подчи­ненных и напряженные отношения с вышестоящим руководством ведут к снижению влияния интеллекта руководителя на эффективность его де­ятельности.

В стремлении к достижениям отражена фундаментальная потреб­ность в достижении цели. Особенностями руководителей, стремящихся к достижениям, являются следующие:

ü для них наиболее предпочтительны ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблемы;

ü они не склонны подвергать себя слишком большому риску, а ставят перед собой достаточно умеренные цели, стараясь, чтобы риск в значительной мере был заранее просчитан и предсказуем;

ü они хотят конкретной обратной связи, информирующей их о том, насколько успешно они справляются с задачами.

· эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Ру­ководителю крайне важно уметь контролировать свои эмоциональные проявления. Со всеми окружающими, независи- мо от настроения и лич­ного расположения он обязан строить ровные и деловые отношения. Доказано, что в большинстве случаев эмоциональная неуравновешенность снижает уверенность человека в своих силах, а тем самым и его управленческую активность.

Важно уметь сбрасывать эмоциональное напряжение. Ведь руко­водитель - живой человек, он может раздражаться, негодовать, пре­даваться унынию. Постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их часто ведет к неврозам и к различным пси­хосоматическим заболеваниям. Средства разрядки следует искать в структуре деятельности и досуга личности руководителя, формы ко­торого чрезвычайно разнообразны. Здесь и рациональная организация управленческой деятельности, и отведение достаточного времени фи­зическим упражнениям, прогулкам и физическому труду, и общение с друзьями и близкими, и, наконец, всевозможные культурные увлече­ния (книги, музыкальные пристрастия, коллекционирование и др.).

Несколько слов об алкоголе, употребление которого некоторые считают действенным способом разрядки после напряженного трудово­го дня. Не будем ханжами и признаем, что алкоголь и в самом деле способен помочь человеку "расслабиться". Но лишь на определенное время, а затем руководитель возвращается на исходную позицию, проблемы сохраняются. Более того, в ряде случаев возможно и ухуд­шение общего самочувствия. Чувство угнетенности, подавленности, раздражительности усиливается. Вот почему когда мы говорим об ал­коголе, необходимо задать себе ряд вопросов: насколько эффективен подобный способ релаксации, в какой мере он сохраняет наше здо­ровье и работоспособность?

· коммуникабельность, общительность, близость к подчиненным. По данным ряда авторов, управленец тратит на общение (в виде ре­чевой коммуникации) более 3/4 своего рабочего времени. Большинс­тво руководителей считают, что главная причина, по которой спо­собному управленцу не удается хорошая карьера, кроется в том, что он плохо взаимодействуют со своими коллегами и подчиненными. Ру­ководитель может принимать взвешенные и рациональные решения только в том случае, когда он знает реальное положение дел, ак­тивно взаимодействует со своими подчиненными, опирается на них. Все это возможно лишь при развитии в себе коммуникабельность, об­щительность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: