Словарь терминов музейного педагога




Артефакт — созданный человеком предмет, вещь.

Ассимиляция — слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, культуры, обычаев. В археологии — вытеснение признаков одной культуры другой.

Выставка – временно действующая музейная экспозиция, создаваемая с целью актуализации наследия, удовлетворения запросов различных целевых аудиторий музея, расширения коммуникативных возможностей музея.

 

Галереи – специализированные художественные коллекции, которые различаются тематически, хронологически, по видам и жанрам; Г. являются одним из типов художественного музея либо разделом музея.

 

Графити — фигуры, рисунки или надписи, прочерченные на поверхности: на скалах, стенах домов, на керамике.

Диорама – экспозиционный комплекс, представляющий собой произведение экспозиционного искусства, построенное на совмещении живописного фонда (задника) с объемным передним планом.

Дротик — короткое метательное копье; состоит из каменного, костяного или металлического наконечника, насаженного на древко.

Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.

Идол — каменная и эпического персонажа, героя.

Квадрига — колесница с четырьмя запряженными в ряд конями.

Колчан — футляр для стрел, изготовленный из дерева, кожи, бересты или металла.

Коллекция музейная – совокупность музейных предметов в составе фонда, представляющая научный интерес как единое целое. Предметы группируются в коллекции на основе одного или нескольких признаков – по типам источников, происхождению, содержанию и пр.

Коллекционирование – процесс целенаправленного собирания различных артефактов и природных объектов. В отличие от собирательства характеризуется четко выраженным целеполаганием, стремлением к систематизации и изучению накопленного материала.

Легенда предмета – пояснительная записка, составленная владельцем предмета или сотрудником музея со слов владельца. Содержит сведения об истории предмета, среде его бытования, способах употребления, времени изготовления, прежней принадлежности, мемориальном значении. Легенда предмета используется при изучении предмета с условием обязательной проверки содержащихся в ней сведений.

Макет – объемное воспроизведение внешнего вида объекта, выполненное в определенном масштабе.

Меч — холодное колюще-рубящее оружие с обоюдоострым клинком.

Музей – некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций; институт социальной памяти, обеспечивающий научное исследование, комплектование, учет, хранение и популяризацию предметных результатов человеческой деятельности и объектов природы. Музей призван удовлетворить интересы личности, связанные с изучением и освоением историко-культурного наследия. Музеи различаются по профилям, составу собрания, диапазону деятельности (центральные, республиканские, областные, районные и пр.), ведомственному подчинению.

Музееведение – научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения и развития музея как феномена и формы реализации его социальных функций в различных общественно-экономических условиях.

Музейный предмет – памятник истории и культуры или объект природы, изъятый из среды бытования, прошедшей все стадии научной обработки и включенный в состав музейного собрания благодаря его способности служить источником знаний и эмоций.

Нарезной орнамент — встречается на керамике; наносился на глину до обжига острым инструментом (ножом, шилом, проколкой).

Национальное культурное достояние – часть культурного наследия, совокупность материальных и нематериальных ценностей, признаваемая особым достижением в области национальной культуры. Является предметом национальной гордости, фактором становления и развития самосознания нации, народности.

Номенклатурное название – название, принятое для предмета или группы однотипных предметов.

Орнамент — ритмично повторяющийся геометрический или другой стилизованный узор на каком-либо предмете. В археологии большое значение имеет орнамент на керамике. По технике нанесения выделяют расписной (рисованный), штампованный, нарезной, прочерченный орнаменты.

Пектораль — ювелирное украшение, которое носили на груди.

Праща — ручное орудие для метания камней; в петлю вкладывался камень, раскручивался в воздухе, один конец отпускался и камень с силой летел в цель.

Подделка (П.) (фальсификация) – предмет, имитирующий вид и характеристики памятника истории и культуры или произведения искусства определенной эпохи, школы, мастера, созданный с целью быть выданным за подлинник. П. возникли в связи с осознанием в обществе значимости и ценности произведений искусства и памятников истории и культуры; широкое распространение получили по мере возрастания материальной ценности этих артефактов.

Подлинник (П.) – истинный, оригинальный предмет, первоисточник знаний о природе и обществе, основа фондов музея. В музейном деле категория подлинности определяется по-разному в отношении различных групп музейных предметов (для памятников искусства П. считается оригинал, созданный самим мастером, для истории П. – предмет, связанный с определенной эпохой, событием или лицом и т.д.). Подлинность в значительной степени определяет информативность и экспрессивность музейного предмета.

Публикация – одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей.

Ритуал — совокупность действий, обрядов, связанных с погребением.

Реконструкция – воссоздание на основе научных данных несохранившегося или частично сохранившегося объекта.

Россыпь музейных предметов – однотипные мелкие, не соединенные между собой предметы (мелкие плоды, семена и т.п.)

Сакральный — священный. В археологии культовый предмет или помещенный с погребенным согласно ритуалу.

Семь чудес света — стены Вавилона; статуя Зевса в Олимпии из золота и слоновьей кости; висящие сады Семирамиды в Вавилоне; Колосс Родосский; египетские пирамиды; мавзолей в Галикарнасе; храм Артемиды в Эфесе.

Собирательство (С.) – первоначальный этап коллекционирования либо параллельный ему процесс первичной систематизации окружающего мира с помощью создания определенных рядов артефактов и/или природных объектов. С. обычно не связано с изучением объектов собирания, потому в сформированных собраниях часто присутствуют предметы случайные, малоценные, подделки, отсутствуют целостность и научная систематика.

Солярный знак — символ солнца, круг, спираль, свастика.

Терракота (букв. обожженная глина) — неглазурированные керамические изделия: сосуды, мелкая пластика, пряслица, грузики сетей, урны для погребений.

Тиражный музейный предмет – экземпляр одного тиража, обладающий свойствами и признаками всего тиража, или предмет, принадлежащий к группе одноименных предметов, обладающих едиными свойствами и признаками.

Удила — деталь конской сбруи; вставляется в рот животного, предназначены для управления конем. Известны сухожильные, бронзовые, железные удила. Состояли из одного или двух звеньев.

«Уникальный» музейный предмет – предмет, созданный в одном экземпляре, или авторский экземпляр тиража, о чем свидетельствует подпись,история создания предмета или экспертное заключение.

Филигрань — художественное ювелирное украшение изделия в виде кружева, плетенного из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки.

Фонд обменный – обособленная группа дублетных и непрофильных музейных предметов и научно-вспомогательных материалов, выделяемая из состава основного или научно-вспомогательного фондов для обмена и передачи другим музеям.

Фонд основной – часть музейного собрания, включающая музейные предметы разных типов. Служит базой для проведения научных исследований и создания экспозиций.

Фондохранилище (Ф.) – помещение в музее или отдельное здание, оборудованное для хранения фондов музея. Предметы в Ф. размещаются в соответствии с принятой системой хранения и согласно действующей инструкции по учёту и хранению музейных ценностей, обеспечивающих режим хранения и безопасность фондов музея.

Фонды музея (Ф.м.) – научно организованная совокупность принадлежащих музею музейных предметов и научно-вспомогательных материалов. Ф.м. являются основой для реализации ведущих направлений музейной деятельности, а также источником/ базой для профильных музею наук.

Штампованный орнамент — сочетание разнообразных фигур, нанесенных по сырой глине специальным орудием — штампом, обычно в виде зубцов гребенки.

Цифровое наследие (Ц.н.) – форма культурного наследия, закреплённая в «Хартии о сохранении цифрового наследия», принятой на 32-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (2003 г.). Ц.н. представляет собой совокупность электронных ресурсов, создаваемых в цифровой форме либо переводимых в цифровой формат. Включает в себя текстовые документы, базы данных, неподвижные и движущиеся изображения, звуковые и графические материалы, программное обеспечение и веб-страницы.

Эволюция — развитие, постепенное изменение в природе и обществе; в археологии — развитие эпох, археологических культур, предметов.

Экскурсия музейная (Э.м.) – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту.

Экспозиционная работа (Э.р.) – одно из основных направлений музейной деятельности, нацеленное на создание музейной экспозиции и обеспечение ее функционирования как центрального звена музейной коммуникации.

Экспонат (от лат. exponatus – выставленный для обозрения) – первичный структурный элемент музейной экспозиции, предмет, выставленный для обозрения. Является основным структурным элементом экспозиции. В качестве экспонатов в музее могут выступать как подлинные музейные предметы, так и их воспроизведения и научно-вспомогательные материалы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: