Диана Версальская или Диана-охотница




СКОПАС

Скопас – знаменитый древнегреческий скульптор периода поздней классики. Одним из знаменитых произведений того периода является статуя «Менады». Обуреваемые вакханкой и спутницей бога Диониса чувства передаются зрителю, включённому в переживание образа. Своей «Менадой» Скопас завоевал пространство для скульптуры. Однако хотя его статуя рассчитана на круговой обход и не является плоской, подобно «Дискоболу» Мирона, она исполнена всё так же и не может выйти из замкнутого «цилиндра», в котором исполняется её танец. Скопас вместе с другими скульпторами участвовал в украшении рельефными фризами галикарнасского мавзолея. Вместе с другими он создавал изображения колесниц, амазономахию и кентавромахию. Из них от третьего фриза, созданного в 352-м году, сохранилось только несколько фрагментов. В них достаточно отчётливо ощущается стиль разных мастеров.

В рельефах Скопаса большее внимание обращено на экспрессию борющихся. Его фигуры размещены более свободно.

 

Среди самых известных произведений античности эпохи эллинизма была найденная в начале 20-го века на острове Мелос великолепная статуя богини Афродиты (ее обычно называют Венерой Милосской). Эта статуя античной богини любви и красоты значительно выше человеческого роста, ее высота - 207 см. Ее нашли без рук, среди обломков была найдена лишь ладонь, державшая яблоко. Красота Венеры до сих пор завораживает, привлекает также, как и неувядаемая прелесть Джоконды. Она наполовину обнажена, завязанный вокруг бедер покров, спускаясь на ноги мощными складками, делает ее еще более изящной, грациозной. Свою наготу женщина несет с такой изысканной простотой, с какой смертная женщина носит нарядное платье. Ее лицо величаво спокойно, безмятежно. Ученые выяснили, что статуя была создана на рубеже 2-го - 1-го веков до н.э.

Величие, запечатленное в этой мраморной статуе, отражает жажду людей неспокойной эпохи в гармонии и любви. Венера вызывала у многих поэтов восхищение и заставляла посвящать ей восторженные стихи.

Как много неги горделивой, в небесном лике разлилось!

Так, вся дыша пафосской страстью, вся млея пеною морской

И всепобедной вея властью, ты смотришь в вечность пред собой.

(А.А. Фет)

 

Позже, в эпоху эллинизма скульптура становится более пышной, с преувеличенными страстями.

На острове Самофракия в честь победы родосского флота над врагами была поставлена одна из прекраснейших монументальных статуй эпохи эллинизма - Ника Самофракийская.

Когда-то эта крылатая богиня Победы стояла, трубя в рог, на утесе, на берегу моря, открытая ветру и брызгам морской пены; пьедесталом служил нос боевого корабля. Теперь она встречает посетителей Лувра на площадке широкой лестницы. Обезглавленная, без рук, с поломанными крыльями, она и здесь царит над окружающим пространством. Складки одежды трепещут, развеваются, а спереди ветер прижал влажную ткань к телу богини, облекая и обрисовывая ее стан, устремленный вперед.

Реет музыка в складках одежды легчайшей. Недоступен для птицы полет твой великий,

О, богиня триумфа, - сквозь время все дальше ты уносишься, Самофракийская Нике!

Хлещешь крыльями воздух и в вихре полета лавры славы несешь. Не хочу их нимало.

Лишь тому я завидую, ради кого ты напрочь голову в дальних веках потеряла!

(Леопольд Стафф)

Скульптурная группа "Лаокоон" - прославленное произведение, которое создали родосские мастера. Ее сюжет взят из мифов о Троянской войне. Троянский жрец Лаокоон был страшно наказан богами, предрешившими гибель Трои, за то, что убеждал своих граждан не доверять грекам и не впускать в город деревянного коня. За это боги наслали на него и его сыновей громадных змей, которые их задушили. Физические страдания, отчаяние и страх перед неотвратимостью гибели переданы автором с безжалостным правдоподобием.

В эпоху эллинизма стали меньше уделять внимания храмам, а строили открытые площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, дворцы и спортивные сооружения. Жилые дома стали 2 -х и 3 -х -этажными, с большими садами, фонтанами. Роскошь стала целью.

Искусство Древнего Рима

В I тысячелетии до н. э. вокруг города Рима возникло государство, которое стало расширять свои владения за счет соседних народов. Эта мировая держава просуществовала около тысячи лет и жила за счет эксплуатации рабского труда и завоеванных стран. Риму принадлежали все прилегающие к Средиземному морю земли как в Европе, так и в Азии и в Африке. Поэтому и искусство, особенно архитектура, было призвано показывать всему миру мощь государственной власти. Бесконечные войны, жажда завоеваний, в которых мужал и рос Рим, требовали напряжения всех сил, поэтому основой римского общества стали твердая дисциплина в войске, твердые законы в государстве и твердая власть в семье.

Город Рим был создан, согласно легенде, близнецами Ромом и Ремом на семи холмах еще в 8 в. до н.э.. В нём находится большое количество памятников периода поздней республики и императорской эпохи. Не зря древняя поговорка гласит, что "все дороги ведут в Рим". Название города символизировало его величие и славу, могущество и великолепие, богатство культуры.

Архитектура

Однако, главной предшественницей Римского искусства все-таки была Греция. Даже многие свои верования и мифы римляне взяли у греков. Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола.

Научились строить более разнообразные сооружения, например, круглое здание Пантеон - храм всех богов, оно имело в диаметре более 40 метров. Пантеон был перекрыт гигантским куполом. который на протяжении столетий был образцом для строителей и архитекторов.

Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г.г.). Храм построен из камня, кирпича и бетона. Круглое здание имеет высоту 42,7 м и перекрыто куполом 43,2 м в диаметре. Снаружи здание достаточно скромно, его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из красного гранита. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши. Пол храма выложен мраморными плитами. Стена разделена по высоте на два яруса. В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора. Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона. Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды.

Название здания говорит само за себя - "пантеон", храм пантеону древнеримских богов. Надо отметить, что здание, которое стоит и поныне, не первый храм на этом месте. При императоре Августе был построен первый храм, но затем он сгорел при пожаре в Древнем Риме. В память о первом строителе, сподвижнике импратора Августа, Марке Агриппе на фасаде высечена надпись «М. Agrippa l f cos tertium fecit».

 

У греков римляне переняли умение строить колонны. В честь полководцев римляне строили триумфальные арки. В 81 г. в честь императора Тита и его победы над Иудеей была возведена однопролетная, шириной 5,33м, Триумфальная арка на священной дороге, ведущей к Капитолийскому холму. Мраморная арка была высотой 20 метров. Над пролетом была высечена надпись, посвященная Титу, арку также украшали рельефы с изображением победного шествия римлян, выполненные в сложных поворотах и движениях.

Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечения римской знати. Самый большой римский цирк - К о л и з е й, вмещал 50 тысяч зрителей. Это был а м ф и т е а т р - подобным образом и теперь строят цирки и стадионы.

При императорах Веспасиане и Тите, в 75-82 г.г. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев - Колизей (от латинского «колоссеум» — колоссальный). В плане он прдставлял собой эллипс, длиной 188 м, шириной 156 м, высотой 50 м. Стена разделена на три яруса. В верхнем натягивали тент от дождя и солнца. В нижних стояли статуи. На арене могли размещаться до 3000 пар гладиаторов. Арену можно было затопить водой и тогда разыгрывали морские бои.

Своеобразными местами отдыха и развлечений были также римские бани, которые назывались т е р м ы. Там были комнаты для мытья, раздевалки, бассейны для плаванья, залы для прогулок, спортивные площадки и даже библиотеки. Просторные залы были перекрыты сводами и куполами, стены облицованы мрамором.

На краю площадей нередко сооружали большие судебные и торговые здания - б а з и л и к и. В Риме были созданы и дворцы правителей, и многоэтажные дома для бедняков. Римляне со средним достатком жили в отдельных домах, который окружал открытый дворик - а т р и у м. посредине атриума был бассейн для дождевой воды. Позади дома был двор с колоннами, садом, фонтаном.

Римский Акведук представляет собой водопровод, но одновременно функциональное и тщательно продуманное, совершенное искусство. Поверху шел канал, отделенный карнизом, ниже — арки, еще ниже — зрительно обособленные от арок опоры. Длинные непрерывные горизонтали скрывали высоту и подчеркивали бесконечность уходящего вдаль водопровода.

До наших дней сохранилась колонна, построенная архитектором Аполлодором в честь императора Траяна. Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Завершалась колонна бронзовой фигурой Траяна, которую в 16 веке заменили статуей апостола Петра. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г.г.): сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками, их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим.

Скульптура.

Изначально римские скульпторы полностью подражали грекам, Но в отличие от них, которые изображали богов и мифологических героев, римляне понемногу начинают работать над скульптурными портретами конкретных людей. Считается, что римский скульптурный портрет является выдающимся достижением скульптуры древнего Рима.

Если сравнить его с портретами греческих скульпторов, то можно наблюдать некоторые отличия. В скульптуре древней Греции, изображая образ великих полководцев, литераторов, политических деятелей, греческие мастера стремились создать образ идеальной, прекрасной, гармонически развитой личности, которая была бы образцом для всех граждан. А в скульптуре древнего Рима мастера, когда создавали скульптурный портрет, акцентировали внимание на индивидуальном образе человека.

 

Скульптура вначале ввозилась из Греции. Затем ее стали копировать с греческой. Однако, была и самостоятельная, римская скульптура. Это были скульптурные портреты и рельефные изображения, памятники императорам, полководцам.

Период правления Октавиана Августа античные историки называют »золотым веком» Римского государства. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. Император изображен в спокойной, величественной позе, рука поднята в призывном жесте; он словно появился в одежде полководца перед своими легионами. Август изображен с непокрытой головой и с обнаженными ногами, что является традицией греческого искусства, представляющего богов и героев обнаженными или полуобнаженными. Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано. Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи.

В конце 4-го и в 5-м столетии происходит "великое переселение народов" - на территории Римской империи поселяется многочисленное племя готов, их горячо поддерживают восстающие рабы и порабощенные Римом народы. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. Римская империя распадается. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества.

ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ

Фаюмские портреты — погребальные портреты, созданные с применением техники энкаустики в Римском Египте в I—III веках н.э.

Свое название они получили по месту первой крупной находки в оазисе Фаюм в Египте в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.

Но мне нравится более загадочное название - мертвецы с горящими глазами...

Не случайно после того, как портреты привезли в Европу, их - в качестве заморских диковин, показывали на ярмарках и выставляли в модных тогда кунсткамерах. И посчитали экзотикой.

Энкаустика

Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики - от греческого слова «выжигать», очень распространенной в то время. Это - восковая живопись расплавленными красками. Ее отличает объемность – пастозность — мазка. Это позволяет сделать именно энкаустика - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде - отсюда и название. Основным видом в этой технике живописи является восковая темпера. Она яркая, с сочными красками, если позволите так сказать – весьма эффектна. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Немудрено – Египет – родина ранних христиан – коптов, которые за последнее тысячелетие, практически, полностью изгнаны или истреблены.

Неизвестные мастера хорошо знали лицо: направление мазков обычно следует его формам — на нос, щеки, подбородок и в контуры глаз краски накладываются плотным слоем, а периферия - контуры лица и волос, очерчивалась более жидкими красками.Исполненные таким способом портреты отличаются выпуклостью и свежестью цвета. Они оказались удивительно долговечны.

Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах позолочен весь фон, на других золотом выполнены лишь венки или головные повязки, на некоторых портретах особо отделаны позолотой драгоценности и детали одежды.

Основа портретов — древесина различных пород: платан, липа, смоква, тис, а также завезенные из Южной Европы кедр, сосна, ель, кипарис, дуб.

Но есть и портреты – видимо, тех, кто победней, выполненные на загрунтованном клеем полотне.

В этой технике красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими элементами. В роли последних выступают животный клей или желток куриного яйца.

Рассмотрим типичный фаюмский портрет, выполненный во II веке н.э. На нем изображен юноша. Золотой венок — характерный для Греции того времени погребальный атрибут. Это – христианин. Из богатой семьи, умер, судя по всему, в молодом возрасте. Если неизвестный художник рисовал его еще при жизни с натуры, то, как мне кажется, можно определить юношу как целеустремленного, изучавшего науки, стремящегося к познанию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: