Экспериментальная работа по выявлению представлений
Работа по выявлению эффективности применения методов ознакомления дошкольников с цифрами проводилась в старшей группе детского сада «Дошкольник» г.Караганды. В ней принимали участие 20 детей.
В группе использовали традиционные занятия, развивающее обучение, игровые, исследовательские программы.
В ходе эксперимента проходили следующие срезы знаний:
- констатирующий,
- контрольный.
Во время эксперимента перед воспитателем были поставлены следующие задачи:
1. Развитие познавательных способностей;
2. Воспитание сенсорных качеств у дошкольников (память, внимание, мышление, воображение);
3. Выявить уровень сформированности знаний о цифрах у дошкольников;
4. Провести занятия, которые устранят у дошкольников пробелы в знаниях.
5. Провести контрольный срез.
Для выявления эффективности исследования были использованы следующие критерии и показатели:
1. Понимание необходимости изображать числа на письме цифрами;
2.Умение соотносить каждую цифру с числом через действие с предметными множествами;
3. Правильное направление движения руки при написании цифр.
Данные констатирующего среза были занесены в таблицу.
№ п/п | Фамилия, Имя дошкольника | 1 критерий | 2 критерий | 3 критерий | Средний балл |
Платонова Саша | Н | С | С | С | |
Гилек Юля | Н | В | Н | С | |
Трикилова Юля | С | Н | В | С | |
Мустафина Райхан | С | С | С | С | |
Садыканова Асель | Н | С | Н | Н | |
Макажанов Азат | С | Н | В | С | |
Азизов Камиль | Н | В | В | С | |
Ахмеров Марат | С | С | С | С | |
Ридель Вова | Н | Н | Н | Н | |
Рагульский Юра | С | Н | Н | Н | |
Устинова Таня | В | С | В | В | |
Аханова Зауре | С | В | С | С | |
Крауберг Коля | Н | С | С | С | |
Воеводина Наташа | С | Н | С | С | |
Барканов Дима | В | Н | Н | С | |
Баймульдин Коля | С | С | Н | С | |
Садвокасов Кайрат | Н | С | С | С | |
Фаряхудинов Федя | В | С | Н | С | |
Панько Вова | С | С | Н | С | |
Норбеков Жанат | Н | С | С | С |
В результате первого среза были выявлены следующие данные
Уровни | Констатирующий срез | |
дошкольники | % | |
Высокий | ||
Средний | ||
Низкий |
Проанализировав полученные данные, было решено провести формирующий эксперимент, для улучшения уровня математических знаний у дошкольников старшей группы. Цель которого была выявить успешность знакомства с цифрами, умение их писать, соотнесение цифры и числа.
После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный срез знаний у дошкольников старшей группы.
Данные контрольного среза были занесены в таблицу.
№ п/п | Фамилия, Имя дошкольника | 1 критерий | 2 критерий | 3 критерий | Средний балл |
Платонова Саша | С | С | С | С | |
Гилек Юля | С | В | С | С | |
Трикилова Юля | С | С | В | С | |
Мустафина Райхан | В | С | С | С | |
Садыканова Асель | С | С | Н | С | |
Макажанов Азат | С | В | В | В | |
Азизов Камиль | Н | В | В | С | |
Ахмеров Марат | С | С | С | С | |
Ридель Вова | С | Н | В | С | |
Рагульский Юра | С | С | Н | С | |
Устинова Таня | В | С | В | В | |
Аханова Зауре | В | В | С | В | |
Крауберг Коля | Н | С | С | С | |
Воеводина Наташа | В | В | С | В | |
Барканов Дима | В | С | Н | С | |
Баймульдин Коля | С | С | В | С | |
Садвокасов Кайрат | В | С | С | С | |
Фаряхудинов Федя | В | В | Н | С | |
Панько Вова | С | С | В | С | |
Норбеков Жанат | Н | С | С | С |
В результате контрольного среза были выявлены следующие данные
Уровни | Констатирующий срез | |
дошкольники | % | |
Высокий | ||
Средний | ||
Низкий |
Диаграмма, показывающая срезы знаний у старшей группы детского сада «Дошкольник» г.Караганды.
Из диаграммы видно, что в ходе исследования было выявлено:
- по контрольному срезу количество детей с высоким показателем увеличилось на 3 человека, с показателем среднего не изменилось, за счет снижения количества детей с низким уровнем, с низким уровнем уменьшилось на 1 ребенка.
Из диаграммы видно, что все дошкольники были охвачены процессом ознакомления с цифрами, что отразилось на общем развитии математических представлений у дошкольников.