СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ГЛАДКОГО ТКАЧЕСТВА




из книги: И. Дворкина. "Ручное ткачество. Практика. История. Современность". Том 2. "Гладкое ткачество". Москва, издательство "Северный паломник", 2018, с. 290—299.

«В словаре даны основные термины ковроткацкой техники. Вариантов терминов ручного ткачества всегда было немало. В каждом регионе и учебном заведении, в разное время бытовали и используются до сих пор свои названия. Предложенные в книге варианты основаны на традиционной российской терминологии. Предпочтение отдано термину, более точно отражающему смысл. Более подробную информацию можно найти на указанных в скобках страницах книги. Остальные понятия см. по «Алфавитному указателю». Словарь дополнен аналогичными терминами на английском языке. Ударение здесь выделено противоположным по жирности шрифтом.

Атлас, атласное переплетение (англ. satin weave) — техника ткачества, при которой образуется гладкая поверхность ткани, где одиночные уточные перекрытия находятся далеко друг от друга. Атлас позволяет создавать тонкую ткань, менее прочную, чем репсовая, поэтому в ручном ковроделии и ткачестве гобеленов почти не используется (с. 13).

Гладкое ткачество (англ. plain weave, flat-woven carpets, rugs) — создание однотонных и полихромных текстильных изделий, ковров, тканей, в которых структура ткани или рисунок создаются различными способами переплетения нитей утка и основы (с. 9). Устаревшие термины: гладцовое, безворсовое, паласное, килимное.

Глазомерная техника — ткачество по шаблону (картону), расположенному непосредственно под (за) нитями основы (с. 245—249).

Гобелен (англ. tapestry, фр. tapisserie) — вид гладкого настенного сюжетного (ковер-картина) или декоративного высокохудожественного ковра. Устоявшееся в России обозначение современных авторских ковров. Изначально — название изделий Гобеленовой мануфактуры в Париже (термин используется только в России и некоторых европейских странах, но не во Франции). Так же обозначает жаккардовую декоративную ткань.

Гобеленовое переплетение, ткачество — уточный репс с сюжетным или декоративным рисунком, выполненный разнообразными приемами гладкого ткачества шпалер и гобеленов. Предпочтительнее термин «гладкое» и «шпалерное».

Двустороннее ткачество (англ. double weft weave, double faced weave, double plain cloth) — создание изделий в технике уточного репса, имеющих одинаковый рисунок и фактуру поверхности с лицевой и с изнаночной стороны (палас, килим) (с. 37). Обе стороны изделия можно использовать как лицевые.

Двухосн о вное двуслойное ткачество (англ. double weave, double-layer weave) — создание двусторонней двухцветной ткани, имеющей с лицевой и изнаночной стороны противоположный цвет рисунка и фона по принципу негатива-позитива. Для этого используют основу и уток двух контрастирующих цветов.

Двухосн о вное ткачество в осн о вном репсе (англ. supplementary warp patterning) — создание односторонней ткани, имеющей узор на лицевой и изнаночной стороне как негатив-позитив, но местами нити основы, не участвующие в узоре, имеют длинные протяжки (сотис, пахикунг — с. 212—217).

Диагональное ткачество (англ. wedge weave) — в гладком ткачестве прокладывание уточной нити по наклонным линиям в разных направлениях по форме рисунка (с. 94, 269).

Египетское плетение, египетский узел (англ. egyptian knot) — прием в ткачестве, когда уток обвивают петлей вокруг каждой нити основы. На лицевой стороне ткани получается обвитой одна нить основы, а на изнанке — две нити (с. 278).

Зев (англ. shed) — пространство между двумя рядами основы, образованное проборной планкой, ремизным устройством или вручную, в который проводят уток (с. 236).

Зили (англ. zili) — гладкие восточные ковры, в которых используются варианты настилов и обвивок (с. 115—118, 136—139, 143, 270).

Икат (англ. ikat) — ткань, в которой рисунок создают на нитях до ткачества с помощью резервного крашения, иногда многоцветного. Фрагменты узора, которые должны остаться светлыми после крашения, прячут под обвязкой. Окрашенные нити переносят на ткацкий станок и ткут. В осн о вном икате узор наносят на нити основы, в ут о чном — на нити утка, в двойном икате — на обе системы нитей (с. 188—199, 218—229).

Картон (от фр. le carton; англ. cartoon — full-sized sketch for weaving) — то же, что шаблон: эскиз художника, увеличенный до натурального размера на ватмане, грунтованном холсте или ткани. Картон раскрашивают или наносят только контуры рисунка с номерами, обозначающими цвета пряжи. Картон располагают непосредственно под (за) нитями основы (с. 245—249). Французское слово означает и картон, и эскиз. То есть на русский язык точнее было бы переводить его как эскиз (Т. 3, с. 22—30).

Килим (тюрк.-перс.), келим, керим, гилим, гелим, гилям, челим — вид гладкого ковра, в котором используются разнообразные приемы гладкого ткачества или только ткачество с просветами. Распространенное название на Востоке, Кавказе, в Средней Азии, у славянских народов. В Европе килимами (kilim, kelim) часто называют гладкие ковры в любой технике (с. 40—55).

Компенсированное соединение утков — прием ткачества с просветами вертикальной границы цветового пятна. Нить утка после каждой прокидки сдвигается на одну нить основы то вправо, то влево (с. 260).

Контур (англ. contour) — одна или несколько прокидок утка, окружающая мотив, того же или контрастного цвета, проложенная в любом направлении. Усиливает декоративность и плоскостность композиции (с. 88—89, 268).

Контур обвивочный (англ. supplementary weft wrapping) — в гладком ткачестве обвивки утком нитей основы, окружающие мотив (с. 273).

Концевая часть (англ. transverse selvage, warp-edge selvage) — тканая поперечная полоса, которой начинается и заканчивается ковер, гобелен (с. 236).

Кромки, закрайки (англ. selvage, selvedge) — боковые (продольные) края ткани, ковра, гобелена, идущие параллельно нитям основы (с. 240). Обычно уплотненные (усиленные).
Кромки полотняного переплетения (англ. plain selvages).

Кругляние (англ. eccentric, curved-weft) — прием ткачества, при котором уток свободно движется по наклонным, дугообразным линиям в любую сторону в соответствии с рисунком (с. 95—108, 269).

«Летающая игла, нить» — название приема свободной контурной обвивки и полуобвивки в коптских тканях. Обвивка цветными утками идет по вертикали, горизонтали или диагонали, охватывая одну, две и более нитей основы (с. 274).

Лучевое ткачество — техника, названная по принципу натягивания нитей основы. Лучеобразные нити основы пересекаются в центре круга или выходят из одной точки. Уток пересекает нити основы по кругу. Прием известен с древности.

Настилы осн о вные — техника ткачества осн о вного репса, в которой узор создается нитями основы, полностью скрывающими уток. Настилы идут по вертикали (гаджари, терме — с. 120—123).

Настилы ут о чные (англ. weft-float brocading, free shuttle) — прием ткачества, при котором дополнительным узорным утком перекрывают несколько нитей основы по горизонтали одновременно с ткачеством фона полотняным или репсовым переплетением. Там, где уток не участвует в узоре, настилы проходят по изнанке (с. 109—119, 270, 271, беш-кашта — 119, сонгкет, буна, улос — 200—211).
1. Настилы могут проходить по всей ширине основы/ткани. В русском узорном ткачестве такая техника называется браной. В ткачестве французских шпалер и гобеленов — крапотаж (crapautage) (с. 109—112, 270, 271). Соответствующие европейские термины «лансе, лансировка» (от фр. lanc`e).

2. Настилы узорного утка прокладывают не по всей ширине основы, а только на определенных участках, в пределах рисунка. По изнанке уток проводят прямым «стежком» к месту выхода на лицевую сторону. В русском узорном ткачестве техника называется выборная. В зарубежной и научной литературе прием называется брош е, брошировка (от фр. broche; англ. brocade — «парча», discontinuous supplementary weft) (с. 112, 271).

Термины «лансе» и «броше» у нас используются в исторической, музейной литературе, в текстильной промышленности, но не в ручном ткачестве.

Обвивка (англ. twine, winding, wrapping) — прием ткачества, при котором цветной нитью утка обвивают петлями нити основы по рисунку в любую сторону (с. 134 —153, 273—278, зили, джиджим, шедде, верни, сумах — 136—151).

Обвивка встречная (англ. wrapping weft, sumak brocading, сountered extra-weft wrapping, сountered sumak) — прием ткачества, при котором фон и узор ковра ткут цветными утками, обвивая петлями каждую пару нитей основы по рисунку. Каждый ряд петель имеет противоположный наклон и напоминает косичку или «елочку», состоящую из двух полукосичек. На изнаночной стороне получается прямая обвивка. Прием часто называют сумах по наименованию кавказских ковров, сотканных в этой технике (с. 146—153, 277).

Обвивка контурная (англ. countered sumak, extra-weft contour wrapping) — прием ткачества, при котором цветной нитью утка обвивают петлями нити основы по контуру рисунка (с. 135, 273, 274).

Обвивка односторонняя (англ. extra-weft wrapping, plain sumak) — прием ткачества, при котором фон и узор ковра ткут цветными утками, обвивая петлями каждую пару нитей основы по рисунку. Петли ложатся в одну сторону параллельными косыми стежками по всей ширине ковра. На изнаночной стороне получается прямая обвивка (с. 143, 275, 276).

Обвивка прямая (англ. reverse extra-weft wrapping (reverse sumak) — прием ткачества, при котором нить утка охватывает петлей две нити основы с лица и четыре с изнанки. На лицевой стороне получается прямая обвивка, а на изнанке — наклонная (с. 144, 276).

Одностороннее ткачество (англ. single weave) — создание изделий в гладкой технике, в которых лицевая и изнаночная стороны различаются. В коврах и гобеленах на изнанку выводят концы утков, видны перебросы утков, в коврах с обвивками различается рисунок и фактура поверхности (сумах, зили) (с. 241).

Основа (англ. warp) — нити, идущие вдоль ткани, составляют структуру ткани, каркас ковра, гобелена (с. 10—11, 234).

Палас (от перс.; англ. palas) — вид гладкого ковра. На Востоке, Кавказе — полосатые дорожки, грубая, недорогая шерстяная постилка, покрывало. Более тонкая ткань служила одеждой бедных, дервишей. В России пол а сами издавна называли любые гладкие ковры, особенно сотканные в технике с просветами (с. 15—21).

Перебор — прием ткачества, в котором цветной узорный уток прокладывают по рисунку в тот же зев, что и уток фона. В русском узорном ткачестве называется «перебор под полотно» (с. 133, 272).

Перевивка (англ. countered two-strand, two-color weft twining, weft twining) — переплетение двух уточных нитей между нитями основы. Внешне похожа на витой шнур (с. 253). На фото — это зелено-рыжая косичка, идущая горизонтально по центру фото.

Перекрытие (англ. binding system, point of binding) — место переплетения, пересечения нитей основы и утка при ткачестве.

Переплетение (англ. weave) — взаимное расположение нитей основы и утка в ткачестве (с. 10).

Плотность (англ. thread count) — количество нитей основы или утка на единицу измерения. В гладких коврах и гобеленах определяется количеством нитей основы на 1 см или дм (с. 243).

Полотняное переплетение (англ. plain weave, plain structure, balanced plain weave) — техника ткачества, при которой уток переплетается с основой в шахматном порядке. Основа видна наравне с утком. Ткань одинакова с лицевой и изнаночной стороны. Самое древнее и простое переплетение (с. 10, 237).

Полуобвивка (англ. semi-wrapping, extra-weft float brocading) — прием ткачества, при котором петля не обвивает целиком нить основы, уток двигается по диагонали вверх, сдвигаясь на одну нить основы соответственно узору (с. 278).

Прокидка утка (англ. pass of weft) — нить утка, проложенная между нитями основы в одну сторону. Полная прокидка утка — нить, проложенная в обе стороны (с. 237).

Репс, репсовое переплетение (англ. rep, repp weave, cord structure) — разновидность полотняного переплетения, дающая плотную ткань, однородную с обеих сторон. Репсовое переплетение бывает уточным и осн о вным (с. 11).

Репс осн о вный, осн о вное репсовое переплетение (англ. warp-faced plain weave, warp rib weave) — вид репса, в котором нити основы полностью скрывают под собой нити утка. Имеет характерные поперечные рубчики (с. 12).

Репс ут о чный (англ. weft-faced plain weave) — вид репса, в котором нити утка плотно прибиваются и полностью перекрывают нити основы с лицевой и изнаночной стороны. Основа превращается в каркас ковра и не видна. Это позволяет создавать рисунок любой сложности. Имеет характерные продольные рельефные рубчики (с. 11).

Ручное ткачество (англ. hand weaving) — создание тканей, ковров, утилитарных изделий на ручных ткацких станках (от простых рам до ремизных станков с подножками).

Саржа, саржевое переплетение, киперное, диагональное (англ. twill) — техника ткачества, при которой нить утка, перекрывая по две или более нитей основы, регулярно сдвигается на одну нить вправо или влево, создавая диагональный рисунок. Если на лицевой стороне преобладают ут о чные перекрытия, саржа называется ут о чной (англ. weft-twill ground), если осн о вные — осн о вной (warp-twill ground). Саржа позволяет создавать тонкую ткань, менее прочную, чем репсовая, поэтому в ручном ковроделии и ткачестве гобеленов почти не используется (с. 12).

Сатиновое переплетение (англ. sateen weave) — техника ткачества, при которой образуется гладкая поверхность ткани, созданная одиночными основными перекрытиями. Они позволяют создавать тонкую ткань. В ковроделии и ткачестве гобеленов не используется (с. 13).

Снование, сновка, навивание, заправка станка (англ. warping, beaming) — натягивание нитей основы на раму или ткацкий станок (с. 234).

Соединение утков на общей нити основы (англ. interlocking wefts round warp, dovetailing) — прием ткачества, при котором на границе цветных участков встречные утки поочередно обвивают одну и ту же нить основы и поворачивают обратно (с. 64, 261).

Соединение утков на общей нити основы групповое (кирпичное) — на границе цветных участков закрепляется сразу несколько прокидок утков, поочередно с каждой стороны (с. 66, 262).

Сумах, сумаг, сумак (англ. sumak, sumakh) — вид гладкого ковра, который целиком ткут в технике встречной обвивки (с. 146—151).

Сцепление утков двойное (англ. double-interlocking wefts) — сложный прием переплетения разноцветных утков между собой, дающий почти четкую линию на границе цветных участков (с. 67, 83, 264).

Сцепление утков между собой (англ. single-interlocking wefts) — прием ткачества, при котором на границе цветных участков нити утков переплетаются между собой в просвете между нитями основы и возвращаются каждая в свою сторону (с. 66, 263).

Счетная техника — ткачество по счету клеток технического рисунка, выполненного на клетчатой (канвовой) бумаге (с. 248).

Технический рисунок — узор ковра на клетчатой (канвовой) бумаге. Во время работы находится на станке перед глазами ткача (с. 248, 256).

Ткачество (англ. weaving) — это процесс взаимного переплетения нитей основы и утка на ткацком станке (с. 10).

Ткачество с просветами на косую нитку (англ. built-up steps) — прием раздельного ткачества цветных утков. Наклонные линии и границы цветового пятна выполняют мелкими ступеньками с образованием малозаметных просветов (с. 36—63, 258).

Ткачество с просветами на прямую нитку (в русском узорном ткачестве — закладная техника) (англ. slit-tapestry weave) — прием раздельного ткачества цветных утков. Два утка разного цвета встречаются на границе цветных участков, а затем каждый возвращается обратно. На месте встречи утков образуются просветы (щели, реле, зазоры), которые идут в вертикальном направлении (килимы, кэсы). В классической шпалере большие и малые зазоры сшивали (с. 36—63, 254). Устаревшее название — паласная техника.

Тройной венгерский узел — декоративный прием создания плоского узла, навязанного на двух нитях основы (с. 279).

Тройной греческий узел (англ. greek knot) — декоративный прием в виде трех петель, навязанных на одной нити основы одна петля над другой. Дает плотную, грубую буклированную фактуру (с. 279).

Уток, ут о чная нить (англ. weft thread) — нити, проложенные поперек нитей основы. В  гладких коврах и гобеленах создают рисунок (с. 10).

Уток дополнительный (англ. extra-weft, supplementary weft, pattern weft) — узорная нить для создания настилов или обвивок. Обычно имеет цвет, контрастный фону (с.109—119, 270, 271, 134 —153, 273—278).

Уток каркасный, скрепляющий (англ. ground weft) — нить, проложенная по всему ряду полотняным или репсовым переплетением, скрепляющая ряды обвивок. Используется в гладких коврах, сотканных в технике обвивки (с. 275—277).

Шаблон — эскиз художника, увеличенный до натурального размера. Шаблон раскрашивают или наносят контуры рисунка. Шаблон располагают непосредственно под (за) нитями основы (глазомерная техника) (с. 245—249).

Шпалера — вид настенного сюжетного (ковер-картина) или декоративного высокохудожественного ковра. Устоявшееся в России обозначение старинных ковров, созданных вручную, главным образом в технике гладкого ткачества.

Шпалерное переплетение, ткачество — уточный репс с сюжетным или декоративным рисунком, выполненный разнообразными приемами гладкого ткачества шпалер и гобеленов. То же, что гобеленовое переплетение, ткачество. Предпочтительнее термин «гладкое».

Штриховка — декоративный прием в ткачестве шпалер, гобеленов, коптских тканей, украинских килимов, румынских скоарцэ и др. Постепенный переход от одного цвета к другому с помощью прямых линий, зубцов или штрихов свободной конфигурации (с. 90—93, 265—267).

Эскиз (англ. sketch) — небольшой рисунок будущего ковра, гобелена в цвете (с. 245—249)».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: