Вставьте слова на место пропусков.




Олимпиада по культуре речи

Для учащихся 9-11 классов

Доброго времени суток, уважаемые школьники!

Вам предоставляется возможность поучаствовать в олимпиаде по направлению «Культура речи». За каждое задание Вы получаете определенное количество баллов (указано в скобках). Удачи!

 

I. Блок занимательных заданий (Макс. 65 баллов)

1. Архитектурно-строительный институт отправил поздравительные открытки французским студентам Жану, Мишель, Даниэлю, Фредерик и Анджелайн. Скольким девочкам послали открытки?

(3 балла)

 

2. Назовите жителей городов, укажите варианты:

· Архангельск - …

· Курск - …

· Омск - …

· Орел - …

· Тула - …

· Нижний Новгород -…

· Псков - …

· Одесса - …

· Уфа - …

· Набережные Челны - …

(6 баллов)

 

3. Решите задачу:

В комнату вошел некто в черном. От страха Николай упал навзничь, Валентин повалился ничком, а Андрей и Сергей пали ниц. Чье лицо или чьи лица увидел некто в черном?

(6 баллов)

 

Ниже приведены «зашифрованные фразеологизмы». Расшифруйте их и определите значение фразеологизмов (можно привести пример употребления)

· Бросать мелкие стеклянные цветные бусины перед домашними парнокопытными нежвачными животными.

· Сжимать себя зубами место сгиба локтя.

· Домашние животные семейства кошачьих царапают когтями на внутреннем мире человека.

· Наливая, добавить жировое вещество в горящие светящиеся газы большой температуры.

· Сохранять кусок твердой горной породы в пространстве между грудью и прилегающей одеждой.

· Принять сидячее положение, поместившись в резиновую обувь.

· За 7 старых русских мер длины пить большими глотками студенистое жидкое кушание.

· Приобрести в собственность самца кошки в сделанном из мягкого материала вместилище для чего-нибудь сыпучего

· Крупное хищное животное с длинной шерстью и толстыми ногами придавило ногой наружную часть органа слуха.

(Макс. 8 баллов)

 

Вставьте слова на место пропусков.

Эти слова входят в одно словообразовательное гнездо, только корень может быть представлен в разных фонетических вариантах.

Один из вариантов найдем в существительном _______ (1) со значением «совокупность звуков, возникающих в результате колебания связок в гортани человека или животного». Однокоренное прилагательное __________ (2) используется в составном наименованиях, обозначающих современные приспособления для работы в интернете, и употребляется со словами поиск, меню, ввод, набор, блокнот и проч.

В.В.Виноградов отмечает, что в начале XVIII в. загаданное существительное получает также более отвлеченное значение — `мнение'. От существительного в этом значении производится в 30—40-х годах XIX в. глагол ______________(3) со значением «высказывать свое мнение, склоняться на сторону кого-нибудь» и от него отглагольное существительное _________________________(4).

Другой вариант этого корня встретим в старославянском слове, уже устаревшем, сохранившемся во фразеологизме со значением «безответный призыв, неуслышанная мольба» ____________ (5). Этот же вариант корня увидим в лингвистическом термине, значение которого можно описать так: «______________________(6) звук, образующийся в результате прохождения воздушной струи через преграду в каком либо месте речевого аппарата». Такой же вариант корня есть в глаголе __________________________(7) со значением «попросить прибыть, прийти в гости или на праздник». Тот же корень в существительном __________________ (8), образованном от этого глагола.

(Макс. 9 баллов)

 

6. Многие пословицы по степени абстрагирования выходят на уровень философских сопоставительных категорий, например: форма и содержание («Криво дерево, да яблочки сладки»), причина и следствие («Как аукнется, так и откликнется»), качество и количество («С миру по нитке – голому рубаха»). Определите, к каким смысловым группам относятся следующие пословицы.

· Что посеешь, то пожнешь

· Не все то золото, что блестит

· Мал золотник, да дорог

· Каков поп, таков и приход.

· Лучше меньше, да лучше.

· Встречают по одежке – провожают по уму.

(Макс. 5 баллов)

 

7. В. Даль предлагал заменить некое иностранное слово на русское «колоземица» или «мироколица». Укажите, что же это за иностранное слово. Объясните предложенные Далем варианты.

(Макс. 4 балла)

8. Отредактируйте предложения (может быть несколько вариантов исправлений), объясните причину ошибки.

1) Ученик, раскроющий тему глубоко, получит высокую оценку.

2) Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление.

3) Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна.

4) Герой Булгакова – явный прототип христианского Иисуса Христа.

5) Ипподром приобрел двадцати четырех прекрасных скаковых лошадей.

6) Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны.

7) Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так и не смогла оправиться от удара, хотя и прожила еще 10 лет, умерев в возрасте 35 лет.

8) Строители дома придавали первоочередное внимание своевременному окончанию работы.

9) Август и Каролина Шлегели посетили концерт известного певца.

10) Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их собрать и напечатать в газете.

(Макс. 10 баллов)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: