Общая характеристика основных источников права социального обеспечения.




Первую группу источников составляют акты, нормы которых обладают высшей юридической силой.

Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция РФ – основной источник права социального обеспечения. В действующей Конституции закреплены основополагающие начала организации в стране социального обеспечения и правовой статус граждан в данной сфере общественной жизни (ст. ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.

Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

К данной группе относятся также нормы международных актов и договоров. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

К ним относятся нормы Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г, Европейской социальной хартии от 3 мая 1996 года, ратифицированной Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 101-ФЗ.

К первой группе источников также относятся конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), закрепляющей важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).

Важное значение в праве социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Новыми источниками права социального обеспечения являются соглашения, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое.

Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства – члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения.

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы – федеральные и принятые субъектами Российской Федерации.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. К данной группе источников, как уже было сказано, относятся также и законы субъектов Российской Федерации, которые, как правило, предусматривают дополнительные гарантии по социальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а также малоимущих слоев населения, проживающих на территории данного конкретного субъекта.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в Федеральных законах, регулирующих пенсионное обеспечение:

• Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

• Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "О

 

государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

 

• Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400 «О страховых пенсиях»;

• Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 424 «О накопительной пенсии».

Существует также большой массив федеральных законов, регулирующих обеспечение граждан социальными пособиями и страховыми выплатами. Например,

• Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 28.03.2017) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018);

• Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О

 

погребении и похоронном деле";

 

• Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018);

• Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

Действует ряд федеральных законов, регулирующих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения:

• Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

• Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

• Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 14.11.2017) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

Самостоятельную группу составляют законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для инвалидов, ветеранов, семей с детьми.

• Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 30.10.2017) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изм. и доп., вступ. в силу с

01.01.2018);

•Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "О

 

ветеранах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018);

 

Целый ряд федеральных законов, принятых в конце 2013 г., принципиально меняют вектор дальнейшего развития национальной системы социального обеспечения, поскольку ими внесены существенные изменения в правовое регулирование пенсионного обеспечения, социального обслуживания, условий труда.

Речь идет о таких законах как:

 

•Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О

 

страховых пенсиях";

 

•Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О

 

накопительной пенсии";

 

•Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";

• Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 14.11.2017) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";

•Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О

 

специальной оценке условий труда";

Третью группу источников составляют подзаконные нормативные правовые акты, среди которых особое место занимают указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ, однако не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

К ним можно отнести следующие:

 

•Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 15 "О мерах по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан Российской Федерации";

•Указ Президента РФ от 26.02.2013 N 175 (ред. от 31.12.2014) "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы";

•Указ Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 (ред. от 31.12.2014) "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами"

и другие.

 

Четвертую группу среди подзаконных актов занимают нормативные постановления Правительства РФ, которые регламентируют порядок применения законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации, социальное обслуживание).

Например:

 

• Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (ред. от

 

10.05.2017) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий";

• Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 N 1386 (ред. от

 

28.08.2017) "О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим)

 

на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации";

 

• Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг" и ряд других.

Среди источников права социального обеспечения постановления Правительства РФ составляют наиболее значительную группу подзаконных нормативных правовых актов.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют федеральные министерства и ведомства.

Среди них особое место занимало Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития), которое в настоящее время преобразовано в Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд РФ), так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

Так, например, в связи с вступлением в силу федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» данным министерством был издан целый ряд приказов:

• от 10 ноября 2014 г. № 874н «О Примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг»,

• от 24 ноября 2014 г. № 938н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания»,

• от 24 ноября 2014 г. № 939н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому» и др.

По отдельным вопросам социального обеспечения Минтруд РФ

 

издает разъяснения. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения (кроме федеральных нормативных актов) издаются акты субъектов РФ.

В соответствии со статьей 72 Конституции РФ правовое регулирование в сфере социального обеспечения, как уже выше говорилось, отнесено к совместной компетенции Федерации и субъектов. Реализация данного конституционного положения осуществляется путем принятия законов, подзаконных и иных нормативных правовых актов, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Такой прием правового регулирования общественных отношений в теории права социального обеспечения рассматривается как сочетание централизованного регулирования с региональным регулированием.

Законы субъектов Федерации регулируют наиболее важные для того или иного региона общественные отношения. Государственные органы субъектов Федерации ближе всего стоят к специфическим нуждам населения. Подчас именно они могут наиболее точно выбрать средства, которые неотложны и необходимы для защиты прав населения, в том числе и в социальном обеспечении.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ существенно расширена компетенция субъектов в данной сфере, поскольку с 1 января

2005 г. им переданы полномочия по самостоятельному правовому регулированию целого ряда общественных отношений по социальному обеспечению.

В Ленинградской области был принят важнейший закон, регулирующий социальное обеспечение, это Закон Ленинградской области от 17 ноября 2017 г. N 72-оз "Социальный кодекс Ленинградской области"

На сегодняшний день динамика правового регулирования в социальной сфере свидетельствует о формировании обширного массива законодательных актов субъектов федерации.


Анализ регионального законотворчества позволяет сделать определенные выводы.

Наряду с актами субъектов Российской Федерации на современном этапе все большее значение приобретают также муниципальные, локальные нормативные акты и социально-партнерские соглашения как источники права социального обеспечения.

Цель таких актов и соглашений – устанавливать более высокую степень социальной защиты граждан на муниципальном, локальном уровне, на уровне конкретной организации.

Изучение актов социального партнерства позволяет сделать определенные выводы: данные источники права социального обеспечения дополняют федеральное (централизованное) и региональное регулирование. Локальные акты как источники права социального обеспечения приобретают важное значение на современном этапе формирования рыночной экономики. Они существенно повышают общий уровень социальной защиты граждан, поскольку предусматривают дополнительные меры социальной поддержки работающих граждан, членов их семей, а также уже бывших работников, о чем свидетельствует содержание коллективно- договорных соглашений, заключаемых в ряде организаций, число которых неуклонно увеличивается.

Основным локальным актом является коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

В целом соглашения, коллективные договоры, по сути, выявляют самые узкие места в социальной поддержке работника и членов его семьи. При этом уровень дополнительной корпоративной социальной защиты зависит от финансово-экономической ситуации в организации, отрасли, регионе.


Во многих соглашениях и коллективных договорах закрепляется, что льготы и гарантии предоставляются только при наличии финансовых ресурсов.

Такова классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: