Составление родословной
~ Альтернативные признаки (взаимоисключающие) – контрастное проявление одного признака (владение рукой: правша – левша
~ Доминантный признак – преобладающий, подавляющий рецессивного.
~ Рецессивный признак – подавляемый.
~ Фенотип – совокупность всех признаков организма.
~ Генотип – совокупность всех генов организма.
~ Зигота – оплодотворенная яйцеклетка, содержащая диплоидный набор хромосом, т.е. парное число генов.
~ Гомозигота – зигота, содержащая одинаковые аллели данного гена (АА)
~ Гетерозигота – зигота, содержащая разные аллели данного гена (Аа)..
~ Гибридизация – скрещивание организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам.).
~ Сцепленное наследование – совместное наследование генов, расположенных в одной хромосоме.
Генеалогический метод изучения наследственности — один из самых старых и широко используемых методов генетики. Суть метода заключается в составлении родословных, которые позволяют проследить особенности наследования признаков. Метод применим в том случае, если известны прямые родственники обладателя изучаемого признака по материнской и отцовской линии в ряду поколений.
Лицо, от которого начинают составлять родословную, называют пробандом.
Братьев и сестер пробанда называют сибсами
При анализе родословных следует учитывать ряд особенностей разных типов наследования признаков.
1. Аутосомно-доминантное наследование:
1)признак встречается в родословной часто, практически во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек;
2) если один из родителей является носителем признака, то этот признак проявится, либо у всего потомства, либо у половины.
|
2. Аутосомно-рецессивное наследование:
1) признак встречается редко, не во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек;
2) признак может проявиться у детей, даже если родители не обладают этим признаком;
3) если один из родителей является носителем признака, то он не проявится у детей или проявится у половины потомства.
3. Наследование, сцепленное с полом:
1) X -доминантное наследование:
♦ чаще признак встречается у лиц женского пола;
♦ если мать больна, а отец здоров, то признак передается потомству независимо от пола, он может проявляться и у девочек, и у мальчиков;
♦ если мать здорова, а отец болен, то у всех дочерей признак будет проявляться, а у сыновей нет.
2) Х-рецессивное наследование:
♦ чаще признак встречается у лиц мужского пола;
♦ чаще признак проявляется через поколение;
♦ если оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна, то признак часто проявляется у 50% сыновей;
♦ если отец болен, а мать гетерозиготна, то обладателями признака могут быть и лица женского пола.
3) Y-сцепленное наследование:
♦ признак встречается только у лиц мужского пола;
♦ если отец несет признак, то, как правило, этим признаком обладают и все сыновья.
Основные этапы решения задач
1. Определите тип наследования признака - доминантный или рецессивный. Для этого выясните:
1) часто ли встречается изучаемый признак (во всех поколениях или нет);
2) многие ли члены родословной обладают признаком;
3) имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не проявляется;
|
4) имеют ли место случаи рождения детей без изучаемого признака, если оба родителя им обладают;
5) какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей.
2. Определите, наследуется ли признак сцепленно с полом. Для этого выясните:
1) как часто встречается признак у лиц обоих полов; если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще;
2) лица какого пола наследуют признак от отца и матери, несущих признак.
3. Исходя из результатов анализа, постарайтесь определить генотипы всех членов родословной. Для определения генотипов прежде всего выясните формулу расщепления потомков в одном поколении.
Правила составления родословных
1. Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали или радиусе (для обширных родословных). Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной — арабскими.
2. Составление родословной начинают от пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола — квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.
3. Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева направо), соединив их графическим коромыслом.
4. Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.
5. На линии (или радиусе) родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив соответственно их степени родства.
|
6. На линии пробанда укажите его двоюродных и т. Д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.
7. Выше линии родителей изобразите линию бабушек и дедушек.
8. Если у пробанда есть дети или племянники, расположите их ниже линии пробанда.
9. После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители определяются уже после составления и анализа родословной).
10.Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.
11.Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.
Задача 1. Составление родословной.
У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Кареглазая женщина, у отца которой были голубые глаза, а у матери карие глаза и в роду у всех её родственников были карие глаза, вышла замуж за голубоглазого мужчину, родители которого имели карие глаза. У них родился кареглазый мальчик. Составить родословную, в которой проследить наследование карей окраски глаз.
https://www.myshared.ru/slide/105256