Динамическая характеристика – это зависимость динамического фактора на различных передачах. По ней определяются основные характеристики автомобиля [5]:
– максимальная расчетная скорость движения;
– критическая скорость движения;
– максимальное сопротивление дороги и угол подъема, который может преодолеть автомобиль;
– абсолютное и контрольное время разгона, а также путь разгона.
Определяем динамический фактор:
(1.51)
где: Рк – касательная сила тяги автомобиля;
Рв – сила сопротивления воздуха;
G0 – вес негруженого автомобиля;
Gа – вес груженого автомобиля.
Касательная сила по передачам определяется по формуле:
(1.52)
где: hтр – КПД трансмиссии автомобиля;
iкi и i0 – передаточные числа, коробки передач и главной передачи автомобиля соответственно;
rк – расчетный радиус качения ведущих колес автомобиля, мм.
(1.53)
где: Н и d – размер шин 260´508;
f0 – коэффициент, учитывающий радиальную деформацию шины; f0 =0,12..0,15.
Крутящий момент двигателя определяется по формуле:
(1.54)
где: Мкр – крутящий момент двигателя, Н×м;
Ne – мощность двигателя, кВт;
w – частота вращения коленвала, с-1.
Эффективная мощность двигателя Ne, потребная для движения автомобиля в заданных условиях определяется по следующей формуле:
(1.55)
где: yст – приведенный коэффициент сопротивления ²стандартной² дороги; yст =0,02;
кт – коэффициент, учитывающий запас мощности двигателя, необходимый для преодоления местных сопротивлений дороги без снижения скорости; кт=1,35..1,45;
к – коэффициент обтекаемости;
к = 0,60..0,80 – для грузовых автомобилей;
F – лобовая площадь автомобиля, м2;
для грузовых автомобилей F = 3,0...6,5 м2.
Строим характеристику проектируемого двигателя в сравнении с прототипом. На этом же месте строим мощности, необходимые для движения груженого и порожнего автомобиля. Определяем необходимую мощность по формуле (1.55).
Из построенных кривых графиков определяем, что максимальная скорость прототипа груженого автомобиля больше проектируемого на 2,4 %.
Расчет скорости движения автомобиля на всех передачах выполняется по формуле:
(1.56)
Сила сопротивления воздуха для скоростей движения автомобиля определяется по формуле:
(1.57)
где: Рв – сила сопротивления воздуха.
Данные расчета заносим в таблицу 1.4 и строим динамическую характеристику автомобиля.
На оси абсцисс вправо от начала координат откладываем значение скорости автомобиля, и влево и по оси ординат значение динамического фактора в одинаковом масштабе. В левой части графика строится грузовая диаграмма. Луч, проведенный из начала координат под углом 450 соответствует нагруженному автомобилю, а луч, проведенный из оси ординат под углом a=arctg(G0/Gа) – груженому автомобилю. В правой части графика строим динамическую характеристику негруженого автомобиля.
По динамической характеристике на каждой передаче можно определить основные показатели автомобиля: максимальная расчетная скорость двигателя, критическая скорость движения на каждой передаче, ускорение автомобиля, максимальные сопротивления дороги и угол подъема, который может преодолеть автомобиль.
Таблица 1.4 – Динамический фактор
Передачи | ![]() | ||||||||
![]() | 0,46 | 0,92 | 1,38 | 1,84 | 2,30 | 2,77 | 3,13 | 3,69 | |
![]() | 0,583 | 0,619 | 0,607 | 0,592 | 0,583 | 0,57 | 0,55 | 0,442 | |
![]() | 0,53 | 0,57 | 0,57 | 0,57 | 0,57 | 0,56 | 0,54 | 0,439 | |
![]() | 0,89 | 1,79 | 2,68 | 3,57 | 4,47 | 5,36 | 6,08 | 7,15 | |
![]() | 0,3 | 0,319 | 0,313 | 0,306 | 0,3 | 0,29 | 0,29 | 0,232 | |
![]() | 0,275 | 0,294 | 0,296 | 0,294 | 0,3 | 0,29 | 0,28 | 0,225 | |
![]() | 1,44 | 2,88 | 4,32 | 5,77 | 7,21 | 8,65 | 9,80 | 11,53 | |
![]() | 0,186 | 0,198 | 0,193 | 0,189 | 0,19 | 0,18 | 0,18 | 0,14 | |
![]() | 0,171 | 0,182 | 0,183 | 0,181 | 0,179 | 0,18 | 1,17 | 0,135 | |
![]() | 2,35 | 4,7 | 7,06 | 9,41 | 11,76 | 14,1 | 18,82 | ||
![]() | 0,114 | 0,12 | 0,117 | 0,113 | 0,109 | 0,10 | 0,09 | 0,073 | |
![]() | 0,104 | 0,111 | 0,11 | 0,108 | 0,105 | 0,1 | 0,09 | 0,07 | |
![]() | 3,6 | 7,2 | 10,8 | 14,4 | 18,0 | 21,6 | 24,0 | 24,22 | |
![]() | 0,074 | 0,077 | 0,072 | 0,067 | 0,06 | 0,05 | 0,04 | 0,021 | |
![]() | 0,068 | 0,071 | 0,068 | 0,063 | 0,05 | 0,05 | 0,04 | 0,019 |