История отечественного телевидения




 

1. Становление единой информационно-пропагандистской системы телевещания в СССР (1950-1970 гг.). Главная предпосылка ее возникновения – становление и упрочение местного телевидения, а процесс централизации был на этом этапе развития не только исторически закономерным, но и объективно необходимым. Региональные телестудии готовили передачи «всеохватной» тематики, вступая в ненужную конкуренцию с общесоюзными телепрограммами и, как правило, проигрывая им. Это дало основания для вывода о «нерентабельности» местного телевидения. Плюс трудоемкость телевизионного производства, большие затраты на оборудование. Именно поэтому руководство Гостелерадио СССР в 80-е годы заняло позицию, ведущую к откровенному сворачиванию местного телевидения. Вначале телевидение воспринималось как средство доставки на дом потребителям произведений других искусств – кино, театра, эстрады, возможность показа спортивных мероприятий. Важная страница в истории становления отечественного телевидения – освещение Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г. в Москве. Именно в это время на Шаболовке создаются первые журналистские редакции: фестивальная и «Последних известий». Во исполнение постановления ЦК КПСС 1959-1960 гг. на ТВ пришли журналисты. Телевидение становится средством массовой информации и пропаганды – СМИП. Пропаганда становится основой всех передач. Затем – внедрение видеомагнитной записи, приход на пост председателя Гостелерадио СССР Лапина С.Г. Эпоха Брежнева – это время застоя в советской экономике и общественной жизни и одновременно время застоя на ТВ.

2. Телевизионный прожектор перестройки (1985-1991). Конец 80-х – начало 90-х годов ХХ века – время коренных преобразований, реформ в области экономики, политики, общественной жизни, время развенчания идеологических клише и психологических стереотипов, крушения идолов и кумиров, которые считались авторитетами. Децентрализация, разграничение функций центра и регионов, местное самоуправление, суверенитет территорий – это двуединые процессы развития ТВ-вещания, взаимодействия местных студий друг с другом и с центральными программами. Монополия, да еще политически зависимая, с неизбежностью ограничивает вещательную политику. Тупиковая ситуация, в которой оказалось центральное телевидение, не признавалась публично. Позже появилась идея альтернативного ТВ. С февраля 1991 г. отечественное ТВ вступило в период, когда окончательно завершилось многолетнее господство Гостелерадио СССР. В телевизионное производство внедрились рыночные отношения.

 

3. ТВ переходного периода (1991-2001 гг.) Центральное телевидение трансформируется из Гостелерадио СССР в государственную телерадиокомпанию «Останкино», ставшую, по сути, чисто московской организацией, а не межгосударственным каналом СНГ. На базе 2 канала формируется Всероссийская государственная телерадиокомпания (РТР, телеканал «Россия»). Ликвидация центрального телевидения сделала региональные студии значительно автономней, а ослабление государственного диктата привело к возникновению в стране множества мелких полулегальных студий кабельного ТВ, представлявших собой «коллективное видео», а не ТВ, и живших за счет взимания с абонентов платы за показ пиратских видеозаписей. Введение в 1992 г. лицензирования вещания позволило немного навести порядок с кабельными студиями и узаконить негосударственное ТВ. Важнейший процесс этого периода – для госкомпаний открылась возможность продавать рекламное время в своих программах. Коммерциализация привела также к тому, что возник ряд телекомпаний, ориентированных прежде всего на рекламодателей. В стране началось бурное развитие теле- и радиорекламных агентств, что привело к тотальной коммерциализации ТВ на всех уровнях.

Плюсы этой ситуации:

- за счет независимой финансовой политики и аккумуляции лучших творческих кадров частные телекомпании производили продукцию более высокого качества, чем государственные. Телезрители, стало быть, оказались в выигрыше.

- финансовые вложения частных компаний в производственные мощности позволили поднять технологический уровень отечественного ТВ.

Кроме того, заинтересованность в российском телевизионном рынке начали проявлять иностранные телекоммуникационные структуры. Детищем же отечественного бизнеса стала телекомпания НТВ, которая начала свои передачи в 1993 г. Ее концепция – человек должен иметь прежде всего качественные информационные программы. «Новости – наша профессия» - такой слоган выбрало руководство НТВ. Программы: «Сегодня» - ежедневные информационные выпуски, «Намедни» Л.Парфенова и «Итоги» Е.Киселева. Появление канала НТВ – безусловный «прорыв» на отечественном ТВ-фронте. Таким образом, с начала 90-х годов, в результате процессов демонополизации, децентрализации, деструктуризации, бурно протекающих в системе отечественного ТВ, возникло и упрочилось то самое альтернативное телевещание, о котором говорили, спорили, мечтали журналисты накануне распада СССР. Столь сложные, закономерные и все же неожиданные для отечественного ТВ процессы протекали во многом стихийно. Итогом этих перемен стал переход к рыночным отношениям. Главная цель этих процессов – создание конкурентной ситуации, при которой в борьбе за зрителя все программы были вынуждены корректировать свою деятельность. Кроме того, произошла дифференциация процесса телевизионного производства на вещательные и программо-производящие телеорганизации. Первые – телекомпании, имеющие непосредственный доступ к эфиру (Первый, РТР). Компании, занимающиеся только производством телепрограмм, получили название продюсерских фирм (ВИД А.Любимова, АТВ А.Малкина и Прошутинской). Кроме вещательных и продюсерских, возникли также дистрибьюторские фирмы. Это посредники между производителями и вещателями. Таким образом, если советское ТВ сводило всю классификацию на центральное и местное вещание, то к середине 90-х годов российское ТВ имело более сложную классификацию:

По способу трансляции:

- эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения сигнала от телевышки до телесистемы потребителя);

- спутниковое (например, «Космос – ТВ» - совместное предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний);

- кабельное;

По типу деятельности:

- вещательные;

- программо-производящие;

- дистрибьюторы;

По принципу образования:

- из старых структур («ВИД», «АТВ» и пр.);

- новообразованные (канал «ТВ-6 Москва»)

По охвату аудитории:

- общероссийские (Россия);

- межгосударственные (Первый канал);

- региональные;

- местные (от областных студий до кабельных сетей микрорайона);

По специализации программ:

- общие;

- специализированные;

По финансированию:

- бюджетные (государственные – Россия2);

- самофинансируемые (коммерческие – за счет доходов от рекламы, абонентской платы, за счет спонсоров)

По форме собственности:

- государственные;

- негосударственные (частные, АО, ООО, ТОО).

Тенденции развития телевидения: в трудных экономических условиях - экономическая зависимость от правительства и коммерческих структур, в результате - перестройка работы по принципу рыночных отношений. Провозглашение суверенитета России привело к созданию Российской телерадиокомпании. С большим трудом вступало в строй Российское ТВ. Монопольное право Всесоюзной телерадиокомпании на технические средства позволяло ей всячески препятствовать нормальной работе Российского телевидения, которому был предоставлен второй канал. С 16 мая 1991 регулярно стала выходить информационная программа РТР “Вести” (вначале один раз в день, а затем 3).

В систему ТВ и радиовещания РФ вошли: Российская государственная телерадиокомпания “Останкино” - 1 программа “Останкино”; Всероссийская государственная телерадиовещательная компания - 2 программа; Московская программа - 3 канал; Образовательная программа “Российские университеты” - 4 канал; Канал независимого телевидения - НТВ (4 канал); “ТВ-6 - Москва” - 6 канал. Важное место в системе Российского ТВ занимает программа “Петербург” - 5 канал.

В 90-е в системе телерадиовещания РФ возникли также негосударственные (альтернативные) организации. Право на ведение телерадиовещания получили 12 независимых организаций и 20 - на деятельность по связям в области ТВ и РВ. В конце февраля 1991 было создано Управление по телевидению и радиовещанию при Министерстве печати и информации РФ. Главной его целью было избежать монополизации телерадиовещания и помочь становлению индивидуального «почерка» в программах местных студий. Распад СССР принес идеологическое освобождение, в 90-е формируется рынок. Разделение процесса на производство и выдачу программ в эфир - первый показатель новых рыночных отношений. Появление конкуренции в области идеологической деятельности - безусловный плюс современности. Но с одной стороны, он изменила программную политику не в лучшую сторону, а с другой - позволила пойти навстречу основному контингенту телезрителей.

 

Телевидение за рубежом

Первые телевизионные передачи состоялись в Германии: телесеанс для 30-строчного телевизора - в 1928 г., экспериментальное телевещание началось в 1935 г. Затем в 1936 г. в Ве­ликобритании телестанция Би-би-си начала регулярные передачи, кото­рые продолжались до 1939 г., когда экраны телевизоров потухли в связи с войной. Для США 1939 г. стал вехой телевизионной истории, когда на нью-йоркской Всемирной выставке президент Радиокорпорации Амери­ки (RCA) Давид Сарнов произнес: «А теперь мы добавляем изображение к звуку». Этими словами он объявил начало телевидения и привлек к не­му внимание всей страны.

Можно назвать еще одну точку отсчета. 1 июля 1941 г. была выдана первая лицензия на коммерческое телевещание станции, принадлежавшей Радиокорпорации Америки. Во время войны в США работало 6 телестанций. Настоя­щая «телевизионная лихорадка» в мире началась после войны. В 1947 г. в США насчитывалось 29 заводов, производящих телевизо­ры, к 1950 г. их число перевалило за сотню. В 1950 г. только три страны мира имели телевидение: СССР, США и Англия. Регулярные телепереда­чи начали в 1951 г. Франция, Голландия, Япония, в 1952 - Польша, в 1953 - Бельгия, Швейцария, в 1954 - Чехословакия, Дания, ФРГ, Италия, ГДР, в 1955 - Люксембург, в 1956 - Австрия, Португалия, Швеция, в 1957 - Румыния, в 1958 - Венгрия, в 1959 - Болгария, в 1960 г. - Фин­ляндия, Норвегия.

Довольно пестрая картина сложилась в мире в отношении собственности над электронными коммуникациями. Возникнув и развившись на базе радиовещания, телевидение и вошло в организационную структуру радиовещания в каждой стране. В большинстве стран телевидение - государственная собственность (Алжир, Бельгия, Бирма, Греция, Индия, Индонезия, Испания, Исландия, КНР, Куба, Египет, Финляндия). В ряде стран государственная собственность соседствует с частной (Австралия, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Филиппины, Франция, Япония). Классическая страна коммерческого телевидения - США. Новые телевизионные структуры, такие, как спутниковое телевидение «Интелсат», это совместная собственность организаций и государств, среди которых США занимает доминирующее положение.

В 1964 г. президент Франции де Голль, говоря о своей борьбе с оппозицией, отметил: «У них пресса, у меня РТФ (радио и телевидение Франции), и я намерен сохранить его». Ряд «частных» станций радио и телевидения находились в скрытой зависимости от французского правительства. Государственная монополия на эфир закончилась во Франции в 1982 г. В 1989 г. работали два общенациональных государственных канала А-2 и ФР-3, которым было предано 70 процентов всей аудитории, а также 4 коммерческих канала: «ТФ-1», «5-й канал», «М-6», «Канал плюс».

В Италии официальная монополия РАИ - итальянской радиотелевизионной организации - закончилась в начале 70-х годов. В 1974 г. итальянские суды разрешили существование станций коммерческого телевидения, вызвав волну их стихийного строительства. Коммерческие станции имеют локальный (региональный), а не общенациональный характер. Рупором нации остается РАИ. Основные задачи РАИ формирует постоянная парламентская комиссия сенаторов и депутатов. Президент РАИ избирается советом директоров. В апреле 1975 г. был принят закон о политической независимости РАИ. В 1976 г. вещание было разделено на две категории: 1-й телевизи­онный канал и 2-я радиосеть курируются христианскими демократами, 2-й телевизионный канал и 1-я радиосеть - социалистами. Новый закон, регламентирующий телевизионную журналистику, при­нят в Италии 6 августа 1990 г. - после десяти лет обсуждений многочис­ленных парламентских законопроектов. По закону запрещено прерывать демонстрацию фильма рекламной паузой более одного раза в течение 45 минут. Рекламные паузы в мультфильмах запрещены. Антимонопольные меры включают положение, по которому фирма или отдельное лицо не имеют права владеть более чем тремя каналами.

Великобритания - страна общепризнанной высокой информационной культуры. Корпорация Би-би-си основана королевским указом и считается многими специалистами уважаемой и незыблемой. Руководящий Совет директоров, состоящий из 12 человек, назначается на 5 лет королевой. Совет выбирает исполнительного генерального директора. Решение совета окончательно, обжалованию не подлежит и, как правило, отличается сбалансированностью и хорошим вкусом. Глава новостей Би-би-си Ричард Френсис говорил как-то: «Если звонит официальное лицо с протестом по поводу какой-либо программы, желание дать эту программу в эфир сразу удваивается. Если бы мы отменили программу по приказу сверху, аудитория отвернулась бы от нас. Это чувство в основном и делает нас свободными от вмешательства».

Одна из самых развитых стран в области электронных средств журналистики - Япония. Японцы боготворят телевидение. В Японии государственная и коммерческая телевизионные сети родились почти одновременно, в начале 50-х годов. Мощная государственная сеть - Японская вещательная корпорация (Эн-эйч-кей) работает на двух каналах. Сеть существует за счет госбюджета и абонентной платы. Частное телевидение, принадлежащее в основном крупным газетным концернам, действует на основе лицензий, выдаваемых на три года министерством почт и телекоммуникаций. В период становления телевидения Япония копировала американские образцы и заполняла эфир американской продукцией. В конце 80-х годов программы иностранного происхождения составляли 4-5% эфирного времени. Япония взяла на вооружение иной американский образец: она стала «закрытым обществом» для проникновения теле­импорта, занявшись широким телеэкспортом. Львиную долю телепродукции для зарубежья составляют японские мультфильмы. Отвергнув американский вестерн, японское телевидение предложило свой, вариант - самурайскую драму. В японских «мыльных операх» специфика заключается в национальном рисунке поведения героев. Японские телесериалы растяги­ваются на годы, как в США или Латинской Америке. Второй канал Эн-эйч-кей - широко открытое окно в мир знаний. В се­редине 80-х годов он давал до 60 телециклов в неделю: 20 дисциплин, изучаемых в средней школе, 10 - по программе колледжей, заочный телеуниверситет, курсы по изучению языков, технические учебные курсы. Учебные программы принимает свыше 80 % детских садов, 95 % начальных школ, больше половины старших классов.

Японское законодательство налагает такие требования к содержанию телепрограмм:

- передавать программы высокого качества, которые удовлетворяют запросы людей и поднимают их культурный уровень;

- сочетать общенациональные программы с программами местного характера;

- вносить вклад в сохранение традиционной культуры и широко про­пагандировать современную культуру.

Для всего японского вещания существуют незыблемые принципы:

- защищать общественное спокойствие и общественную мораль;

- придерживаться политической нейтральности;

- представлять все точки зрения по сложным вопросам;

- соблюдать сбалансированность в информационных, образователь­ных, культурных, развлекательных программах.

На невысокой ступени развития телевидения к 90-м годам находились многие страны Азии, Африки, Латинской Америки. В ряде африкан­ских стран обеспеченность телевизорами - 2 аппарата на 100 жителей. Средний показатель для арабских стран в 90-х годах - 12 телевизоров на 100 жителей, в то время как в богатых странах Персидского залива он в 4-5 раз выше. Развивающиеся страны еще в 70-е годы приняли ряд совместных ре­шений с целью оградить национальные СМИ от иностранного влияния, провозгласив политику «справедливого информационного порядка» во­преки «электронному империализму», выступающему под флагом сво­бодного потока информации. Политика эта была поддержана ЮНЕСКО, но встречена в штыки Западом, особенно США. Тем не менее, хотя и с большим трудом, она проводится в жизнь. С целью регулирования теле­импорта и укрепления собственного телепроизводства в ряде стран при­няты квоты. В Индии квота для иностранных программ в эфире 20%, в Шри Ланке - 40, в Малайзии - 70. Кстати говоря, в европейских странах квоты подобного рода существуют давно.

Производст­венная база телевидения США такова, что телепрограмм на ней делается больше, чем их может вместить эфир, и прежде всего потому, что Голли­вуд стал телевизионным, заполняя своей продукцией малые экраны мира, как прежде он заполнял большие. Основная масса коммерческих телестанций США группируется под эгидой национальных радиосетей; ведущими были три - «Американская вещательная компания» (Эй-би-си), «Национальная вещательная компа­ния» (Эн-би-си), «Вещательная компания Коламбия» (Си-би-эс). Функционируют сотни мелких региональных телесетей коммерческого харак­тера, а также станции некоммерческие, просветительского характера (образовательные), существующие на субсидии от правительства и взно­сы различных фондов; они объединились в национальную сеть - «Обще­ственная вещательная система» (Пи-би-эс).

1 июня 1980 г. в истории телевидения произошло важное событие. Из коммуникационного центра в американском городе Атланта, ставшем отныне одной из информационных столиц мира, началось вещание спут­никово-кабельной сети новостей «Кейбл ньюс нетуорк» (Си-эн-эн). С тех пор Си-эн-эн разносит новости круглые сутки на телеэкраны всего мира. Помимо международных и национальных новостей журналисты сети ре­гулярно ведут репортажи о спорте, финансах и погоде, а также интервью, женские шоу. Сеть Эй-би-си заявила об образовании своей кабельной новостийной службы по типу Си-эн-эн, то же делает Си-би-эс.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: