Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)




5. РСЧС предназначена для предупреждения ЧС, а в случае их воз­никновения - для обеспечения безопасности и защиты населения, окружаю­щей природной среды и уменьшения материальных потерь, локализации и ликвидации ЧС.

Ее деятельность организуется в соответствии с Конституцией и фе­деральными законами РФ, указами и распоряжениями Президента, постанов­лениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, норматив­ными правовыми актами ее субъектов и Положением о единой государствен­ной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Вопросы предупреждения и ликвидации ЧС в мирное время (гражданс­кой защиты) относятся к совместному ведению федеральных органов госу­дарственной власти РФ и ее субъектов.

6. Основными задачами РСЧС являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспе­чению защиты населения и территорий от ЧС;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, защиту населения и территорий, повышение устой­чивости функционирования предприятий, учреждений и организаций при ЧС, независимо от их организационно-правовых форм;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

сбор, обработка, обмен и выдача информации по вопросам защиты на­селения и территорий от ЧС;

подготовка населения к действиям при ЧС;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации ЧС;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля по защите населения и территорий от ЧС;

обучение и подготовка населения к действиям при чрезвычайных си­туациях, подготовка и повышение квалификации специалистов РСЧС;

организация и проведение работ по локализации и ликвидации ЧС;

осуществление мероприятий по социальной защите и жизнеобеспече­нию, пострадавшего населения, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

осуществление международного сотрудничества по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

Формирование и проведение единой государственной политики по пре­дупреждению и ликвидации ЧС, определяющей основные направления по со­вершенствованию и дальнейшему развитию РСЧС, осуществляются через Меж­ведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС[4]).

7. РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ[5]), органов местного самоуправления[6]) и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

 

 

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет уровни: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы - комиссии по ЧС, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от ЧС (ГОЧС), а так­же органы повседневного управления (пункты управления и дежурные служ­бы), силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, сис­темы связи, оповещения, информационного обеспечения.

8. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ и состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению этих территорий.

Каждая территориальная подсистема предназначена для предупрежде­ния и ликвидации ЧС на подведомственной территории.

Задачи, организационная структура, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положени­ями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами ис­полнительной власти субъектов РФ и согласованными с региональными центрами МЧС России.

9. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти (министерствами, госкомитетами, федеральными службами, агентствами и надзорами) для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и в подчиненных им отраслях экономики.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функцио­нальных подсистем РСЧС на федеральном и региональном уровнях определя­ются положениями, утверждаемыми руководителями соответствующих феде­ральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России, а на территориальном, местном и объектовом уровнях согласовываются с вы­шестоящими министерствами, ведомствами, организациями РФ, предприятия­ми и учреждениями, на базе которых они создаются, а также с соответс­твующими органами управления ГОЧС и утверждаются главами администраций (председателями комиссий по ЧС) субъектов РФ.

Положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликви­дации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации ут­верждается Правительством РФ.

10. Координирующими органами РСЧС являются:

на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по ЧС и ведомс­твенные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъ­ектов РФ, - региональные центры МЧС России;

на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ,- комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;

на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта - комиссии по ЧС органов местного само­управления;

на объектовом уровне, охватывающем территорию организации, производственного участка или объекта, - объектовые комиссии по ЧС.

11. Положение о Межведомственной комиссии по ЧС, ее состав ут­верждается Правительством РФ.

Положения о комиссиях по ЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также об объектовых комиссиях по ЧС, их составе утверждаются решениями руководителей соответствующих федеральных органов

исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления,

организаций и согласовываются с вышестоящими органами управления.

12. На каждом уровне РСЧС работу комиссий по ЧС обеспечивают пос­тоянно действующие органы управления ГОЧС, которыми являются:

на федеральном уровне - МЧС России, в федеральных органах испол­нительной власти - управления (отделы) ГОЧС;

на региональном уровне - региональные центры (РЦ);

на территориальном и местном уровнях - органы управления ГОЧС (управления, комитеты, отделы), создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне - отделы (секторы) ГОЧС или специально наз­наченные лица.

13. К органам повседневного управления РСЧС относятся: пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях); оперативные дежурные службы органов управления ГОЧС на всех их уровнях;

дежурно-диспетчерские службы (ДДС) и специализированные подразде­ления федеральных органов исполнительной власти (министерств, ве­домств, организаций РФ) и объектов экономики;

дежурные службы подразделений ассоциации спасательных формирова­ний России, добровольных общественных объединений, привлекаемых к лик­видации ЧС, и другие силы и средства, определенные Правительством РФ.

Органы повседневного управления РСЧС размещаются на пунктах уп­равления, оснащенных соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, и поддерживаются в постоянной

готовности.

На органы повседневного управления возлагается: постоянный конт­роль за обстановкой, обеспечение устойчивого управления подчиненными

органами и силами РСЧС, организация непрерывного информационного обес­печения органов управления ГОЧС.

14. В МЧС России к органам повседневного управления РСЧС относят­ся оперативные подразделения Министерства, которыми являются:

при функционировании РСЧС в режимах повседневной деятельности и повышенной готовности - оперативная дежурная смена (ОДС) МЧС Рос­сии, осуществляющая постоянное круглосуточное оперативное дежурство на Центре управления в кризисных ситуациях (ЦУКС);

при введении режима чрезвычайной ситуации в МЧС России действуют создаваемые только на период ликвидации ЧС федерального, регионального и других масштабов оперативный штаб ликвидации ЧС (ОШ ЛЧС) и оператив­ная (оперативные) группа (ОГ) МЧС России.

ОШ ЛЧС одновременно является рабочим органом Межведомственной (правительственной) комиссии по ЧС. При ОШ ЛЧС развертываются ОГ ми­нистерств и ведомств РФ, привлекаемых к ликвидации ЧС.

Структура, состав и задачи оперативных подразделений определяются приказами МЧС России.

В других министерствах и ведомствах РФ создается постоянно дейс­твующая дежурная служба, а также выделяются оперативные группы, пред­назначенные для действия в районах (на объектах) ЧС.

15. Основными задачами оперативных подразделений МЧС России явля­ются:

ОШ ЛЧС: подготовка вариантов решений и обеспечение деятельности Межведомственной (Правительственной) комиссии по ЧС; организация взаи­модействия с органами управления министерств, ведомств РФ, привлекае­мых к ликвидации ЧС; организация планирования и проведения аварий­но-спасательных и других неотложных работ; координация действий под­разделений МЧС России, территориальных и функциональных подсистем РСЧС;

ОГ: оценка масштабов ЧС в районе бедствия и прогнозирование воз­можных ее последствий; подготовка предложений Министру МЧС России для принятия решения по ликвидации ЧС; осуществление непосредственного ру­ководства по проведению аварийно-спасательных и других неотложных ра­бот; организация и поддержание непрерывного взаимодействия с органами управления РСЧС и другими органами управления сил, привлекаемых к лик­видации ЧС;

ОДС: организация сбора, анализа, обработки и отображения информации о ЧС; подготовка предложений руководству МЧС России для принятия решения, обеспечение развертывания ОШ ЛЧС и непрерывное ее информиро­вание об обстановке.

16. Непосредственное руководство действиями органов управления и сил РСЧС на всех их уровнях осуществляют начальники гражданской оборо­ны - председатели соответствующих комиссий по ЧС через своих штатных заместителей, подчиненные им органы управления ГОЧС и органы управле­ния функциональных подсистем (служб ГО).

17. В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъ­ектов РФ, местного самоуправления и организаций, участвующих, в соот­ветствии с возложенными на них обязанностями, в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объек­тов и ликвидации ЧС.

Состав сил и средств постоянной готовности федерального уровня определяется Правительством РФ, а в территориальных подсистемах - ор­ганами исполнительной власти субъектов РФ.

18. Силы и средства РСЧС подразделяются на силы: наблюдения и контроля, предупреждения и ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля РСЧС осуществляют наблюде­ние и контроль за деятельностью потенциально опасных объектов, состоя­нием окружающей природной среды, качеством пищевого сырья и продуктов питания, сохраняют и обрабатывают данные об обстановке, осуществляют ее прогнозирование и информируют органы управления об угрозе ЧС.

Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС выполняют мероп­риятия по предупреждению ЧС и уменьшению ущерба от них, защите населе­ния и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В состав этих сил входят соединения и части Войск ГО РФ, различ­ные военизированные и невоенизированные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения их работы в автономном режиме и находящиеся в постоянной готовности к экстренным действиям. Они могут привлекаться к действиям по распоряжению МЧС России и других органов управления ГОЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, субъектов РФ, местного самоуправления и организациями РФ.

Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб, и подразделений могут соз­даваться также и нештатные аварийно-спасательные формирования, пред­назначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

19. Кроме сил РСЧС, к ликвидации ЧС могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Министерства обороны Российской Федера­ции[7]), других войск и воинских формирований в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел при ликвидации ЧС применя­ются в соответствии с задачами, возложенными на них законами и другими правовыми актами РФ и ее субъектов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: