Причины и условия, вызывающие межличностные конфликты.




В соответствии с концепцией Р.Л.Кричевского (1996) можно выделить три основные группы причин, вызывающих конфликты:

1. Группа причин, порожденных процессом деятельности:

· технологическая взаимозависимость и взаимосвязь работни­ков, когда действия одного негативно влияют на эффективность действий другого. Например, выполнение задания бригадой, командой, когда действия одного ставят под удар действия всех;

· перенос проблем, решаемых по вертикали на горизонтальный уровень отношений. Например, нехватка оборудования и инструментов иногда ведет к напряженности в отношениях по горизон­тали;

· невыполнение функциональных обязанностей в системе "руко­водитель - подчиненный". Например, руководитель не обеспечивает надлежащих условий деятельности для подчиненных или подчиненные не выполняют требования руководителя, что ведет к типичному вертикальному конфликту;

· несоответствие поступков человека принятым в данном кол­лективе нормам и жизненным ценностям. Например, попадая в новый коллектив, человек не может сразу усвоить нормы межличностных от­ношений, царящих там, и это ведет к конфликту.

 

2. Группа причин, порожденных психологическими особенностями человеческих отношений:

· взаимные симпатии и антипатии;

· неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе (наличие противоборствующих группировок, культурных различий и др.);

· плохая психологическая коммуникация (люди не считаются с потребностями других, не учитывают их состояния);

· нарушения принципа территориальности (когда нарушаются установленные эмпирические зоны и территории, которые существуют у каждого человека).

 

3. Группа причин, порожденных личностным своеобразием членов коллектива:

· неумение контролировать себя;

· низкий уровень самоуважения;

· повышенная тревожность;

· агрессивность;

· некоммуникабельность;

· чрезмерная принципиальность в сочетании с догматизмом и др.

По мнению Н.Ф.Вишняковой (2000), конфликты типа “руководитель - подчиненные” возможны в следующих ситуациях делового общения:

· игнорирование традиций и норм поведения, уже сложившихся в организации;

· выбор приближенных и избранных, которым руководитель всячески начинает покровительствовать;

· ироническое отношение к мнению коллектива.

· принятие управленческих решений под давлением;

· слабое контролирование управленческих ситуаций;

· отсутствие интереса к проблемам подчиненных;

· ощущение постоянной нехватки времени из-за постоянных попыток решать проблемы подчиненных;

· осуществление несвоевременного контроля за процессом исполнения управленческих решений;

· принятие решений, не учитывающих характер работы и взаимоотношений;

· нерешительность, искаженное видение системы управленческих взаимодействий;

· принятие управленческих решений на основе информации доверенных лиц, а не коллектива.

По мнению А.В.Аграшенкова (1997) среди причин конструктивных конфликтов:

· неблагоприятные условия работы;

· несовершенная система оплаты труда;

· недостатки в организации труда;

· неритмичность работы;

· сверхурочные работы;

· упущения в технологии (особенно те, от которых страдает заработок работника, причем не по его вине);

· несоответствие прав и обязанностей;

· отсутствие четкости в распределении обязанностей, в частности, неэффективные, слишком расплывчатые или устаревшие должностные инструкции;

· низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины;

· конфликтогенные (то есть способствующие возникновению конфликтов) организационные структуры.

Положительное разрешение конструктивного конфликта - это прежде всего устранение недостатков, причин, к нему приведших. А поскольку причины эти - объективные, отражающие несовершенство организации управления, то устранение их означает усовершенствование самой организации. Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами, к которым относятся неправильные действия руководителя и подчиненных, а также психологическая несовместимость отдельных людей.

К возникновению конфликтов могут привести и определенные действия потенциальных оппонентов. Вот почему необходимо хорошо представлять, какие действия ведут к конфликтам. Итак, к конфликтам располагает следующее поведение:

· высказывание партнеру подозрения в его негативных побуждениях, открытое недоверие;

· перебивание собеседника при высказывании им своего мнения; несдержанность;

· открытое проявление личной антипатии к человеку;

· постоянные или частые мелочные придирки;

· принижение значимости роли человека, его отрицательная оценка, “навешивание ярлыков”;

· угроза;

· подчеркивание разницы между собой и собеседником не в его пользу;

· заниженная оценка вклада партнера в общее дело;

· преувеличение собственного вклада, своей роли;

· устойчивое нежелание признать свои ошибки или чью-то правоту;

· постоянное навязывание своей точки зрения;

· неискренность;

· нарушение персонального физического пространства;

· обсуждение интимных проблем собеседника;

· резкое ускорение темпа беседы, ее неожиданное свертывание;

· игнорирование попыток собеседника сгладить противоречия, совместно найти оптимальное решение возникающей проблемы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: