РЕЗОЛЮЦИЯ
11-12 декабря 2019 года, г. Москва
В городе Москве при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в период с 11 по 12 декабря 2019 года состоялся II Всероссийский съезд учителей физической культуры (далее – Съезд), организатором которого являлось федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания».
Участниками мероприятия стали учителя физической культуры общеобразовательных организаций, представители заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, региональных общественных организаций учителей физической культуры, общественных и некоммерческих организаций и другие категории педагогических работников в сфере физической культуры и спорта. Всего – свыше 300 специалистов в области физической культуры и спорта из 69 субъектов Российской Федерации.
В работе Съезда также приняли участие представители всероссийских федераций по видам спорта, олимпийские чемпионы, заслуженные работники в области физической культуры и спорта.
В ходе работы Съезда были рассмотрены приоритетные направления развития учебного предмета «Физическая культура» в рамках национального проекта «Образование», федеральных проектов «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.
В программах тематических мероприятий Съезда участникам была предоставлена возможность познакомиться с региональным опытом организации работы учителей физической культуры, инновационными подходами к организации урока по физической культуре и внеурочной деятельности, в том числе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
|
Заслушав выступления, представленные в рамках программы Съезда, участники отметили важность реализации основных приоритетов государственной политики в сфере образования, физической культуры, спорта, ФГОС, ресурсного обеспечения учебного предмета «Физическая культура» на основе взаимодействия различных ведомств в рамках Межотраслевой программы развития школьного спорта и Межведомственной программы «Плавание для всех»; перспективы деятельности Национальной ассоциации учителей физической культуры; совершенствование программно-методического обеспечения и материально-технического оснащения учебного предмета, а также важные аспекты укрепления безопасности при занятиях физической культурой и спортом в образовательных организациях; развитие кадрового потенциала в сфере физической культуры; повышение у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и формирование навыков здорового образа жизни.
Участники Съезда выразили уверенность, что реализация Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, Плана мероприятий по реализации Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» на 2019-2024 годы внесет существенный вклад в обеспечение глобальной конкурентноспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.
|
В то же время участники Съезда выразили озабоченность в части снижения мотивации обучающихся к учебному предмету «Физическая культура», связанной с использованием устаревших средств, методов и технологий обучения; тенденции использования в общеобразовательных организациях минимального количества часов (2 часа), отводимого на изучение предмета «Физическая культура», что снижает двигательную активность детей; отсутствием учета мнений, пожеланий и предложений учителей физической культуры при экспертной оценке программ, учебников, методик физического воспитания, перечней спортивного инвентаря и оборудования, используемого в образовательной деятельности.
Подробно обсудив вышеперечисленные вопросы, участники Съезда считают необходимым предложить:
1. Министерству просвещения Российской Федерации рассмотреть возможность:
- дальнейшего эффективного сотрудничества с Министерством спорта Российской Федерации и другими заинтересованными ведомствами по реализации Межотраслевой программы развития школьного спорта и Межведомственной программы «Плавание для всех»;
|
- разработки нормативных документов (приказ/распоряжение) по организации мониторинга состояния физической подготовленности обучающихся в общеобразовательных организациях;
- усиления в обществе информационно-просветительской деятельности по возрождению престижа профессии учителя физической культуры и других специалистов физкультурно-спортивного профиля через средства массовой информации.
2. Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания»:
- создать информационно-технологическую платформу (на базе ФГБУ «ФЦОМОФВ») по направлению «Физическая культура и спорт в образовании», в т. ч. электронную библиотеку (базу) образовательных программ, модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности, лучших практик в области физического воспитания;
- создать единую электронную систему наблюдения физической подготовленности обучающихся в общеобразовательных организациях Российской Федерации и провести мониторинг уровня физической подготовленности обучающихся по учебному предмету «Физическая культура;
- расширить спектр модулей примерных рабочих программ учебного предмета «Физическая культура» для общеобразовательных организаций с учетом методических ресурсов всероссийских федераций по видам спорта;
- разработать единые требования к критериям оценивания обучающихся по учебному предмету «Физическая культура» в соответствии с ФГОС;
- осуществлять координацию и организационно-методическое сопровождение всероссийской олимпиады школьников по физической культуре на всех этапах ее проведения и проводить с 2021 года всероссийский этап олимпиады школьников по физической культуре в рамках государственного задания ФГБУ «ФЦОМОФВ»;
- заключить соглашение с Национальной Ассоциацией учителей физической культуры (далее – НАУФК) по реализации Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, и Плана мероприятий по реализации Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» на 2019-2024 годы;
- совместно с НАУФК создать постоянно действующую рабочую группу при Министерстве просвещения Российской Федерации по совершенствованию физического воспитания в образовательных организациях.
3. Региональным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования:
- включить в региональные программы развития образования комплекс мер в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» на 2019-2024 годы;
- предусмотреть финансирование для участия педагогических работников физкультурно-спортивного профиля во всероссийских мероприятиях: всероссийском съезде учителей физической культуры, всероссийском конгрессе учителей физической культуры;
- включить в региональные планы организацию и проведение конкурсных мероприятий: для обучающихся по учебному предмету «Физическая культура», для учителей физической культуры в целях популяризации, повышения значимости предмета и престижа профессии учителя физической культуры в обществе.
-создать стажировочные площадки с целью развития экспериментальной и поддержки инновационной деятельности по физической культуре на базе лучших региональных образовательных организаций;
-обеспечить эффективную интеграцию образовательных программ по учебному предмету «Физическая культура» с программами внеурочной деятельности, дополнительного образования и воспитания обучающихся;
-предусмотреть в региональных планах механизмы поддержки профессионально-ориентированных и спортивно-одаренных обучающихся, мотивированных на педагогическую, тренерскую и иную деятельность в области физической культуры и спорта;
- предусмотреть средства из регионального бюджета в виде субвенций местным бюджетам на развитие физкультурно-спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций и приобретение современного школьного спортивного инвентаря и оборудования;
-разработать механизмы поддержки региональных общественно-профессиональных сообществ учителей физической культуры;
- совершенствовать систему дополнительного профессионального образования руководителей и педагогических работников физкультурно-спортивного профиля с использованием модульной системы обучения, а также электронного обучения в дистанционном режиме без отрыва от работы.
4. Участники Съезда рассмотрели и положительно оценили представленные на общественное обсуждение в рамках пленарного заседания основные образовательные программы по направлению подготовки 49.03.04 Спорт направленность (профиль) «Тренерско-преподавательская деятельность в сферах общего, дополнительного, профессионального образования, спортивной подготовки (по видам спорта: «Спортивная аэробика», «Спортивная гимнастика», «Фехтование», «Эстетическая гимнастика», «Художественная гимнастика»)» (Уровень высшего образования Бакалавриат).
Участники Съезда считают, что образовательные программы в полной мере обеспечивают подготовку специалистов по основным специальностям с компетенциями, определенными профессиональными стандартами, что позволяет универсально готовит специалиста к ведению учебного предмета «Физическая культура» в соответствии с федеральным государственными образовательными стандартами и проведению занятий в спортивных секциях. При этом специализация в области спорта дает специалистам преимущества для внеурочной деятельности, работы в рамках дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и спорте (отзыв прилагается).