Гущина Сергея,
Скрипт на тему: «Марксистская философия культуры»
Для рассмотрения были предложены фрагменты следующих текстов::
· К.Маркс, Немецкая идеология (фрагменты);
· К.Маркс, Экономическо-философские рукописи 1844 года (фрагменты).
Цели и задачи семинара:
1) Какие идет предложил К.Маркс, что он хотел ими показать;
2) Прояснение методологии;
3) Насколько «работают» идеи Маркса, «работают» ли они?
Начиная разговор с человека, речь будет идти не о каком-то конкретном человеке, а о его модели. Человек является производителем того, что сам создал. Всё крутится вокруг человека.
Первое на что было обращено наше внимание было понятия Маркса - отчужденный труд, которое является одним из основных в его концепции. И сразу же перед нами встает первый вопрос - о каком отчуждении у Маркса идет речь? Отчуждение - от слова «чужд», т.е. противостоящий мне, отторженный, непринятый мной. Маркс говорит, что наш труд отчужден. Задавая себе самому тот же вопрос, большинство соглашается с ним. Система устроена так, что человек является отчужденным (цит. «…труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности…»). Человек, таким образом является просто напросто оторванным от труда, он своего рода робот, которого запрограммировали на работу и для которого труд является не чем иным как отчуждением. Человек как бы вне этого труда, можно, даже, предположить, что труд управляет человеком. Он становится рабом или заложником, часто сам того не осознавая (цит. «Рабочий становится рабом своего предмета в двояком отношении: во-первых, он получает предмет для труда, т.е. работу, и, во-вторых, он получает средства существования.»).
|
Говоря об отчуждение, следует также дать определение таким понятиям как:
овнешнение или внешний труд – т.е. передача труда во вне, труд существует независимо от работника, вне его;
опредмечивание – закрепление труда в неком предмете, «опредмечивание выступает как утрата предмета, освоение предмета – как отчуждение»;
овеществление – процесс заключения отвергнутого от себя в вещь.
Мы изначально создаём какую-либо вещь не для себя, мы делаем это для другого, можно назвать этот труд насилием и таким образом, он является отчужденным. А что тогда, когда этот предмет становится чуждым нам? Как пишет Маркс: «Рабочий вкладывает в предмет свою жизнь, но отныне эта жизнь принадлежит уже не ему, а предмету», если рассматривать наемный труд, то человек становится отчужденным по отношению к труду на первых этапах работы.
В своей работе Маркс пишет преимущественно о физическом труде, где продукт является отчужденным. В таком случае остаётся непонятным как творческий труд может быть отчужденным? Но даже творческий труд может быть отчуждённым. Он тоже, иногда, бывает навязан нам. Например: когда мы рисуем картину, мы получаем удовольствие от процесса, но часто сам результат направлен на других. Таким образом, происходит самоотчуждение - «это отношение есть отношение рабочего к его собственной деятельности, как к чему-то чуждому, ему не принадлежащему», «жизнь повернутая против него самого, от него не зависящая, ему не принадлежащая». Продукт нашего труда заранее обретен на отчуждение, получается что мы не можем производить для себя.
|
Отчуждение возникает как следствие частной собственности, когда человек производит и продукт присваивается «другому» => отчуждение. Но что же тогда наше, то что не является нам чуждым? А вот своим является только то, чем мы чувственно владеем (например: если что-то съели) и только при этом человек чувствует себя свободным, получается только тогда, когда выполняет свои животные функции. Связанный нами с любовью шарф все равно уходит от нас. Как только появляется другой человек, то уже делаешь для кого-то. Продукт производится за счет своих усилий, трата себя на производство, и что бы мы ни делали, мы находимся вне этого. Человек начинает утрачивать индивидуальность, делая что-то для «другого».
Основной характеристикой человека является труд как деятельностная способность. Любая ли деятельность, любая ли сфера связана с отчуждением? Деятельность человека свойство чисто человеческое. Деятельность определяет нас. Когда человек является заложником деятельности, тогда труд является отчужденным. Человек воспринимает труд как средство к удовлетворению своей физиологической потребности, которая также присуща животным, следовательно, человек превращается в своего рода «животное» (цит. «Сама жизнь оказывается лишь средством к жизни»). Однако этот процесс не сможет осуществиться, т.к. человек является родовым существом, т.е. «он есть сознательное существо». В отличие от животных «человек сам делает свою жизнедеятельность».
В своей работе Маркс выделил 4 вида отчуждения:
Тип социального устройство заставляет человека работать на кого-то, результатом этого является экономическое отчуждение. В этом заключается принуждение – мы заброшены в эту работу, мы уходим от себя, т.е. самоотчуждаемся, этот труд навязывается нам. Теперь труд происходит только как удовлетворение потребности. Труд – внутренняя сущность человека. Но по Марксу – это принудительный труд, т.к. если не трудиться – значит не жить! Труд как цель превращается в труд как средство. Труд для поддержания жизнедеятельности, не социальной, а природной. Получается, что определенная работа становится не как для субъекта, а как для биологического объекта.
|
Мы социальны по деятельностной причине, а социальное взаимодействие происходит по совместной причине. С помощью средств производства мы объединены вместе. Но при этом труд должен проявлять только мою сущность, а не сущность каждого человека. Каждый человек заботиться о своем роде только как о биологическом существе.
Социальное отчуждение. Отчуждение человека от человека. Отчуждаясь от деятельности, мы отчуждаемся от другого человека. Происходит социальная конкуренция. Люди являются наемными рабочими, им не за что друг друга любить. Маркс, предлагает логику преодоления социального отчуждения. Социальность должна рассматриваться как класс, а не как народ или человечество в целом.
Отчуждение от родовой сущности. Человек неразрывно связан с природой, он есть часть самой природы. Отчуждённый труд, отчуждая от человека природу, отчуждает от человека род. Родовая жизнь превращается для него «в средство для поддержания индивидуальной жизни». «Во-первых, он отчуждает родовую жизнь и индивидуальную жизнь, а во-вторых, делает индивидуальную жизнь, взятую в ее абстрактной форме, целью родовой жизни, тоже в ее абстрактной и отчужденной форме».
Отчуждение от предмета труда. Продукты труда приобретают самостоятельное бытие, независимо от воли и желания человека.
Подводя итог можно сказать, что идеи Маркса продолжают работать и в наше время. Человек по прежнему остается наемным рабочим, выполняющим чужие приказания, являясь при этом отчужденным.
По представлению Маркса в основании развития общества лежит развитие экономических отношений, при этом культура – это производная от складывающихся вокруг условий.
Философия культуры предлагает рассмотреть целостную концепцию культуры в виде трехмерной структуры, в такой же форме мы можем рассмотреть и концепцию культуры марксизма.