Факторы, определяющие уровень психологической общности группы.




Психология больших социальных групп и массовые психические явления

Большие социальные группы – общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

Виды больших социальных групп

1) В зависимости от характера межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

- независимо от сознания и воли людей.

- в результате сознательного объединения.

2) По временя существования разделяются

-длительно существующие большие группы (классы, нации)

- коротко существующие (митинги, аудитории, толпа).

3) По характеру организованности-неорганизованности

- организованные группы (партии, союзы, толпа).

- стихийные (толпа),

4)

- условные (Половозрастные, профессиональные

- реальные

5)

- открытые

- закрытые,

6) по наличию определенного количества общих признаков и механизму связей с общностью (Г. Г. Дилигенский)

- объединение люден, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. (мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т. д.)

- люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются религиозные группы, партии, союзы, общественные движения. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа.

7) В истории развития мировой цивилизации делит людей на расы.

8) По другой люди делятся по принадлежности к различным этносам. Этнос – социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком. В основе существования этносов – осознание ими своей целостности.

Уровни развития больших социальных групп

Первый — нижний уровень — типологический, характеризует­ся тем, что члены соответствующей группы объективно схожи между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции индивидуального поведения людей, но не составляют основания для создания психологичес­кой общности. Объединенные по этим признакам люди составля­ют сумму индивидов, но не составляют единства.

Второй уровень развития социальной группы характеризуется тем, что члены группы осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами.

Третий уровень развития социальной группы предполагает готовность группы к совместным действиям во имя групповых це­лей. Члены группы осознают общность своих интересов.

 

Факторы, определяющие уровень психологической общности группы.

Степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и выделить ее от «чужих».

Характер внутри- и межгрупповых коммуникаций.

Идеология. Для объединения людей в социально-психологические общности стимул определяет групповые мотивации поведения людей.

Общественно-исторический опыт. Системообразующий признак этого опыта является практика коллективного действия.

 

Элементы общественной психологии:

 

Когнитивная сфера – относятся коллективные представления социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества.

а) групповое сознание;

б) социальное восприятие и мышление;

в) коллективные представления;

г) общественное мнение;

д) менталитет;

 

Мотивационно-потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами.

- Групповые потребности: - потребности группы как данной системы, нуждающихся в определенных условиях своего функционирования; - потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные для группы потребности.

Специфическое место в побудительной сфере имеют общественные интересы. В них отражаются потребности общества в целом, отдельных социальных групп.

- В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему.

а) общегрупповые потребности;

б) общегрупповые интересы;

в) мотивы деятельности;

г) жизненные ценности;

д) цели и социальные установки;

Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.

а) социальные чувства;

б) общественные настроения;

в) аффекты;

 

Деятельностную сферу составляет коллективная деятельность и групповое поведение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: