Становление педагогической профессии
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Зарождение воспитания как особого вида деятельности 3
Глава 2. Становление педагогической профессии 4
2.1. Становление педагогической профессии в странах Античного мира 4
2.2. Становление педагогической профессии в европейских странах 5
2.3. Становление научно педагогической школы в Казахстане
Заключение 8
Список использованной литературы 9
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая профессия ведет свое начало с древних времен, являясь одной из наиболее важных на протяжении всей истории человечества. Понимание сущности педагогической профессии, ее целей, содержания неуклонно изменяется в сторону расширения и углубления, единства социализации, воспитания и развития в целостном процессе формирования личности.
Цель данной работы – рассмотреть историю возникновения педагогической профессии и ее становление в различные исторические периоды.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретический материал;
– на основе специальной литературы определить время возникновения педагогической профессии;
– выявить основные этапы становления педагогической профессии.
Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
КАК ОСОБОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В мировой науке существует несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся две теории:
1) эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас), в рамках которой воспитательная деятельность первобытных людей уподобляется инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным;
2) психологическая (П. Монро), согласно которой происхождение воспитания объясняется проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым.
Объединяет эти теории утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей. Главнымусловием существования первобытных людей было изготовление и использование орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе. Больные и старые члены общины были хранителями огня и присматривать за детьми. Позже старейшины рода образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей – воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. Общественный прогресс и стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Таким образом, объективной предпосылкой возникновения педагогической профессии была необходимость передачи накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей.
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
2.1. Становление педагогической профессии в странах Античного мира
Как и всякое общественное явление, воспитательная деятельность и ее характер не стояли на месте и под влиянием общественных условий постоянно развивались и совершенствовались. В более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т. е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции – наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане:педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, много путешествовавшие и много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.
В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово пейдагогос (пейда – ребенок, гогос – вести) обозначает детоводитель. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании – педагогика.
2.2. Становление педагогической профессии в европейских странах
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами- богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.), когда происходило разложение феодализма и начиналось развитие буржуазного общества. Виднейшие деятели этой эпохи: итальянский гуманист Витторино да Фельтре, испанский философ и педагог Хуан Вивес, нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский, французский писатель Франсуа Рабле, французский философ Мишель Монтень и др. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.
Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика вплоть до начала XVII в. продолжала оставаться частью философии.
Как особая наука педагогика впервые была вычленена изсистемы философских знаний в начале XVII веке. Английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон в 1623 г. издал свой трактат «О достоинстве и увеличении наук». В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского. Коменский написал свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.
Вслед за Коменским в историю западноевропейской буржуазной педагогики вошли имена таких ее виднейших деятелей, как Джон Локк в Англии, Жан-Жак Руссо во Франции, Генрих Песталоцци в Швейцарии, Иоганн Гербарт и Адольф Дистервег в Германии и др.