Ход занятия
Пояснения к работе: Одиночная смена рельсов типа Р75 и Р65 длиной 25 м при скреплении ЖБР.
Одиночная смена рельсов относится к неотложным или плановым работам текущего содержания железнодорожного пути, также выполняется в составе планово-предупредительного ремонт, среднего ремонтов пути
Работа по смене остродефектного или лопнувшего рельса выполняется сразу после обнаружения (как неотложная работа).
Работа по замене дефектного рельса выполняется в плановом порядке.
Производственный состав исполнителей работ
Работы по одиночной смене рельсов типа Р75 и Р65 длиной 25 м при скреплении ЖБР с применением двух портальных кранов выполняется группой монтеров пути в составе 11человек:
Руководитель работ – дорожный мастер.
Профессии бригады и руководителя приведены в таблице 1.
Таблица 1
Профессия | Код профессии | Количество |
дорожный мастер | ||
монтеры пути 2 разряда | ||
монтеры пути 3 разряда | ||
монтеры пути 4 разряда | ||
Итого |
Организация и технология выполнения работ
Подготовительные работы
Ограждение места работ. На перегоне и на станции – сигналами остановки; с выдачей предупреждения на поезда по форме №2, при смене остродефектного или лопнувшего рельса поездам выдаются предупреждения на поезда по форме №1, согласно требований инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ № 2790р, на станции делается запись в журнале формы ДУ-46 руководителем работ. Ограждается в соответствии с рисунком 1 - на перегоне и рисунком 2 - на станции. Скорость движения поездов зависит от обнаруженного дефекта рельса.
Форма 2
________________________201__г. с__________ч_________________мин
(дата)
на_____________ пикеты___________перегона_______________________
(наименование перегона)
_________________________пути до________________________________
(номер) (указать часы или «до отмены»)
Выдавайте поездам предупреждения: «Остановиться у красного сигнала,
а при его отсутствии следовать с установленной скоростью».
Форма 1
________________________201__г. с__________ч_________________мин
на_____________ пикеты___________перегона_______________________
(наименование перегона)
_________________________пути до________________________________
(номер) (указать часы или «до отмены»)
Выдавайте поездам предупреждения: «Остановиться у красного сигнала,
а при его отсутствии следовать со скоростью не более__________км/ч».
После получения приказа на закрытие движения от ДНЦ (дежурного по станции), ограждения места производства работ, требующих остановки поезда согласно Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ и выключения секции из электрической централизации приступают к путевым работам.
Четыре монтера пути №1-4 путевыми гаечными ключами поочередно отвинчивают каждую гайку в стыковых болтах, смазывают их резьбу и с целью снижения времени при раскручивании во время основных работ ставят по одной дополнительной пружинной шайбе на каждый болт и обратно завинчивают, кроме болтов 2-ого и 5-ого отверстий (их откладывают в сторону). Одновременно с этим шесть монтеров пути №5-10 с применением скребков и метел очищают скрепления от грязи.
Основные работы
После получения распоряжения от поездного диспетчера (дежурного по станции) о закрытии пути для движения поездов, мастер дает команду по рации сигналистам о полном ограждении согласно Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ в соответствии с рисунком 1,2.
Рисунок 1 – Схема ограждения места работ сигналами остановки
Рисунок 2- схема ограждения места работ сигналами остановки на станции
На участках с электротягой и автоблокировкой два монтера пути №1-2 устанавливают обходные поперечные перемычки (рисунок 3 а), прикрепляемые струбцинами к подошве рельсов (данные перемычки перед сменяемым рельсом соединяют противоположные нити между собой).
На участках с электротягой без автоблокировки два монтера пути № 1-2 устанавливают обходной провод между концами рельсов, которые примыкают к сменяемому рельсу (рисунок 3 б). Данный провод прикрепляется струбцинами к подошве рельсов, как и в первом случае.
При переменном тяговом токе укладываются перемычки из медного провода сечением 50 мм2 и сечением 120 мм2 при постоянном токе.
а) - на участке с электротягой и автоблокировкой; б) - на участке с электротягой без автоблокировки; 1- заменяемый рельс; 2- обходные поперечные перемычки; 3-продольный обходной провод
Рисунок 3 – Схемы установки обходных перемычек и обходного провода при смене рельса
Четыре монтера пути №1-4 отвинчивают гайки стыковых болтов и снимают накладки. После этого ломами лапчатыми расшивают новый рельс, лежащий внутри колеи на деревянных полушпалках.
Шесть монтеров пути №5-10 отвинчивают гайки закладных болтов (или шуруп при скреплении ЖБР-65Ш) на 5 оборотов, пружинные клеммы сдвигают в монтажное положение (рисунок 4,5). Четыре монтера пути №1-4 после снятия накладок и расшивки рельса помогают монтерам пути №5-10.
Рисунок 4 – Монтажное положение упругой клеммы скрепления ЖБР
Рисунок 5- Монтажное положение упругой клеммы скрепления ЖБР-65Ш
5.2.5 Четыре монтёра пути №1-4 согласно рисунка 6 устанавливают два съёмных портальных крана над сменяемым рельсом и снимают его на концы шпал. Все операции выполняются по команде руководителя работ одновременно на двух портальных кранах (захват сменяемого рельса за головку рельса крановыми клещами и вывеска его, перемещение вывешенного рельса, опускание сменяемого рельса и снятие клещей).
Рисунок 6- схема установки съемных портальных кранов
5.2.6. Портальный кран состоит: 1- рама, 2- клещи, 3-таль, 4- привод,5- фиксатор, 6-пята выдвижная,7-колесо
Рисунок 5- съемный портальный кран
5.2.7.Основные технические характеристики:
Грузоподъемность крана, кг
Максимальная высота подъема, мм 400
Величина поперечного перемещения рельса, мм 960
Масса, кг 100
Обслуживающий персонал, чел. 2
Время аварийного сбора рельса, сек 1
Габаритные размеры крана
Длина, мм 1950
Ширина, мм 840
Высота, мм 820
Максимальное усилие на рукоятке при подъеме рельса, Н 147
Сопротивление электрической изоляции, Мом не менее 20
Шесть монтеров пути №5-10 обметают и очищают подрельсовые площадки шпал, поправляют и при необходимости заменяют подрельсовые прокладки.
Четыре монтёра пути №1-4 устанавливают новый рельс, операции выполняются по команде руководителя работ одновременно на двух портальных кранах (захват нового рельса за головку крановыми клещами и вывеска его, перемещение вывешенного рельса и опускание его на место укладки, снятие клещей).
Четыре монтёра пути №1-4 убирают два портальных крана на обочину земляного полотна на расстояние не ближе 2–х метров от наружной грани головки крайнего рельса.
После укладки нового рельса на место, четыре монтера пути № 1-4 устанавливают пружинные соединители, стыковые накладки, а так же по четыре стыковых болта в каждом стыке в первое и третье стыковое отверстие и гаечными ключами завинчивают гайки до нормативного усилия (гайки стыковых болтов должны затягиваться с усилием, соответствующим крутящему моменту 600 Н∙м (60 кг∙м)), высокопрочных - 1100 Н∙м.
Шесть монтеров пути № 5-10 устанавливают клеммы на всех шпалах в проектное положение, закрепляют гайки закладных болтов при скреплении ЖБР (или шуруп при скреплении ЖБР-65Ш) на каждой шпале с нормативным усилием. Для предотвращения угона и уширения колеи необходимо обеспечить затяжку гаек закладных болтов с усилием 200 Н·м.
Два монтера пути №1,2 снимают поперечные перемычки.
По окончанию основных работ руководитель проверяет участок пути шаблоном ЦУП, при отсутствии недопустимых отступлений дает команду о снятии сигналов остановки и передает уведомление об окончании работ поездному диспетчеру для открытия участка для движения поездов с установленной скоростью.
Заключительные работы
Монтеры пути № 1-10 обстукивают в обоих стыках накладки после первой затяжки и устанавливают недостающие стыковые болты, завинчивая их до нормативного усилия (гайки стыковых болтов должны затягиваться с усилием, соответствующим крутящему моменту 600 Н∙м (60 кг∙м)), высокопрочных - 1100 Н∙м.
Руководитель работ динамометрическим ключом проверяет усилие затяжки гаек закладных болтов и стыковых болтов, после чего дает команду сигналистам снимать все сигналы ограждения, проверяет состояние габарита, сообщает дежурному по станции об окончании работ с последующей отметкой в журнале формы ДУ-46.