Анализ учебника географии 7 класса.




Образовательная линия «Полярная Звезда».

Авторы: д-р геогр. наук А.И. Алексеев, д-р пед. наук В.В. Николина, д-р геогр. наук С.И. Болысов, кандр. геогр. наук Г.Ю. Кузнецова, Е.К. Липкина, д-р геогр. наук А.С. Фетисов

Название учебника «География. Страны и континенты».

Издательство «Просвещение» год издания 2008.

 

Курс «География. 7 класс» — это страноведческий курс, на изучение которого в общеобразовательной школе отводится 70 ч.

Основные цели курса:

1) формировать у обучающихся: — представления о современной географической кар тине мира, о развитии природы Земли, о крупных при- родных комплексах Земли — материках и океанах; — знания о разнообразии природы материков и океанов, об общих географических закономерностях и особенностях их проявления на материках и в океанах; — знания о многообразии стран и народов, их населяющих, о влиянии природных условий на жизнь, быт, традиции людей, их хозяйственную деятельность; — умения сравнивать особенности природы и населения регионов и отдельных стран; — умения оценивать особенности взаимодействия при роды и общества в пределах отдельных территорий; — умения описывать по карте положение и взаимно расположение географических объектов; — умения работать с разными источниками географической информации, самостоятельно приобретать знания; — умения использовать географические знания в повседневной жизни;

2) воспитывать у обучающихся: — уважительное отношение к людям различных рас, национальностей, вероисповеданий; — бережное отношение к природной среде. Курс «География. 7 класс» имеет ряд особенностей. Его конструирование основано на взаимосвязях научного, гуманистического, страноведческого, культурологического и личностно-деятельностного подходов, а также на взаимосвязях глобальной, региональной и локальной составляющих, позволяющих раскрыть проблемы на трёх уровнях — глобальном (планетарном), региональном и локальном.

Научный подход обеспечивает формирование научной картины мира, основных понятий, общих географических закономерностей. Гуманистический подход раскрывает роль человека в материальной и духовной культуре, освоении и сохранении природных ресурсов, осуществлении стратегии устойчивого развития мира.

Страноведческий подход обеспечивает разноаспектное, разностороннее изучение материков, регионов и стран.

Культурологический подход раскрывает многообразие культурных миров, духовных и нравственных ценностей народов мира.

Личностно-деятельностный подход предполагает организацию самого процесса обучения, управление учебной деятельностью.

Введение содержит параграфы, мотивирующие обучающихся на работу с учебником. В нём подробно рассказывается о том, что появилось нового в учебнике.

В тему «Введение» включены параграфы «Учимся с «Полярной звездой» (1)», ориентированный на формирование умений получать информацию с фотографий, и «Географические карты», углубляющий знания обучающихся о географических картах и помогающий овладеть основами картографической грамотности.

Тема «Население Земли» знакомит школьников с народами, религиями, многообразием языков и стран, типами поселений. Содержание параграфа «Учимся с «Полярной звездой» (2)» нацелено на формирование умений работать с географическими картами и диаграммами.

Тема «Природа Земли» посвящена изучению общих природных закономерностей. Эта тема существенно больше по объёму, чем в классических курсах для 7 класса. Содержащийся в данной теме параграф «Учимся с «Полярной звездой» (3)» призван научить школьников пра-вильно искать информацию в Интернете.

Тема «Природные комплексы и регионы» знакомит обучающихся с природными зонами мира, раскрывает особенности и взаимосвязи двух крупнейших природных комплексов Земли — океанов и материков.

Самая большая по объёму тема учебника — «Материки и страны». Но материал по конкретным материкам меньше по объёму, чем обычно. Каждый материк рассматривается с позиции проявления на нём только что изученных общих природных закономерностей и места в мире расположенной на материке части света (или региона).

Изучение темы начинается с рассмотрения материков Южного полушария (Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка) и заканчивается материками Северного полушария (Северная Америка и Евразия). Такая последовательность изучения обусловлена тем, что на материках Южного полушария лучше прослеживаются широтная зональность, зависимость климата и природных зон от географической широты. А следовательно, обеспечивается более глубокое понимание и усвоение основного географического закона — закона широтной зональности. Не случайно более сложный в природном отношении материк Евразия изучается в конце курса, т. е. тогда, когда обучающиеся уже имеют определённый багаж знаний. Все материки изучаются по единой схеме: образ материка (географическое положение и природа материка) — материк в мире (что известно о материке, кто живёт на материке, чем занято население) — путешествие по материку — государства, расположенные на материке. Такой подход позволяет создать у обучающихся целостный образ материка, включающий когнитивную, эмоционально-ценностную и праксеологическую (деятельностную) составляющие

Изучение государств, расположенных на материке, также осуществляется по определённой схеме: визитная карточка страны (что мы знаем о стране) — место на карте (где находится) — место в мире (чем известна страна в мире) — население (происхождение, занятия, образ жизни) — столица. В процессе изучения курса школьники познакомятся с Египтом, Бразилией, США, Германией, Францией, Великобританией, Китаем и Индией. Отбор государств для изучения обусловлен культурно- исторической значимостью страны, её ролью в развитии человеческой цивилизации.

При изучении материков используют типовые планы характеристики географических объектов.Самостоятельные работы по оценке географического положения материка, его береговой линии (с применением элементов проблемного обучения) Влияние географического поло-жения на природные особенности материка.Обобщение результатов самостоя- тельной работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ НА ЭЛЕКТРОННОМ НОСИТЕЛЕ (ЭП)

Назначение электронного приложения (ЭП) — предо- ставить возможность формирования предметных и обще- учебных умений и способов деятельности в медиасреде. Основной раздел электронного приложения — Уроки, соответствующие параграфам бумажного учебника. Уроки содержат тройную цепочку интерактивных заданий с системой медиаобъектов(географические карты, рисунки и интерактивные схемы, фото, видеофрагменты, анимации и справочные сведения). В выбранный урок попадают с первого экрана, содержащего Оглавление. С первого экрана можно также войти в другие разделы — Каталог, Экзаменатор, Атлас, Помощь. На экране урока доступны: • Материалы к уроку (для демонстрации). • Интерактивное Задание на формирование ключевых компетенций. • Блок интерактивных тестовых заданий в режиме Тренажёра. • Блок интерактивных тестовых заданий в режиме Контроля. • Дополнительные материалы (всплывающая подсказка помогает определить назначение кнопки). Материалы к уроку, как и Дополнительные материалы, представляют собой тематически ото- бранный ресурс. Географические карты и обучающие рисунки частично повторяют иллюстративный матери- ал бумажного учебника с целью его закрепления. Часть обучающих рисунков, интерактивные схемы, фото, видеофрагменты и анимации расширяют и визуализируют информацию по теме урока. Многие фото представлены в виде слайд-шоу. Дополнительные материалы предназначены в большей степени для помощи ученику в выполнении заданий. В них преобладают статьи из Справочника и географические карты. Учитель может использовать для объяснения нового материала и для повторения Материалы к уроку и Дополнительные материалы, обращаясь как к готовой тематической подборке урока, так и ко всей базе мультимедийных объектов — через Каталог. Ученику доступны Дополнительные материалы при выполнении основного Интерактивного Задания и тестовых заданий в режиме Тренажёра. В режиме Контроля доступа к Дополнительным материалам 13 нет. Ученик при самоподготовке также может использовать Материалы к уроку. Выбирая основное Интерактивное Задание (на формирование ключевых компетенций), учитель предлагает практическую отработку и закрепление материала, обязательного для усвоения. В разных уроках основные Интерактивные Задания различаются по типу, форме и инструментам выполнения, однако все они направлены на достижение планируемых результатов освоения учебного курса. В этой группе собраны задания: • познавательные (систематизация текстовой, графической и картографической информации; объяснение, сравнение процессов и явлений; установление последовательностей, соответствий, причинно-следственных связей и др.); • исследовательские (проведение опытов и формулирование выводов); • практические (измерения, расчёты, построения — по карте и на основе наблюдений). Основные Интерактивные Задания снабжены функцией проверки — автоматической либо в форме сличения. Выбирая интерактивные тестовые задания в режиме Тренажёра, учитель даёт возможность ученику тренироваться в выполнении заданий в форме ГИА или ЕГЭ без ограничения повторов в случае ошибки. Выполнение тестовых заданий в режиме Контроля не допускает повтора. Все тестовые задания снабжены автоматической проверкой и отображением конечного результата. Учитель может оперировать всем мультимедийным ресурсом электронного приложения для отработки, контроля усвоения и демонстрации учебного материала в фор- мате урока. Все виды ресурсов могут быть выведены на интерактивную доску. С учётом электронного приложения информационно- образовательная среда учебника оказывается весьма ёмкой и функциональной. А высокая степень разнообразия заданий позволяет эффективно осваивать не только предметную, но и междисциплинарные программы. ЭТАПЫИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИКОВ Как уже говорилось ранее, все материки изучаются по единой схеме: образ материка (географическое положение и природа материка) — материк в мире (что известно о материке, кто живёт на материке, чем занято население) — путешествие по материку — государства, расположенные на материке.

Образ материк

1. Характеристика географического положения материка даётся по типовому плану с опорой на текст параграфа и географические карты. Особенности географического положения материка определяются путём сравнения географического положения двух материков. В ходе описания географического положения обучающиеся наносят на контурную карту крайние точки материка. К характеристике географического положения можно подойти творчески: например, составить его описание от лица участника научной экспедиции.

2. Изучение строения земной коры и рельефа матери- ка основывается на анализе текста параграфа, географических карт и профиля рельефа, на сравнении по картам строения земной коры и рельефа двух материков. Характеристика рельефа материка даётся по типовому плану, на контурную карту наносятся крупнейшие формы рельефа и важнейшие виды полезных ископаемых. На основе анализа карт: а) устанавливается связь горных пород с процессами их образования (магматизм, метаморфизм, осадконакопление); б) устанавливается связь рельефа со строением земной коры, с характером залегания горных пород и рельефообразующими процессами; в) устанавливается связь месторождений полезных ископаемых с этапами развития земной коры, составом горных пород, современными формами рельефа; г) определяются самая высокая и самая низкая точки поверхности.

3. Изучение климата материка базируется на основе текста и карт параграфа. Выявляются: а) основные факторы, влияющие на климат материка; б) основные и переходные климатические пояса, даётся их характеристика.

Характеристика климата материка осуществляется по типовому плану. На основе текста параграфа, климатических карт и диаграмм сравнивают климат двух материков.

Алгоритм определения типа климата по климатической диаграмме •внимательно рассмотреть все обозначения на климатической диаграмме (месяцы года на ней указаны буквами на оси абсцисс);

• установить годовой ход температур (температуры обозначены на оси ординат); • определить средние температуры января и июля (температуры января часто обозначают синим цветом, а июля — красным);

• вычислить годовую амплитуду температур, т. е. разность среднемесячных температур самого тёплого и самого холодного месяцев;

• определить годовое количество осадков, их распределение по месяцам (или сезонам) года и сделать вывод о режиме выпадения осадков;

• установить на основе данных о годовом ходе температур и режиме выпадения осадков тип климата территории.

4. Изучение внутренних вод материка основывается:

а) на характеристике реки (озера) по типовому плану;

б) на сравнении двух рек разных материков по типовому плану;

в) на нанесении на контурную карту крупнейших рек (озёр);

г) на решении творческих задач;

д) на создании презентации о реках (озёрах) материка; е) на участии в проекте.

5. Особенности растительного и животного мира материка изучаются на основе текста параграфа и наглядных средств обучения (демонстрация плакатов или слайдов с изображением типичных и уникальных представителей растительного и животного мира материка, просмотр кинофильмов или телепрограмм по теме). Кроме того, в изучение данной темы хорошо вписывается проектная деятельность обучающихся (например, создание национальных парков, заповедников и т. д.), а так- же подготовка презентации об уникальных растениях и животных.

 

Материк в мире.

При изучении места материка в мире в первую очередь нужно выяснить, что ещё, кроме природных особенностей, обучающиеся знают о материке. Далее изучение материала осуществляется по схеме: история освоения материка — население материка (описание населения по типовому плану) — занятия населения.

При изучении места материка в мире целесообразно использовать этнографические описания из книг, журналов и др.

Путешествие по материку.

Задача параграфов-путешествий — создать образное представление о регионах с учётом уже освоенных общих природных закономерностей и их проявления на конкретном материке. Главное условие при изучении параграфов-путешествий — параллельное чтение текста и карты (буквально «веди по карте пальцем» — указание школьникам).

Государства, расположенные на материке. Поскольку параграфы, посвящённые конкретной стране, нацелены на выработку умения самостоятельно работать с различными формами текстов и делать выводы, то основной упор делается на самостоятельную деятельность обучающихся.

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПАРАГРАФОВ-ПУТЕШЕСТВИЙ Отличительной особенностью учебника «География. 7 класс» линии «Полярная звезда» являются параграфы-путешествия, которые призваны познакомить обучающихся с различными регионами материка, их природой, населением и его хозяйственной деятельностью. Совершая воображаемое путешествие по материку, обучающиеся смогут «увидеть» многообразие природных условий, уникальные природные и культурные ландшафты. В путешествиях создаётся «особая географическая картина мира, мира с человеком, причём это не просто сочетание мира и человека — это осознание человеком своего места в мире» (В. С. Преображенский).

Цель параграфов-путешествий — закрепление матери- ала на основе несколько иной формы работы с информацией. В связи с тем что в этих параграфах использован описательный текст (в отличие от большинства параграфов, основанных на использовании текста-рассуждения), они ориентированы на выработку умения самостоятельно синтезировать информацию и делать выводы. Кроме того, параграфы-путешествия призваны формировать у школьников пространственное воображение, ролевой опыт, умение работать с картой, а также личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Параграф-путешествие — это урок-путешествие, в ходе которого реализуются идеи страноведческого, компетентностного, событийного и деятельностного подходов. Эти подходы учитывают возрастные особенности обучающихся 7 класса. Особое внимание уделяется организации учебной деятельности.

Первое воображаемое путешествие школьники совершают по Африке. В связи с этим они знакомятся с правилами путешествия по материку в рубрике «Шаг за шагом» на с. 104 учебника. К данной рубрике обучающиеся обращаются на каждом уроке-путешествии, в результате чего у них формируются методологические знания, обеспечивающие компетентностную составляющую — «как мы будем изучать». С помощью алгоритма, заложенного в рубрике «Шаг за шагом», строится учебная деятельность обучающихся, развивается их умение «учись учиться».

Для эффективного проведения урока-путешествия необходимо использовать средства обучения, заложенные в самом учебнике, а также электронное приложение к нему. Они являются важными составляющими успеха в познании материков, регионов и стран мира.

• Карты путешествий (например, по Африке на с. 108–109). Это карты материка — «Природные зоны» и «Страны и занятия населения» с нанесённым на них маршрутом. Особенность этих карт — их красочность, об- разность, генерализованность. Целенаправленная работа с такими картами способствует созданию образа территории, развитию умения ориентироваться, читать, понимать и знать карту. Максимальную информацию можно получить при наложении карт друг на друга.

• Карты Приложения (физическая карта мира и карты отдельных материков). Эти карты дают представление о физико-географических особенностях изучаемой территории.

• Текст параграфа и иллюстрации. Наиболее сложным при изучении текста является его осмысление и сопоставление с картами и рисунками. Особенность текста — его разбивка на небольшие отрывки, соответствующие маршруту от одной точки до другой.

• Инструкции и напоминания в рамках на зелёном фоне. Они помогают лучше организовать работу. Напри- мер, в § 27 содержатся инструкции и напоминания обучающимся такого рода: «Не забывайте следить за маршрутом путешествия по картам на с. 108—109!», «Повторите, как вы будете изучать материки и страны (с. 4—5)», «Вспомните, что вам уже известно о природе и населении Африки (см. тему «Природа Земли», § 25—26)». Кроме того, после каждого отрезка маршрута дано рефлексивное задание типа «Пролетая над Сахарой, я видел… (Продолжи)». Это задание нацелено на обобщение изученного и предполагает, что обучающиеся должны сделать самостоятельные выводы. Его можно также выполнить в форме устного или письменного рассказа, эссе, репортажа от первого лица, рисунка, схемы и т. п.

• Система практических заданий рубрик «Это я могу» и «Это мне интересно», а также электронного приложения. Обратите внимание, что задания рубрики «Это я могу» предусматривают обязательную работу с климатическими диаграммами. Другие задания — работа с фото, определение географических координат. В рубрике «Это мне интересно» дано 1—2 обобщающих творческих задания. Использование электронного приложения позволяет расширить спектр деятельности обучающихся на уроке.

Очень важным при изучении параграфов-путешествий является создание атмосферы полёта. Подобное ощущение возникает при обращении учителя к обучающимся со словами «Представьте себе, что…». Этому также со- действует стиль изложения параграфов, постоянно напоминающий о путешествии: например, «мы начинаем путешествие…», «под крылом нашего самолёта…», «к югу от нашего маршрута…», «с высоты мы увидим…». Следя за маршрутом путешествия по картам, обучающиеся становятся активными его участниками.

В ходе уроков-путешествий целесообразно использовать различные средства наглядности — фотографии, слайды, электронные (или бумажные) презентации, фрагменты видеофильмов и др. Можно также продемонстрировать привезённые из путешествий школьниками, их родителями или учителем сувениры.

Если описание стран и регионов, через которые пролегает маршрут, будет дополнено воспоминаниями тех обучающихся, кто уже побывал в них, а также отрывками из дневников путешественников, их заметками, рассказами писателей и учёных, то урок-путешествие получится яр- ким, незабываемым, а главное — эффективным.

Этапы проведения урока-путешествия

Урок-путешествие включает четыре этапа — ценностно-мотивационный, ориентационный, поисково-деятельностный, оценочно-рефлексивный.

Ценностно-мотивационный этап. На данном этапе осуществляется мотивация предстоящей деятельности с помощью вопросов: «Что мы будем делать? Что мы уже знаем об этой территории? Что нам необходимо сделать, чтобы отправиться в путь? Какими источниками информации мы будем пользоваться? В какой форме можно представить результаты нашего путешествия?» Подобная ориентация способствует обретению смысла, к которому школьникам ещё предстоит выработать своё отношение. Доминирующими словами, создающими мотивацию у семиклассников, становятся слова «представьте себе, что…», «как будто мы…». На этом этапе обучающиеся определяются, как они будут работать — индивидуально или в группе.

Ориентационный этап. На этом этапе осуществляется постановка учебной задачи с помощью вопросов: «Куда мы отправляемся? Каков маршрут путешествия? По каким городам и странам он будет пролегать? Где мы будем останавливаться?» Главное на этом этапе — увидеть весь маршрут: от начального пункта и до конечного. С этой 19 целью обучающиеся выясняют, каково общее расстояние маршрута, в каких климатических поясах и природных зонах он будет пролегать, а также вспоминают правила путешествия по материку.

Поисково-деятельностный этап предусматривает последовательное «разворачивание» маршрута: от общего обзора территории с высоты птичьего полёта до более или в группе.

Изучение первых параграфов-путешествий осуществляется с помощью комментированного чтения текста и параллельной работы с картами, рисунками, климатоди-аграммами. Для закрепления изученного материала предлагаются различные задания, например:

1) прочитайте текст «Летим над Сахарой» на с. 106 учебника и выделите в нём ключевые слова. По ключевым словам и карте на с. 108 дайте краткую характеристику изучаемой территории;

2) по тексту «От Лагоса до озера Виктория» на с. 110—111 учебника, картам на с. 108—109 и рисунку 80 подготовьте репортаж, в котором отметьте, что вас больше всего поразило;

3) представьте, что вы или ваша группа работаете в турагентстве. Подготовьте описание маршрута «От Амстердама до Стокгольма» с указанием основных достопримечательностей, которые вы планируете показать туристам.

По мере развития самостоятельности обучающиеся могут выполнять в группе другие виды заданий: например, подготовить презентацию или видеоролик туристического маршрута, оформить журнал или дневник путешествий от лица специалиста (учёного-географа, учёного-биолога, эколога, медика и т. д.). Главным в групповой работе являет-ся постановка конкретной задачи, её выполнение и представление. Результатом работы может стать проложенный на контурной карте маршрут путешествия, эссе, буклет, странички дневника путешествия, путевые заметки.

Поисково-деятельностный этап предоставляет учителю большие возможности для использования различных приёмов и методов обучения. В качестве интересных находок выступают опережающие задания, связанные с подготовкой сувениров, фотографий, рисунков по теме или с написанием журнальной статьи, эссе, рассказа от имени местного жителя о территории. Например: «На- пишите краткий рассказ от имени жителя Сахары, указав, где именно вы живёте, чем занимаетесь, чем питаетесь, как проходит ваш день, каковы проблемы жителя Сахары».

Кроме опережающих заданий, на данном этапе есть все условия для организации проектной деятельности обучающихся. В этом случае ученики могут «отклониться» от маршрута путешествия и подготовить проект. Темами проекта, к примеру, могут стать следующие: «Проектируем заповедник в Африке», «Прокладываем маршрут «Моя Австралия», «Прокладываем туристический маршрут по реке Амазонке», «Следуем по маршрутам исследователей Евразии» и др.

Оценочно-рефлексивный этап заключается в выявлении значимости изученного материала для обучающихся путём определения их отношения кувиденному в путешествии. На данном этапе проводится презентация выполненной группами работы и её оценка самими учениками.

Таким образом, рефлексия затрагивает метапредметный, предметный и личностный уровни.

По итогам урока-путешествия обучающиеся могут по- лучить оценки за различные виды деятельности: аналитическую работу с текстом, картами, рисунками и дополни- тельным материалом, создание презентации, разработку проекта, выполнение заданий электронного приложения, а также за личностные качества — креативность, самостоятельность, коммуникативность.

Уроки-путешествия — это особенные уроки, создаюшатмосферу интереса. Они ориентированы на «зону ближайшего развития» семиклассников, учитывают их психофизиологические особенности, склонность к фантазированию, романтике, поиску впечатлений. Надеемся, что эти уроки не только будут способствовать повышению качества учебного процесса, но и послужат началом учительского и ученического творчества.

МЕТОДЫИ ПРИЁМЫОБУЧЕНИЯ

В качестве важнейших методов обучения в курсе «География. 7 класс» можно назвать такие, как:

1) игровой (организация виртуальных путешествий, игровых ситуаций);

2) проектный (организация деятельности, направлен- ной на решение конкретной задачи (проблемы) и создание определённого продукта);

3) дискуссионный (организация дискуссии, в процессе которой у обучающихся формируется собственная точка зрения);

4) исследовательский (организация деятельности, обеспечивающей обучающимся возможность самостоятельного изучения ряда вопросов, выполнения действий поискового характера);

5) практический (организация деятельности, способствующей формированию умений работать с картой, диаграммами, интернетресурсами).

При изучении материков, регионов и стран наиболее эффективными являются такие учебные приёмы, как создание коллажа, схем, рисунков, рекламных проспектов, написание эссе, путевых заметок, краткого рассказа от имени местного жителя и туриста, а также применение кейс-метода. Такие учебные приёмы способствуют формированию эмоционального восприятия (эмоциональная составляющая) и познавательной активности (когнитивная составляющая).

 

 

Линия учебно-методических комплексов (УМК) по географии «Полярная звезда» под ред. А. И. Алексеева. 5-9 классы

  УМК «География». 5-6 классы. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.
УМК «География». 7 класс. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.
УМК «География». 8 класс. Алексеев А.И., Николина В.В. , Липкина Е.К. и др.
УМК «География». 9 класс. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К.
Проекты и творческие работы. География. 5-9 классы. Николина В.В., Липкина Е.К.
Рабочие программы. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К.

Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Учебники и пособия УМК по географии «Полярная звезда» обеспечат достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Учебники могут использоваться при работе по разным педагогическим технологиям.

Особое внимание авторы уделили осознанной разнообразной самостоятельной деятельности школьников. В авторскую концепцию заложена идея индивидуального прогресса – выработать у учеников стремление к лучшему результату и помочь им в его достижении.

Особенности линии УМК:

Всё необходимое для достижения планируемых результатов средствами предмета сосредоточено непосредственно в учебнике:

  • Широкая СИСТЕМА разноуровневых заданий, охватывающая все классы учебно-познавательных и практических задач, в том числе задачи на приобретение опыта проектной деятельности, развитие читательской компетенции, сотрудничество, работу с информацией.
  • СИСТЕМА помощи в организации собственной учебной деятельности (модели действий, пошаговые инструкции, напоминания, полезные советы, ссылки на дополнительные ресурсы);
  • СИСТЕМА подготовки к аттестации для ученика;
  • СИСТЕМА деятельностных уроков «Учимся с «Полярной звездой», направленных на формирование универсальных учебных действий.
  • Необходимый набор ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ (краткий атлас).

Рабочая программа курса разработана авторским коллективом в соответствии с требованиями ФГОС. В программе имеются (помимо иного) описание личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, а также тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: