Сущность искусства и его место в культуре




 

Неотъемлемой частью культуры человечества во все времена является искусство. Многообразные формы его реализации вызывают интерес различных научных дисциплин, изучающих конкретные специфические черты искусства, его взаимосвязь с другими сферами человеческого бытия. Предмет искусства - всё однообразие действительности, отражаемое художественными средствами. Искусство – специфический вид деятельности, воплощающий эстетическое отношение к миру. В истории человечества эстетическая деятельность и искусство существуют в единстве с другими видами социальных действий, в первую очередь, с производственными. Так же как в культуре в целом в искусстве ярко выражен игровой элемент (игровые модели культуры). Произведение искусства включает в себя особый вид ценностей - эстетические. Искусство носит надисторический и конкретно - исторический характер, сопряжена с моралью, религией, философией и другими формами духовного освоения действительности. Конкретно исторический характер искусства: преобладание тех или иных стилей и направлений, появление новых видов и жанров(20 век –кино, так как информационные технологии). Появление последних – следствие изменения средств передачи и восприятия художественной культуры.

Культурология, изучая культуру как целостную систему, рассматривает художественную культуру как специализированную сферу. При этом эстетика предстаёт как метатеория и методология искусства, анализируя его природу, функции и динамику развития. Конкретные стороны искусства как феномена культуры изучают такие дисциплины как искусствоведение(изучает виды, стили, жанры искусства), социология и психология искусства, этнография, археология и др. дисциплины. Эстетика исследует искусство как особую форму эмоционально- образного отношения к действительности, формулирующую и развивающую способность человека преобразовывать мир и самого себя по законам красоты. Как социальное явления, искусство выполняет следующие функции:
а) познавательную (искусство- это способ познания мира, наряду с наукой, отражающей действительность и отношение человека к ней);
б) аксеологическая (искусство вырабатывает, хранит и передаёт определённые эстетические ценности и идеалы, тесно взаимосвязаны с моралью);
в) креативная (искусство само является процессом и результатом творческой деятельности человека, а также побудительной силой проявления творческих начал личности);
г) воспитательная (в системе эстетического воспитания искусство необходимый компонент формирования эстетических потребностей, взглядов, вкусов и творческих способностей человека);
д) гедонистическая (отражает неутилитарный характер искусства, его способность дарить людям удовольствие и наслаждение);

Искусство можно отнести невербальным видам социокультурных коммуникаций. Связей между предметно - чувственным миром и образами, смыслами искусства носят опосредованный характер, поэтому в искусстве всегда присутствуют элементы субъективности, условности, игры.
В системе культуры искусства предстаёт в единстве с миром(так, античное искусство неразрывно связано с мифологией), с религией, с моралью, наукой, философией. Искусство при этом выражает чувственно-образную сторону трансляции социокультурного опыта, является составной частью традиции. С другой стороны, традиция передаёт, транслирует определённые стереотипы, образцы, “алгоритмы“ творчества в гепозе искусства. Об этом свидетельствует повторяющиеся, сходные темы и сюжеты в искусстве различных народов и исторических эпох (“ кочующие” сюжеты в искусстве). Традиция в искусстве предстаёт как консервирующий, объединяющий элемент, его творческий и развивающий аспект реализуется в инновациях.
Морфология искусства - учение о типологии и классификации искусства в истории эстетики и культурологии. Типология исторического развития искусства включает направление, течение, школы, стили, жанры. Направление- исторически сложившаяся общность художественных явлений, на основе единства эстетических принципов и ориентации. Отличительной чертой направлений и течений в искусстве является художественный метод.
Художественный метод- совокупность основных способов и норм создания, распространения и сохранения эстетических ценностей в искусстве. Направление в искусстве различаются также и системами выразительных средств, своеобразием стилевых манер. Стиль- это единство формы и содержания, объективированный художественный метод. В пределах одного и того же направления могут существовать различные стили(например, в модернизме 20 века присутствуют кубизм, абстракционизм, сюрреализм и др. стили.
Жанр в искусстве – это специфический способ создания художественного образа, отражающий определённые характеристики вида искусства (в литературе, например, жанрами являются роман, повесть, поэма, стихотворение и др.).
При различии подходов и точек зрения в решении проблемы типологизации искусства в современной эстетики выделяют виды искусства(в основе классификации лежит выявление специфики художественных средств).
Архитектура – вид искусства, основой которого предстаёт архитектурный образ. В ней всегда присутствует единство функциональной, конструктивной и художественных сторон.
Изобразительное искусство основано на воплощении художественного образа в живописных и пластических произведениях. Особую роль играет сочетание цвета и света. К художественным средствам живописи относят рисунок, колорит, фактуру, цвет, светотень, перспективу. Существуют многообразные жанры живописи (станковая, миниатюра, рисунок и т.д.).
Скульптура как вид изобразительного искусства создаёт художественный визуальный образ средствами пластического объёма, силуэта, пропорции. Выделяют станковую, монументальную, декоративную скульптуру.

Литература – словесный вид искусства, в котором формирование художественного образа осуществляется через вербализацию. Слово здесь несёт определённый смысл, выражающий чувства и эмоции, взгляды и представления, передавая эстетические и художественные ценности через речь (письменную и устную). Жанры литературы: проза и поэзия, подразделяются также на эпос и роман, сказку, повесть, рассказ, драму и т.д.
Театр – статический вид искусства, художественный образ создаётся посредством использования выразительных средств литературы, изобразительного искусства и игры актёров. Театральное искусство – коллективное творчество, в котором сочетается литературная основа, режиссёрская трактовка, актёрская интерпретация. Театральное искусство включает в себя многообразные жанры (драма, комедия, трагедия и т.д.).
Кино – синтетический вид искусства, включающий изобразительные и художественные средства литературы, живописи, театра, музыки, танца. В процессе развития киноискусства как коллективного творчества формируются разные жанры и стили, возникают приёмы совершенствования визуальных образов. В современной эстетике выделяют также и телевидение- синтетический вид искусства, в котором видеотекст есть основа формирования художественного образа.
Музыка – вид искусства, выражающий художественный образ и его интонационную природу аудио средствами. Музыкальное искусство может быть инструментальным и вокальным, воплощаться в таких жанрах как опера, оперетта, оратория, пьеса, симфония и т.д.
Танец – древнейший из видов искусства, в основе которого лежат движение, жест, ритм. Существует в единстве с музыкой, реализуется в жанрах: балет, характерный танец, народный, бытовой и т.д.
Все виды и жанры искусства постоянно развиваются и совершенствуются т.к. информационные технологии оказывают прямое воздействие на различные виды художественной культуры, способствуют появлению новых выразительных средств и приёмов художественного творчества(“компьютерная музыка и т.д.). В условиях информационного общества проблемы развития искусства, творческой деятельности и художественного восприятия произведений искусства приобретают новые аспекты и рождают новые проблемы эстетической теории.
Вопросы исторического развития художественной культуры, направлений в искусстве будут рассматриваться в русле историко-культурной тематике в последующих темах.

 

Религия очень тесно связана с искусством. Во–первых, при самом возникновении своем, можно сказать, у самой колыбели своей религия владела искусством. Есть даже теория (мы считаем ее весьма односторонней), которая доказывает, что самое происхождение искусства религиозно. Во–вторых, религия в течение всего своего существования широко пользовалась искусством как орудием воздействия на человеческое сознание, как орудием укрепления своей власти над людьми.

существует теория, которая предполагает, что искусство обязано своим происхождением религии. Согласно этой теории изображения крестов, кружков, животных на первобытных рисунках носили религиозный характер и предметы эти были изображаемы с целями колдовскими. Действительно, присматриваясь к искусству современных дикарей, мы находим там много подтверждений этой теории, например в разного рода хороводных танцах с изображением диких животных, что особенно развито у охотничьих племен и чего нет у народов — скотоводов и земледельцев, танцы которых носят уже другой характер.

Первобытная религия диких племен пользовалась искусством в виде украшения одежд, украшения жилищ, в виде плясок, пения и заклинаний. Но с развитием общества развиваются и средства, при помощи которых религия привлекает к себе на службу искусство для того, чтобы давить на воображение, на чувства трудящегося, утешать его в земных горестях обещанием будущих благ и тем самым порабощать его. Для полноты овладения человеком религия пользуется музыкой, которая имеет в «богослужении» громадное значение; дома молитвенных собраний получают особую форму — «дом божий» высится над всем городом, шпиль колокольни как бы вкалывается в самое небо; вся церковь построена так, что каждая линия, каждый штрих устремляется ввысь, как молитва к богу. Войдите, например, внутрь костела: длинные узкие окна с разноцветными стеклами, раскрашивающими в различные цвета проникающие солнечные лучи и дающими таинственный полусвет; звучит музыка, поет хор, разносится дым кадильного фимиама, — так что не только производится воздействие на слух и зрение молящихся, но даже на их обоняние!

Органическую взаимосвязь морали и искусства древние греки выра­жали общим понятием «калагатия», смысл которого передает духовное родство этих форм общественного сознания, восприятия действительности и миропонимания. Основная мысль, характеризующая взаимосвязь морали и искусства кратко может быть выражена следующим образом: различие между ними заключается в форме отражения действительности, единство в их содержании и функциях. Эта мысль требует конкретизации.

С философской точки зрения содержание определяет форму, однако, одно и тоже содержание может быть воплощено в разной форме: сущность жизни одна, но необозримо разнообразие её форм. Это касается нравст­венной и эстетической сторон духовной жизни. И в искусстве, и в морали одно и тоже содержание выражается в различных формах. Содержание мо­рали составляет мир добра и зла, отраженный в нравственном сознании в форме конкретных этических понятий и связанных с ними чувств. Понять вещь, значит, иметь понятие о ней: понимание нравственной жизни выра­жается в этических понятиях.

Искусство отражает жизнь не в понятиях, а в художественных образ­ах. Любовь для искусства не понятие, не общее представление, а вырази­тельный художественный образ как, например, у Шекспира образ Ромео и Джульетты, в повести «печальнее нет на свете». Идея любви, как и другие нравственные понятия (справедливость, честь, долг, счастье, смысл жизни т.д.), в искусстве живут другой жизнью. Там они «оживают» в конкретно-чувственных образах - формах. Совершенная художественная форма дела­ет жизненными, реально ощутимыми, правдивыми нравственные идеалы, ценности, понятия. «Искусство порождает мир как нечто духовное и как данное для созерцания... Муза делает образы духа внешне наглядными, зримыми и слышимыми».

ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

* эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;

* социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;

* компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;

* гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;

* познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;

* прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;

* воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическаяфункция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функцииискусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: